Наверное, нет более уникального материала, использовавшегося на Руси, который можно было бы сравнить с берестой. Что только не делали из этого чрезвычайно податливого инструмента — верхнего слоя коры березы. Это и обувь (лапти), и лодки, и самые разнообразные сундуки, корзины и туеса. В старину береста могла служить крышей дома, из неё же делались летние, защищающие от зноя шапки. Ну и, конечно, всем памятны берестяные грамоты, найденные археологами в Великом Новгороде и Пскове и ставшие настоящей энциклопедией жизни древнерусского народа. В последние времена береста оказалась вытесненной другими материалами, однако берестяной промысл не забыт в народе. Мы беседует с Анной Николаевной Николаевой, мастерицей изделий из бересты, традиционным участником Рогожской старообрядческой ярмарки.
Занимаюсь изготовлением берестяных изделий. Это старинный русский промысел, к несчастью, забытый у нас. Сейчас бересту заменила керамика, стекло, металл, а раньше под все сыпучие (крупы, стравы, сушёные грибы) использовали берестяные изделия. Также из бересты плелись корзины, лапти, сундуки для одежды, даже украшения. Этот материал можно назвать уникальным — его собирали в самых разных районах страны и использовали для самых разных, порой неожиданных целей. Взять хотя бы берестяные грамоты. Благодаря им мы имеем возможность узнать о жизни и обычаях наших предков.
Нет, я была раньше несколько раз, но последние года 2 или 3 не была, меня не приглашали. Очень приятно, когда люди приходят и говорят: «Мы у вас покупали. Почему вы в прошлом году не были?». Я отвечаю: «Когда приглашают, я с удовольствием приезжаю». Вот и в этом году пригласили.
Вы знаете, я много путешествовала по русскому Северу с палатками и рюкзаками. Как я люблю говорить, я отдыхала на южном берегу Белого моря. Был в истории России такой период, когда объединялись малые посёлки, и люди активно переселялись в города. Оставалось очень много брошенных домов. Люди, переселяясь, брали самое необходимое, а такую утварь ведь не унесёшь. Да и неизвестно, что с ней делать в городе. Всё это было брошено, и когда я входила в эти заброшенные дома и видела всю эту красоту, я этим всерьёз загорелась.
Очень захотелось попробовать сделать все эти вещи своими руками. Мне понадобилось 3-3,5 года для того, чтобы научиться этому ремеслу. Мастеров в городе тогда не было, а обучаться в деревне не было возможности. Интернета тоже не было: это всё происходило лет 20-25 назад. Поэтому училась методом проб и ошибок. Понадобилось 5 лет, чтобы я поняла азы этого ремесла, почувствовала, что, задумав что-то, какой то предмет, я могу его сделать.
Бересту я сама собираю в лесу. Езжу к Северу (например, север Тверской области), потому что там качество бересты лучше. Промысел плетения берестяных изделий существовал в Вологодской, Костромской, Архангельской областях. В нашей же полосе в основном плели из лыка, из липовой коры. В более южных районах лапти и всё остальное плели из камыша и рогоза, потому что берёза хорошего качества, которая бы давала бересту, там почти не растёт, и липы там нет. Все промыслы распределены по климатическим зонам.
Да, езжу туда, куда приглашают: выставки, фестивали. За границу на подарки у меня часто берут солонки, как русский традиционный сувенир. Обычно эту продукцию понимают и покупают люди, которые на генном уровне, в душе понимают традиционное русское искусство и промыслы. И если не могут купить, приходят просто для того, чтобы подержать в руках.
Беседовала Косырева Ирина
Комментариев пока нет