Сегодня книжные магазины переполнены самой разной литературой. В советское время, чтобы достать редкое издание, нужно было получить особый талон. А он выдавался только усердным сборщикам макулатуры. Однако и при наличии талона далеко не все книги были доступны простому читателю. Особенно же недоставало книг по религии, искусству, дефицитом считалась зарубежная классика. В наши дни книг много, а ассортимент, на первый взгляд, может угодить самому взыскательному читателю. Так это или нет, нам рассказывает известный уральский журналист Максим Гусев.
В книжном магазине
Зашел как-то в книжный и глазам не поверил: неужели сегодня тут день старообрядчества? На полке с краеведческой литературой что ни новое издание, то обязательно текст о дораскольном Православии, а то и тематическое фото. Нет, так не бывает. Вдоволь полистав издания, намеренно пошел в другой магазин. Нет, не ошибся — тут то же самое!
Старообрядец из Невьянска с пышной бородой на фоне своего дома. Места староверские: поселок Шамары, окрестности Невьянска, Реж, могила раскольника. Сюжетов в современных уральских изданиях о старообрядчестве на удивление немало. Этого не было еще буквально пару-тройку лет назад — ежегодно внимательно отслеживая, что пишут и издают светские издательства, всегда внутренне переживал: на Урале — в опорном крае державы — одной из главных точек необъятной страны, где обосновывались на протяжении веков хранители Старой Веры, упорно не хотели признавать очевидного. Пожалуй, стольких городов-заводов, где не просто «обитали», но и оставляли заметный след и вклад старообрядцы, стольких приписных деревень, стольких потаенных мест, где верующие образовывали скиты, где собирались на моления, где позже ежегодно встречались на святых погостах, чтобы помянуть предков, нет, наверное, больше нигде в России.
Туристические диковинки
В последние годы власти Свердловской области в поисках своей краеведческой и туристической привлекательности перевернули, пожалуй, все, что могли. Но неизменно упирались в факт, которого из истории ну никак не выбросишь. Скажем, Каменск-Уральский, уже давно признанная столица колокололитейного производства России, где теперь ежегодно проводится фестиваль колокольных звонов, хотя и основывался не староверами, но память о них хранит — именно верующие по-старому начинали тут литье «кампанов», известных в России как «колокола».
О Невьянске и говорить нечего. Основанный три с лишним века назад, разрастающийся во многом за счет прибывающих сюда гонимых царской властью людей, которые верили не так, как было угодно чиновничеству и приближенным к ним людям, принявшим искаженное за истину, город-завод позже стал подлинным местом притяжения старообрядцев. Демидовы им благоволили и охотно брали на работу: знали, что те не запьют, что трудиться будут за долю малую со всей самоотверженностью, силой и рвением.
Екатеринбург? Реж? Нижний Тагил? Окрестности реки Чусовая с ее долинами и прибрежными селениями? Висимский заповедник? Куда ни глянь, везде отметились старообрядцы. Тут кладбище, там памятный крест, здесь деревня, где и сейчас помнят эхо былого.
Но то география. Если же взять промыслы, то и вовсе удивляешься. Расписные подносы? Иконопись? Самовароделание? Бондарное ремесло? Золотодобыча? И вновь везде находишь старообрядческое наследие! Вернее, чувствуешь: это — дело рук старообрядческого мастера, которое теперь подхватили рядовые работники, мало что знающие о своих предшественниках.
Наконец-то поняли это и власти. Вернее, понимать-то понимали и раньше, но только недавно решили, что акцентировать на этом внимание туристов, да и местных жителей, далеко не все из которых знают историю родного края, дело выгодное, да и чисто с человеческой точки зрения — правильное. Общество, все больше оборачивающееся назад, в то славное прошлое, чтобы ощутить дух старины далекой, носителями которой ныне являются старообрядцы, обязано знать свои корни, свои дрожжи, на которых и взросло.
Путеводитель в старину
И хотя в книжных магазинах самыми популярными остаются полки с беллетристикой, к краеведению, фольклористике и этнографии интерес неизменно растет. Наблюдаю его с радостью. И даже когда меня увлеченно оттесняют от этих полок, не обижаюсь — это тот интерес, который нужно поощрять!
Глянец, высококлассная печать, профессиональные снимки, робкие, и от того вполне честные фразы — все это подкупает. И вот уже книжный становится каким-то другим, про который хочется сказать: храм знаний, музей, знакомящий настоящее с прошлым. За издание путеводителей, альбомов, альманахов, где пока совсем робко, но все же звучит слово о старообрядчестве, берутся именитые издательства, впрочем, и цены потом задирают приличные. Однако за качество почему бы и не заплатить?
Держу в руках путеводитель, к созданию которого когда-то был причастен и сам. Директор проекта предложила подготовить несколько оригинальных статей — конечно, не «то, чего никогда не было и быть не может», но нечто оригинальное, что способно было бы заинтересовать. И как тут было отказать, тем более, что мест на Урале, куда можно было бы предложить читателю съездить или по маршруту выходного дня, или подольше, на пару-тройку дней, немало.
Заинтересовать человека светского, семейного, который может себе позволить выехать на выходные куда-нибудь в область, километров этак за триста-четыреста, в глушь, можно легко, тем более, он и сам рад заинтересовываться. И потому одна из статей того путеводителя, впоследствии качественно изданного и успешно разошедшегося многотысячным тиражом, да так, что даже и мне экземпляра не досталось, была посвящена мощному центру старообрядчества, поселку Шамары. А редакции путеводителя описанное — что это за место, что можно увидеть, с кем пообщаться, где заночевать — похоже, так понравилось, что теперь статья эта кочует из одного переиздания в другое. Значит, есть спрос?
К слову, тот путеводитель один из местных и достаточно крупных операторов мобильной связи закупил оптом и потом распространял среди клиентов. Конечно, о старообрядчестве в нем было немного, так ведь и прививают нас от болезней малыми дозами вакцин, которых обычно оказывается более чем достаточно.
Нынче я тот путеводитель увидел снова. Старообрядческий поселок Шамары в оглавлении в разделе «религия» занимают одну из четырех строчек, наравне с сугубо-«никонианскими» Ганиной Ямой, Верхотурьем и Тарасково.
Собственно, и почему бы теперь не признать в описании к таким уральским изданиям, что «не уступает в незаурядности и историческое наследие. Именно здесь возникли первые зауральские крепости и городки, действовала главная на Урале ярмарка и найдены первые в стране золото, платина и изумруды. Здесь обосновались горнозаводские гнезда легендарных Демидовых, Яковлевых и прочих корифеев промышленности XVIII–XIX вв., а в XX веке – индустриальные «монстры», ставшие синонимами слова «Урал»?
А многие ли знают о святой Платониде, чье место священно для старообрядцев, но уж слишком далеко от цивилизации? И в путеводителе о нем — вполне большая статья! Да и написано так сочно, «вкусно», что не читать хочется, а собраться в поездку и открыть для себя это уникальное место, соседствующее с живописными природными памятниками, о которых рассказывать бесполезно — видеть надо.
Словом, общество, наконец, отбрасывает предрассудки, время смывает гордыню, и наша современная тематическая литература вполне себе спокойно признает, что местные территории богаты уникальным наследием, которое может быть интересно всякому современному человеку. В книгах, цель которых — не вдолбить очередную религиозную муть, а беспристрастно показать, как было, что стало, и как оно возрождается, многое рассказывается бесхитростно и как-то очень просто, душевно.
А что в других регионах? Честно: не видел, не знаю. Думается, что ситуация много хуже — далеко не всем российским территориям повезло со старообрядцами. Впрочем, кое-где духовное наследие не хуже уральского, но все настолько выхолощено жестокосердными властями в годы лихолетья, а краеведы настолько зашорены во взглядах, что и, сидя на сундуке с богатством, упрямо не желают его распахнуть. А жаль.
Комментариев пока нет