Еще не верующие, но уже не атеисты исследуют прошлое, открывая для себя семейные тайны…
На Урале — бум интереса жителей к собственной генеалогии. Люди все активнее интересуются жизнью своего рода, особо старательные в этих поисках «уходят» вглубь веков, «вспахивая» почву аж в XVII или XVIII веке.
Похоже, на смену бесперспективным увлечениям, порожденным веком глобализации, приходят, наконец, ценности духовные: люди с энтузиазмом исследуют свое прошлое, по крупицам собирают сведения о былом, интервьюируют оставшихся в живых родственников. И этим не ограничиваются. Они работают даже в архивах, параллельно открывая для себя истории своих имени-фамилии, значения которых до того не знали.
Все это ими кропотливо документируется — те, кто дружен со словом, пишут рассказы, разбавляя их легендами и домыслами, вплетая свой род в биографии городов и тем вовлекая себя в общую летопись истории родного края. А те, кто красноречием не наделен, сберегают свои находки в сознании и при возможности делятся этими ценностями с теми, кому доверяют и чьим мнением дорожат.
Но вскоре это драгоценное время накопления информации уступает место желанию поделиться своими сенсационными и не очень находками с другими. Так, в малых городах Свердловской области, а равно и в столичном Екатеринбурге, стали создаваться общества родоведов — тех, кто неравнодушен к прошлому и жаждет поведать о нем современникам.
Особенно стало заметным это в последние годы, когда Свердловская областная универсальная научная библиотека имени Белинского стала выступать организатором встреч родоведов. И вот уже десятки, а порой и сотни людей несколько раз в год собираются здесь, чтобы поделиться очередными своими находками, рассказать о наблюдениях или поведать воссозданную историю своего рода, своей фамилии.
И надо видеть, как все это горячо отзывается в людях! Обмениваясь историческими фактами, рассказывая о дедушках и бабушках, о перипетиях, с которыми сталкивались их дальние и давние родственники, люди словно бы возрождаются к новой жизни. Наверное, в этом своем желании докопаться до сути и найти истину они похожи на увлеченных детей, которые после долгой болезни смогли спуститься во двор к друзьям и рассказать о том, как были прожиты эти дни в томительной разлуке…
Не сомневаюсь, что читатель удивится, но факт остается фактом: то, что еще недавно было уделом людей пожилых, которым словно сам Бог велел вспоминать о прошлом и думать о будущем, теперь стало характерным и для нового, молодого поколения. Оно уже не уступает взрослым и опытным в жажде узнать о прадедах и прадедах прадедов что-то такое, что даст им возможность испытывать благородную гордость и чувствовать себя преемниками своих предков.
Для этого, конечно, приходится потрудиться. Урал, особенно Южный и Средний, основанный старообрядцами, и по сей день бережет все то, без чего историю нельзя считать объективной и истинной — факты. А они бесхитростны: обширные территории эти в XVIII-XIX веках были поделены на тех, кто верит по-старому, и на тех, кто ненавидит и гонит тех, кто верит по-старому.
Верующих, как опять-таки ни странно для читателя, всегда было немало. И, значит, сегодня немало тех, кто является подлинным правопреемником некогда гонимых староверов. Углубиться в прошлое — это одно, но, докопавшись до небольших сенсаций, осознать, что твоего предка гнали, а он упирался и не предал веру, подчас даже под пытками — дорогого стоит!
У коренных старообрядцев подобное если и вызывает какие-то чувства, то самые поверхностные — не потому, что многие из них не способны чувствовать, просто они давно свыклись со своим особым духовным положением, чего не скажешь о тех, у кого в родовой биографии — многолетние, быть может, даже более чем пятидесятилетние пробелы в духовности.
Скажем, дед хранил веру, рассказывал о ней внуку или внучке, а вот детям своим духовность не сумел передать. Умер. Внук, хотя и помнил рассказы давно покойного деда, всю жизнь не придавал им значения или отмахивался — «не время собирать камни». Однажды вдруг он, сам уже седой дед, спохватывается, и сознание благодарно дарит ему воспоминания, которые впору навсегда высечь на сердце, как самое ценное, что было в жизни.
И то, что в глубине памяти дремало до поры до времени, вдруг вырывается наружу бурной деятельностью — он вспоминает все, что с ним происходило, и не просто вспоминает, но и передает это своим детям. А те, если воспитаны высоко-духовно, тоже начинают интересоваться прошлым и узнают, что это прошлое живо и сегодня. Так ниточка за ниточкой возрождается целый род — еще не староверов, но уже и не равнодушных к своему прошлому людей.
Уходит время, утекает вода, память отбрасывает все лишнее. Но главное — «да у меня богатая история!» — вдруг становится единственной мыслью, овладевающей людьми. И вот уже они не просто варятся в собственном соку, но делятся этим ценным сначала с друзьями и соседями, а потом идут и того дальше — обращаются за помощью к краеведам и историкам и вдруг — нежданно для себя! — сталкиваются с обществами родоведов, сами становясь такими же исследователями прошлого.
Невьянск, Реж, Екатеринбург — уральские города не соперничают за свою историю, но вместе воссоздают ее. И неудивительно, что именно здесь появились первые родоведы — инициативные люди, которые и о себе хотят рассказать, и на других не прочь поглядеть. А со временем им стало тесно в своих территориях и они стали встречаться все вместе. Кстати, общества эти создавались неловко, даже примитивно, но люди были в полной уверенности, что делать что-то для осознания себя не просто песчинкой, но и частью истории края, области и даже отдельно взятой деревни или поселка, необходимо.
Итак, первый шаг сделан. Люди осознали, как важна история, собрали и систематизировали те или иные данные о своих предках, изложили их на бумаге, рассказали знакомым о том, что, да, они — потомки староверов, тех, кто сумел оставить все, бежать от гонений и начать жизнь с нуля в условиях, на первый взгляд казавшихся непригодными для существования.
Каким же быть шагу второму? Вероятно, прийти в храм. Сделать это куда сложнее, чем воссоздать историю. Тут уже необходимо перебороть себя и свое сознание, не привыкшее взывать к Богу и обращаться к священнику, становиться на колени и каяться, пусть и в том, чего впрямую не совершал. Зато как это важно для некоторых — покаяться в грехе предательства Бога, пусть и косвенного, при старательном посредничестве властей, сделавших все, чтобы вера во Христа сменилась верой в идеологию.
Лично я в своих раскопках забрался не так глубоко, как бы хотелось — всего-то до середины XIX века, другой уральский христианин-старовер Сергей Панов, вернувшийся на Урал после долгой «сибирской» отлучки, преуспел в этом деле куда больше, воссоздав, по сути, всю историю своего рода от самых истоков. Но если я действовал самостоятельно, потому и не узнал ничего сенсационного, то он опирался на знания все тех же режевских родоведов, а также на местные и региональные архивы. Значит, общества полезны — и вот он, конкретный пример.
…Объявления о встречах родоведов видеть всегда приятно. Вдвойне приятно знать, что в областной библиотеке организуется конференция, куда съезжаются гости изо всех уголков региона. Здесь уже не просто рассказывается о фамилиях и родах, но затрагивается более глобальное. Рассуждения, вернее, темы докладов, охватывают все шире суть старообрядчества, отдельные его местячковые особенности, а также — неизменно для новичков — опытные специалисты рассказывают о том, с чего начинать свою поисковую деятельность?
Вот одно из таких объявлений — о семинаре по родословию, который был посвящен источникам поиска информации об истории своей семьи. «В частности, — говорится в нем, — речь пойдет о краеведческой литературе и архивных документах. Слушателей семинара познакомят с классификацией прямых и косвенных источников, основными для родоведа архивными документами, их содержанием, а также условиями получения необходимых сведений при самостоятельной работе исследователя.
Такие семинары по родословию проходят в библиотеке имени В. Г. Белинского с декабря каждую первую среду месяца. Они рассчитаны на тех, кто хочет восстановить историю своей семьи. Семинары ведет Эмилия Калистратова, родовед, заместитель председателя Уральского историко-родословного общества».
Благодаря таким встречам люди находят ответы на свои вопросы, да так, что родоведческие общества пополняются новыми людьми — теми, кто решил присоединиться к ним, чтобы помочь другим, только начинающим свой путь исканий. В том же Реже, например, среди родоведов — целые семьи! Они периодически собираются вместе, обсуждают новости, строят планы, куда-то совместно выезжают. Этими действиями люди как бы между делом готовят почву к тому, чтобы однажды начать созидать что-то большее, чем просто выстраивать биографии.
Городок-завод с глагольным названием, по сути, основывался староверами, которые исправно трудились на местном заводе и состояли в дружеских отношениях с «коллегами» из Невьянска, и сегодня этот простейший исторический факт осознается людьми все сильнее.
Они еще не готовы образовывать общину, но, как долго созревающий плод, наполняются соками, размягчают свои сердца. К чему? Пока промолчим, заметив лишь, что, наверняка, к тому, о чем кто-то еще и помнит: не так и много прошло времени с последних разорений святых для старообрядцев мест, с момента уничтожения крепких здешних общин — как часовенных, так и белокриницких.
В ноябре в Екатеринбург вновь съехались неравнодушные к своему прошлому люди из самых разных уголков Свердловской области, чтобы принять участие в XII Уральской родоведческой научно-практической конференции. Здесь обсуждались интереснейшие темы — опыт развития региональной генеалогии, история уральских родов, родоведение и краеведение, практические проблемы составления родословий, уральские фамилии в прошлом и настоящем.
Возникший и возникающий интерес у людей, вне сомнений, говорит о том, что все активнее уральцы стали обращать свой взгляд в прошлое, доказывая, что без него нет, и не может быть полноценного будущего. А привлечение к увлекательному процессу подобных исторических расследований детей важно вдвойне, поскольку одушевляет общество и закладывает благородную основу, способную подарить нам совсем другие ценности — те, про которые сегодня не всем и не всегда говорить ловко…
Фото Сергия Панова
Комментариев пока нет