В последние годы много пишется и говорится о возвращении собственности религиозным организациям, которая была экспроприирована после Октябрьской революции 1917 года. В настоящее время законодательство позволяет государству передавать конфессиям здания храмов, монастырей и другие постройки с учетом их исторической и конфессиональной принадлежности. Однако с точки зрения гражданского права религиозные организации являют собой лишь часть собственников, притом весьма незначительную. Нельзя забывать, что церковь в России отделена от государства, а, следовательно, как собственник не должна иметь большие права, чем другие субъекты правового поля. Также являются собственниками и другие организации или частные лица, которые могут претендовать на возвращение частной собственности, отобранной в период правления большевиков.
Совершенно ясно, что национализация крестьянской земли, отобрание казачьих усадеб, особняков купцов и чиновников не менее аморальны и не более законны, чем конфискация церковной собственности. Поэтому историческая справедливость может быть восстановлена в отношении не только религиозных, но и всех граждан России. Тем более даже с точки зрения права (как классического, так даже и права советского государства) формально никакой национализации имущества не проводилось. Чаще всего хозяев и жильцов просто выселяли из домов, другие бежали под угрозой расправы. Никаких документов о национализации и передаче собственности не оформлялось, что означает лишь одно: захват собственности совершался самовольно и бандитским путем.
В этой связи интересна сегодняшняя судьба сельских дворянских и купеческих усадеб, которые были экспроприированы после Октябрьской революции 1917 года. До нашего времени на территории России сохранилось несколько тысяч таких построек. Находятся они главным образом в таких местах, которые сегодня считаются глушью, и нередко удалены на расстояние в несколько часов езды от районных или областных центров. С другой стороны, трудно вообразить, что эти места были такими же «глухими» до 1917 года, а ведь это было совсем недавно. Большинство усадеб находятся в руинированном, иногда полностью разрушенном состоянии.
Усадьба Денисово
В 20 километрах от Костромы по трассе Кострома-Сущево находится усадьба Денисово.
В конце XVIII века Денисово было деревней, принадлежавшей Ф. Г. Кудрину, владельцу соседнего сельца Белково. В первой половине XIX века Денисово стало сельцом, которое в 1846 году уже принадлежало майору А. И. Зузину. В это время в усадьбе стоял деревянный господский дом с двумя флигелями по сторонам. Нынешний каменный трехэтажный дом был построен в 1850-х годах.
В Государственном архиве Костромской области сохранились документы по земельным владениям А. И. Зузина:
Это один из лучших усадебных комплексов Костромской губернии XIX века с огромным господским домом в стиле позднего классицизма. Расположена в нескольких сотнях метров от старой дороги на Вологду, на возвышенности среди полей и лугов. Из усадьбы в западном и юго—западном направлениях на многие километры открываются удивительные по красоте ландшафты средне-русской полосы России. Главный дом усадьбы построили около 1850 года, а к югу от него разбили парк. Главный дом — это композиционный центр усадебного комплекса. С юга от него расположен парк, спускающийся к большой прямоугольной поляне. Севернее дома устроен партер с «акациевой беседкой», а далее разбит фруктовый сад. Вдоль его западной границы проходит дорога на Белково, обсаженная липами, березами и елями (6 лип аллеи относятся к концу ХVIII века, остальные деревья — к середине и третьей четверти ХIХ века). Западнее сада расположен узкий прямоугольный пруд.
Главный дом имеет двухъярусную балкон-террасу с колоннадой, богатый внешний декор, хорошо сохранившийся и до наших дней. Третий этаж и пристройка были сделаны в советское время. Интерьеры дома мало сохранились, потому что во время советского периода стены покрыли масляной краской.
В советское время здесь располагалась Денисовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8-го вида.
В 2008 году школа-интернат была закрыта. Дом выставлен на продажу вместе с еще двадцатью памятниками архитектуры Костромской области.
Желающих приобрести старинную усадьбу Денисово за 6 лет было много, но никто на столь серьезный шаг так и не решился. «Много было желающих, но никто не решился на покупку. Восстанавливать здание достаточно дорого, но это можно делать поэтапно. И использовать его можно для каких угодно целей, нет ограничений. Есть обременение — необходимо сохранить внешний облик, внутренний — по возможности. Нельзя разрушить то, что сделали наши предки. Хотелось бы, чтобы кому-то усадьба понравилась также, как она нравится нам. Там уникальный воздух», — рассказала начальник отдела управления областной собственностью департамента земельных и имущественных отношений Маргарита Васильева.
В настоящее время дом находится в удручающем состоянии — сказались и советское прошлое, и запустение. Усадьба регулярно подвергается набегам вандалов, вокруг здания устроена систематически пополняемая свалка.
Усадьбы, пребывающие ныне в плачевном состоянии, могли бы стать историческими, рекреационными и культурными центрами. Важной чертой этих усадеб является и то, что они не разрушают природный ландшафт, в отличие от многих современных «фазенд», построенных в 1990-2000-хх годах. Хозяева последних, как известно, не торопятся открывать доступ в свои поместья, строить музеи и парки общего доступа. Возможно, относительно свободный доступ в старинные поместья и восстановление их исторического облика могут стать юридическими пунктами закона о реституции, который позволит вернуть наследникам эту недвижимость совершенно бесплатно.
Фотографии автора
Видела эту усадьбу, печальное зрелище
Усадьба находится не в глуши какой-то, а совсем рядом с областным центром, но снова все упирается в финансы. А ведь здание разрушается, и судя по фотографиям с выбитыми окнами, существует опасность, что вандалы разберут здание по кирпичикам.
Да а когда-то я в этой школе учился очень жалко что погибает такая красота