В 2018 году исполняется 100 лет со дня окончания одного из самых трагических событий истории XX века — Первой мировой войны. 12 ноября 2018 года в Париже у Триумфальной арки по этому случаю состоялась церемония, в которой приняли участие главы самых разных государств: премьеры Чехии, Израиля, Греции, Армении, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Также в мероприятиях приняли участие президенты России и США — Владимир Путин и Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и другие. События Первой мировой войны также вспоминали у памятников, посвященных этим событиям, и на воинских кладбищах.
О том, каким был мир на пороге войны, какой была сама война и каким образом возможно возродить память о великой войне, сегодня рассказывает доктор исторических наук, член ассоциации историков Первой мировой войны Татьяна Игоревна Трошина.
В исторической науке используют такие определения, как «длинный XIX век» и «короткий ХХ век». Длинный XIX век фактически начался с Великой Французской революции и закончился в 1914 году (а ХХ век начался в 1914 г. и закончился в 1991 г.) с разрушением социалистической системы). За «длинный XIX» люди прошли мучительный путь: от страшной жестокости к смягчению нравов, к улучшению качества жизни, к демократическим и либеральным идеалам; появились и стали обычными такие, казалось бы, традиционные вещи, как любовь к детям, семейные ценности, «милость к падшим» и прочее. Мир стал благополучным, вызывая у части творческой элиты раздражение своей «буржуазностью» и «мещанством». Как ни странно, но войны ждали. Впрочем, никто не знал, КАКАЯ это будет война, к каким фатальным последствиям, сотрясавшим мир на протяжении почти всего ХХ века, она приведет.
Фактически, мир был поделен между несколькими мировыми империями (если мы посмотрим на глобус начала ХХ века, он не будет столь же пестрым, как современный). В результате этой войны четыре империи были разрушены (Австро-Венгерская, Германская, Российская) или оказались на грани разрушения (Британская). В войну были втянуты, так или иначе, не только европейские державы, но и их многочисленные колонии. Поэтому война, которую сначала называли «Европейская», вскоре получила наименование «Мировой».
Любая война, к которой готовятся, ждет только повода. Если народы не хотят войны, они договариваются и при более тяжелых потерях. А если хотят, могут напасть и без повода (вспомним нашествие на Россию Наполеона, а затем Гитлера).
Россия не закончила очередную военную реформу и в военном отношении была готова хуже, чем ее союзники и противники. Однако, являясь гарантом независимости Сербии, российское правительство не могло промолчать, когда Австрия напала на эту маленькую страну.
В дальнейшем и прежде всего в войне с мощной Германской империей Россия надеялась на обещанную военную помощь союзников по Антанте, которую получала в основном через Архангельск.
Вопросом остается, была ли побеждена Германия. Антанта воспользовалась ее ситуацией (в Германии началась революция) и объявила о своей победе. Это очень сложный вопрос, в котором еще до конца не разобрались.
Россия же со своим мощным человеческим потенциалом сыграла важнейшую роль в победе Антанты, однако из-за революции в России нас фактически исключили из клуба победителей.
Если бы союзники не только рассчитывали на нашу помощь, а помогали бы России в трудные моменты…; если бы наша политическая элита была более ответственной в столь важный для страны момент…; если бы наша экономическая элита преследовала государственные, а не свои узко-классовые и эгоистические интересы… Наконец, если бы мы (наша армия, наш народ) были столь же дисциплинированны и исполнительны, как немцы… (впрочем, в последнем случае, говоря словами И.А. Гончарова, тогда бы это был уже не русский народ). И мы знаем, какими жесткими мерами пришлось «прививать» дисциплинированность и исполнительность накануне II Мировой войны, и то, как показал начальный период той войны, не слишком-то удачно).
Это известно: накануне победы у нас произошла революция. «Раскачали лодку» наши союзники, надеявшиеся, что смена правительства минимизирует риск заключения императорской властью сепаратного мира с Германией, а также радикальные политические силы, стремившиеся разжечь «мировой пожар» и развязать «мировую революцию».
Как известно, генералы всегда готовятся к той войне, которая уже закончилась. Войны XIX века вели профессиональные армии, и заканчивались они «генеральным сражением» — короткая война, короткий героический аккорд. Те, как Вы говорите, «утонченные интеллектуалы и гедонисты» и не предполагали, что война, которой они ждали, как «катарсиса», станет тотальной, и им тоже придется оказаться если не в окопах (в России представителей творческой интеллигенции щадили), то в «санитарных поездах» — среди крови, гноя, страданий и смерти, отнюдь не столь возвышенной и прекрасной, как им, видимо, представлялось. Поэтому и произошло в результате той страшной войны разочарование в «современном искусстве», а также пришел конец некоторым модным направлениям начала ХХ века, особо отличавшимся призывами к «очистительной войне».
Как известно, не следует «плевать в колодец». Трудно сказать, какова была роль «пломбированного вагона», но история показывает, что «идеологическое оружие», направленное, в частности, против нашей страны, ударяет и по тем, кто его направляет. Это как газовое оружие, которое именно в ту войну стали применять немцы: стоило ветру изменить направление, как смертоносные газы убивают своих же солдат.
В том то и дело, что унижения Германии (как это произошло, надеемся, в результате II Мировой войны) не было. Немцы небезосновательно чувствовали себя обманутыми и стремились к реваншу. Важнее было то, что антиимпериалистическая, социалистическая идея победила в России. Пример России возбуждал рабочий класс стран-победительниц, а также колониальные народы, создавая тем самым опасную ситуацию в Европе и в Америке. Направляя энергию поверженной Германии против именно СССР, члены клуба победителей в I Мировой войне фактически развязали II Мировую.
Следовало бы Западу напомнить, какой ценой была достигнута та победа. Они об этом забыли, а сейчас старательно стремятся забыть и об источниках победы во II Мировой войне. Есть опасность, что будущим поколениям именно Россию будут представлять как зачинщика обеих страшных войн ХХ века. Поэтому дело не только в том, чтобы совершить святое дело — восстановить память о наших прадедах, героях той войны. Важно, чтобы очередное «идеологическое оружие» не было бы направлено против наших потомков внушением им и усугублением комплекса нашей исторической неполноценности.
В ту войну было огромное количество поистине героических подвигов. Через фильмы, книги, памятники, музейные выставки их надо популяризировать.
У нас на Севере в каких героических условиях, порой применяя сверхчеловеческие усилия, строили дороги, устраивали военные базы, проводили караваны судов, тралили мины и боролись с германскими подлодками. А знают ли об этом наши современники?
Особую роль должны сыграть учителя. Еще Бисмарк говорил, что именно от школьных учителей зависит судьба сражений: смогли ли они с детства сформировать у своих учеников патриотизм, то чувство гордости за свою страну, которое при определенных условиях оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Сейчас же, к сожалению, учителя получают недостаточно знаний о той войне в процессе своей профессиональной подготовки. Потом очень сложно ликвидировать пробелы в знаниях, образовавшиеся в процессе школьного обучения.
Следовательно, необходимо провести массированную работу по подготовке и переподготовке учителей в этом направлении, наполнить методическую библиотеку школьных учителей (не только историков, но и литераторов, географов, учителей начальных классов) максимально доступной литературой.
—————-
Беседовала Марина Волоскова
" однако из-за революции в России нас фактически исключили из клуба победителей." — революция была не для "исключения", а последней возможностью не допустить укрепления монархической власти в Росии, побеждающей под Верховным командованием царя.
Поразительно поверхностный подход! Блокироваться с Антантой всё-таки нужно было но с умом! А было полное раболепие — глупый энтузиазм в Восточной Пруссии в начале войны привёл к потери двух армий, в 1915 году союзники помогали — но слабо, в 1916 году нужно было проводить местные операции а не грандиозный и бессмысленный Брусиловский прорыв. Нужно было просто отсидеться в окопах вплоть до того что даже отмобилизовать часть армии и дождаться вступления в в войну США…
Хе! НЕ надо было блокироваться с либеральными англо-французами, а надо было любой ценой сохранить нейтралитет. Проливы и поныне нам не принадлежат, Империя погибла, а балканские ( и украинский) народ делом доказали, КАКИЕ они нам братушки. Прислушался бы Царь к Распутину, оно и и жив бы остался.
Весьма странно от д.и.н. слышать такие высказывания."Если народы не хотят войны, они договариваются…, а если хотят, могут напасть и без повода…"(приводится пример Наполеона и Гитлера). То есть, не политические режимы, опираясь на определенные слои и группы, а французский и немецкий народы напали на русский и советский?! А далее каково! "И мы знаем, какими жесткими мерами пришлось "прививать" дисциплинированность и исполнительность накануне второй мировой войны, и то, как показал начальный период той войны, не слишком удачно". Выходит, что массовые репрессии комсостава в 37-39 гг.,выдвижение малоопытных, насаждение страха перед доносительством, дезориентирование (готовили якобы к войне на чужой территории, а убаюкивали тем, что Германия не нападет) — и это недостаточная прививка дисциплинированности и исполнительности? О,Боже…
Соглашусь, странный пассаж в сравнении с остальным марксистско-ленинским подходом.
Однако, подозреваю, вы не знаете, что Троцкий договорился с Гитлером сдавать без боя С.С.С.Р., через своих приверженцев в Красной Армии. И, если бы И.В. после 38-го удалось очистить армию от предателей, то не только Брестская крепость держала границу и под Ржевом не гнали бы тысячями русских солдат под смертельный огонь пулеметов. Уж, если начальник генштаба у царя Николая, был числе заговорщиков-революционеров, то почему вы считаете, что в окружении Сталина не было подпольщиков-троцкистов, "убаюкивающих" Верховного?. Впрочем, я не историк, о чем сожалею на старости лет…
Троцкий : "В 1927 году был снят со всех постов и отправлен в ссылку; в 1929 году — выслан за пределы СССР. В 1932 году лишён советского гражданства."
Гитлер: "рейхсканцлер (1933—1945) и фюрер (1934—1945) Германии"
ну и кто с кем договаривался?
Всем миром руководят агенты сопротивных государств….. (см. Войнович "Москва 2045")
А я на старости лет сожалею, что после срочной службы пошел на исторический факультет университета, а в приемной комиссии предлагали поступать на экономический. И хотя потом и получил второе высшее, предлагать экономистам столь неоднозначные гипотезы, как Ваши исторические, вряд ли бы рискнул…
Вам есть о чем сожалеть — в советских/росийских учебниках мало правды. Чего стоят ваши с автором "репрессии комсостава 37-39" — да это же совершенно разные годы в жизни страны! 38 — переломный. Константину простительно, но вы подтверждаете, что росийские историки с в/о не знают фактов истории своей страны. У меня выше только одна гипотеза — расстрел русских людей из немецких пулеметов. Если вы знаете иной мотив направления ежедневно батальона за батальоном на верную смерть, со вниманием вникну. Даже командование немецких солдат не понимало, к чему это самоуничтожение. Военная наука ни одного государства не знает такого способа достижения боевой задачи, как ожидание возможного иссякания боезапаса у противника, подставляя по пули все новых и новых своих солдат.
Раз я получил полную индульгенцию, то осмелюсь утверждать, что историю нашей Богоспасаемой Отчизны не знает НИКТО, особливо в области фактов, которые при любой "Верховном" старательно подчищались под Единственно Правильное Учение….
"мотив направления ежедневно батальона за батальоном на верную смерть" прост, либо я (командир) пошлю под пули батальон, либо меня шлёпнут за невыполнение приказа командования. Командование, особенно столь любимое Сергеем "Верховное", сидит в тепле далеко от линии фронта и воюет по карте, на которой линии да стрелочки, и кровь не проступает.
Да, и какая разница, куда гнать: под пулеметы или в лагеря, лишь бы Верховный был доволен……
А я рискну скромно предположить, что скорее в медицине и экономике найти точки соприкосновения (там тоже предостаточно "авторитетов" не из числа медиков и экономистов), чем по неоднозначной трактовке вопросов многострадальной отечественной истории.
Совершенно согласен, хотя гибрид медицины и экономики у нас на каждом шагу, т.е. в каждом ЛУ, и этим никого уже не удивишь, даже помощь нас, "авторитетов" с полным пакетом индульгенций, не требуется….
Мужественный генерал Ф.Гальдер в своих воспоминаниях обошел молчанием те суровые условия, в которых приходилось планировать наступления: карты старые, цветные карандаши не завезли, керосин в лампах закончился…
Суждение "Да, и какая разница, куда гнать: под пулеметы или в лагеря, лишь бы Верховный был доволен……" подтверждает оболванивание народа "историей" Росии.