Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Великий двунадесятый праздник Рожества Христова — один из самых любимых и почитаемых в Православной Старообрядческой Церкви. Зимняя тишина, короткие дни, спящая природа… Но как раз в это время душа верующего человека исполняется светлой и чистой радостью: мы вспоминаем, как Христос явился в наш грешный, холодный мир, чтобы озарить его высшим небесным светом и обогреть Своей Божественною любовью и милосердием.
Христос родился в полночь и среди зимы. «Зимняя спячка» и ночная тьма — символ помраченной грехом и нечувственной души, которую благодать Божья пробуждает к новой и лучшей жизни. Здесь мы видим и общий образ того темного, сурового, языческого мира, который находился во власти греха и служил бездушным кумирам. Но и у язычников, так же как и у народа еврейского, было свое обетование об Искупителе всей Вселенной, иначе говоря, перед Рожеством Христовым было всеобщее, трепетное ожидание явления Мессии, Высшего Благодетеля человечества.
«Иудейский народ, бывший в порабощении у римлян, видел исполнение пророчества патриарха Иакова, так как «оскудел князь от Иуды» и правитель иудеи был иноплеменник; исполнились и другие пророчества, показывавшие, что наступило уже время пришествия Обетованного Искупителя мира. Но большая часть иудеев ожидала в лице Мессии — великого Царя-Завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и подчинит под власть иудеев все народы земные, над которыми они будут господствовать; и только некоторые из иудеев, избранные, правильно разумели обетование Божие и пророчества о Мессии и ожидали Спасителя мира от греха и всех его печальных для рода человеческого последствий.
Языческие народы, уклонившись от истинного Богопознания, бедствовали от безверия и безнравственности, тяжкого рабства и многих других зол, также, хотя смутно, с нетерпением ожидали, что должна измениться невыносимо тяжелая жизнь и духовная и телесная, и что изменение последует от явления в мир Властителя мира — Спасителя, о Котором они по преданию сохранили память в своем потомстве от патриархов древних и пророков.
Палестинские евреи, тяготившиеся подчинением чужим царям, по большей части, имели твердое убеждение, что суть миссии Избавителя-Христа — избавить их от этого подчинения и восстановить самостоятельное царство Еврейское. Но среди них выделялись две вероучительные секты: фарисеи и саддукеи. Фарисеи считали, что ожидаемое царство Мессии предназначено только для евреев, и что войдут в него все евреи потому, что они потомки Авраама, которым оно (по их мнению) исключительно и было обещано. Такое мировоззрение могло служить поводом к духовной беспечности и самодовольству, когда человек переставал заботиться о чистоте своего сердца и воздержании от греха. Но чтобы казаться в глазах невежественного в законе народа праведниками (и через это занимать лучшие общественные должности), надо было выделяться из его среды особою ревностью в соблюдении всех обрядов, установленных Моисеем и освященных преданием. Такое желание выделиться, отличить себя по виду от других, и усвоило им название «фарисеев» от слова «фаруш» — отделение, отличие.
Другая секта — саддукеев, получившая свое название от имени раввина Садока, считала, что душа человеческая уничтожается вместе с телом, что поэтому не будет ни воскресенья, ни загробной жизни, а следовательно и воздаяния за прожитую земную жизнь, что все на земле зависит от свободной воли человека, и что надо свои поступки соразмерять лишь в соответствии со своею личною выгодою. Учитель Садока, Антигон, живший за 260 лет до Рожества Христова, проповедовал, что человек обязан служить Богу и во всем исполнять Его волю вполне бескорыстно, не рассчитывая на награду и не страшась наказания после смерти; но Садок односторонне понял это учение и стал отвергать награды и наказания, так как отвергал и самую загробную жизнь. К секте саддукеев принадлежали наиболее богатые евреи; и из их среды преимущественно назначались первосвященники.
Была еще среди евреев секта ессеев; они избегали шумной и суетной жизни городов; воздерживались от всех удовольствий; вели строгую безбрачную жизнь, и составляли общины отшельников; восставали против рабства и войны; проводили время в молитве и размышлениях о Законе. Они ожидали Мессию-Христа как величайшего пустынника. Раскол самарянский был смесью иудейства и язычества. Самаряне принимали Пятикнижие Моисея, верили в Единого Бога и ожидали Мессию. Молились они на горе Гаризин в своем храме, и это моление отличалось от богослужения, совершавшегося в храме Иеросалимском. Иудеи презирали самарян и ни в чем с ними не сообщались.
Таковы были евреи, когда родился Господь наш Исус Христос» (Старообрядческий учебник Закона Божия)
«Иже по образу и по подобию истлевша преступлением, видев Исус, преклонив небеса сниде. И вселися во утробу Девичу неизменно, да в ней истлевшего Адама обновит, зовуща, слава явлению Твоему Избавителю мой Боже» (стихера праздничной службе Рожеству Христову).
Верно слово и всякому приятию достойно, яко Христос Исус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз (1-е к Тим., 1, 15).
Святые отцы говорят, что Бог спустился на землю и стал человеком для того, чтобы «человек стал богом», вернул себе потерянное высшее достоинство. На иконе Рожества Христова, на центральном плане, всегда изображен Младенец, возлежащий в яслех, над которыми склонились головы жертвенных животных. Здесь мы видим мистическую связь двух заветов — Ветхого и Нового, а также Образ Новой жертвы, ради которой упраздняются принятые прежде жертвоприношения. Ясно показано, что Христос родился на земле не ради почести, славы и богатства, но чтобы пойти на смерть и принести Себя в жертву за грехи всего мира.
Повивальные пелены на иконе у Богомладенца также напоминают об искупительных страданиях Спасителя, когда Он, снятый с Креста, был обвит точно такими же белыми, но уже погребальными пеленами. В левой части иконы традиционно изображается поклонение волхвов, пришедших к Вифлеему из далекой Персиды, чтобы почтить рожденного на земле Сына Божия и преподнести Ему свои богатые дары: злато, ливан и смирну. В этом приношении сокрыт глубокий пророческий смысл, говорящий о последующей земной жизни и страданиях Искупителя.
Так, золото является здесь данью, приличной для Царя. Ливан (ладан), предназначенный для благовонного каждения, — приношение Христу по образу Божественной Его природы. А смирна, с помощью которой иудеи бальзамировали тела усопших, была преподнесена как предсказание о смерти и погребении Христа Спасителя. Есть версия, впрочем, не бесспорная, что эти бесценные дары, с помощью Божьей, сохранились и доныне, и находятся теперь в монастыре святого Павла на Афонской горе.
Пастухи и волхвы, пришедшие на поклонение Сыну Божьему, показывают нам собою образ двух различных принципов и путей, по которым можем прийти мы от неверия к искренней вере в Бога. Первый путь, быстрый и короткий — простая, чистосердечная вера, с которой приняли «некнижные» пастухи ангельское благовествование и поспешили посмотреть воочию на явившееся в мире чудо. Второй путь — долгий и многотрудный, который совершили волхвы, воспринимавшие веру через глубокое, философское размышление.
В левом углу иконы обычно можно увидеть задумчивого старца Иосифа, рядом с ним — не совсем понятную фигуру: маленького, неприятного вида старичка с посохом. Есть толкование, что старичок этот изображает собою помыслы сомнения, когда тайна зачатия Святой и Непорочной Девы не была еще открыта праведному Ее обручнику. Он много скорбел и пребывал в недоумении, пока явившийся во сне Архангел не возвестил ему всю истину о великом и небывалом чуде.
Говорят, что икона — это «богословие в красках». Если внимательно и осмысленно смотреть на иконное изображение, то в душе открываются новые мысли и движения, человек возносится к горнему миру и чувствует себя причастником вечного и бессмертного бытия. Икона — это не картина, рассказывающая нам об исторических земных событиях, как представляют ее себе католики, но в ней мы видим образ будущего мира, поэтому в Православии в иконном письме строго соблюдаются установленные каноны и традиции.
«Обычай украшать храм иконами восходит к глубокой древности. Первые церковные изображения появляются уже в храмах-катакомбах. Изображения эти часто просто символы: а) якорь — образ христианской надежды; б) голубь — символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души; в) феникс, по древнему верованию, неумирающая птица — символ воскресения; г) агнец — символизирует Исуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем, «вземлющим грехи мира»; д) лев — символ силы и могущества; е) оливковая ветка — символ вечного мира, и особенно часто ж) рыба и крест. Символ рыбы употреблялся как скрытое начертание имени Господа: греческое слово Ίχθύς заключает в себе начальные буквы слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Исус Христос Сын Божий Спаситель).
В 5-ом и 6-ом веках, во время борьбы с ересями Несторианской и Евтихианской, особенно потребовалось в иконах выразить истину соединения Божества с человечеством во Христе. И в это время иконописание особенно развивается. Устанавливается тип иконописи, так называемый Византийский. Он, впрочем, есть только развитие типа, идущего от древнейших времен. Не было надобности, да и нельзя было создавать какой-нибудь свой идеальный тип Исуса Христа. Английский ученый Бейлис доказал на основании древнейших памятников христианского искусства, что изображение лика Исуса Христа в основных и общих чертах восходит ко временам апостольским и неизменно сохраняется до нашего времени. Древнейшее изображение Исуса Христа — Образ Его, находящийся в римских катакомбах кладбищенской часовни Каллиста. Спаситель здесь изображен с лицом овальным и немного продолговатым, с величественным, но кротким, приятным и задумчивым выражением; борода короткая и не остроконечная, волосы на челе разделены на две половины и волнообразно падают на плечи. Там же есть и изображение Пресвятой Богородицы.
Общие черты Византийского типа — строгость лика, духовность его. В ликах святых подвижников — суровая изможденность плоти, как естественное выражение их подвига. Идея церковной иконописи требовала, чтобы лик святых не был выдумкой художника, а воспроизведением сохраненного подлинника. Не изобретение иконописцев производит иконы, а ненарушимый закон и предание Православной Церкви; не иконописец, а святые отцы изображают и предписывают: им принадлежит сочинение, иконописцу же только исполнение» («Учение о Богослужении Христовой Церкви (Старообрядческой)»).
Иконография Рожества Христова основана на Евангелии и церковном Предании. Самые ранние сохранившиеся изображения Рожества находятся в римских катакомбах и христианских саркофагах IV века. На Руси иконы Рожества Христова также весьма распространены. Русские иконописцы следовали византийской традиции, дополняя ее подробностями. Они изображали ангелов, славословящих Христа, омовение Младенца, бегство Святого семейства в Египет. Знаменитые русские иконописцы — преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий — оставили великолепные примеры иконографии Рожества Христова. Эти иконы мы видим в Третьяковской галерее, Ферапонтовом монастыре, Троице-Сергиевой лавре.
Икона Рожества, написанная яркими красками, являет нам радость и ликование творения о родившемся Христе. На горках, как на ступенях в небо, видны яркие блики Божественного света Христа — Солнца правды.
Когда человек благоговейно и сосредоточенно стоит на церковной службе перед старинным, «намоленным» образом Господа, Богородицы или святых Божиих угодников, то чувствует в душе необъяснимую, тихую радость. Радостно и благодатно поклониться в церкви святой иконе на великий двунадесятый праздник. Мысленно поговорить с пришедшим в мир Богомладенцем. Но при этом не забыть приготовить Ему место в своем сердце, чтобы не оказаться подобным тем бесчувственным Вифлеемским гражданам, которые не нашли для Него даже и малого уголка в своих обителях.
* * *
В дополнение к статье предлагаю небольшое стихотворение, которое написала матушка Ирина Зырянова из Екатеринбурга.
Шли волхвы, дремали пастухи у стада,
Шевеля поленья у костра.
Спал народ, и той ночи отрада
Им покой давала до утра.
И покой тот сонный и ленивый
Был нарушен пением с небес.
В мир земной пришел Младенец милый,
К людям с Ним пришла пора чудес.
Воплотился Бог — какое чудо!
Ни умом, ни сердцем не понять.
Впереди Голгофа… А покуда,
Спеленав, кладет Младенца Мать.
Принесем и мы дары с волхвами,
С пастухами преклоним главу.
И сегодня в Божьем чудном храме
С сердцем чистым воспоем хвалу.
"над которыми склонились головы жертвенных животных. Здесь мы видим мистическую связь двух заветов — Ветхого и Нового, а также Образ Новой жертвы, ради которой упраздняются принятые прежде жертвоприношения."———Это не образы жертвенных животных. Телец и осел- символы иудейского и языческого народа, а не "Ветхого и Нового заветов" и не "жертвенные животные", осел никогда не был жертвенным животным у иудеев.
"не иконописец, а святые отцы изображают и предписывают: им принадлежит сочинение, иконописцу же только исполнение» («Учение о Богослужении Христовой Церкви (Старообрядческой)»)." ———— Как такое можно себе представить? Вообще в древности некоторые святые отцы и были иконописцами. Уж если "святые изображают" значит они и есть иконописцы? Лучше было бы написать, что святые утверждали и одобряли то, что потом иконописцы писали. Это я не к автору, а к этому "учению".
Из книги "Учение о Богослужении" (репринтное издание , 1913-ый год, Московский Старообрядческий Институт, типография П.П. Рябушинскаго переписывала как есть, дословно, стр. 24-26).
Думаю, что в этом случае (по поводу иконы) одно толкование может дополнять другое. Т,е., если толкование соответствует общепринятому Церковному Преданию, оно так же вполне приемлемо. "Телец упитанный" — известный прообраз Новозаветной Жертвы.
Тогда в чем связь между ослом и новым заветом? И где написано, что осел- жертвенное животное?