4 ноября 2009 года в День народного единства вышел в широкий прокат в России исторический фильм Павла Лунгина «Царь».
В кинокартине показана история одного из самых драматических эпизодов царствования русского царя Ивана IV. Два года из жизни грозного царя, его взаимоотношения с митрополитом Московским и всея Руси Филиппом (Колычевым) и борьба с инакомыслием составляют сюжетную канву картины.
Фильм никого не оставил равнодушным. Очень интересно показана душевная борьба царя Иоанна Грозного. Он то и дело из страстного богомольца превращается в палача, изверга и обратно. Царь и поступки свои оценивает не как поступки простого человека, а как «царя всея Руси», но при этом понимает свою вину перед Господом: «Как человек-то я грешник, но как царь-то я праведен».
Митрополит Филипп показан талантливо О. Янковским. При просмотре фильма все душевные переживания, чувства митрополита ощущаются, и это позволяет в полной мере сопереживать герою, раствориться в нем, прочувствовать его судьбу.
Фильм вызвал широкие дискуссии. После премьеры кинокартины в прессе были опубликованы многочисленные статьи и комментарии историков и кинокритиков. Мнения простых зрителей, как обычно, так и остались в тени. Сегодня мы публикуем некоторые наиболее характерные мнения, высказанные россиянами об этом историческом кинофильме. Отзывы зрителей взяты с сайта кинотеатр.ру.
№ 303. Хочется напомнить, что очень мало источников того времени описывают самого царя. Поэтому практически всё, что показано в фильме — задумка самого Лунгина, подкреплённая некоторыми фактами. И фильм это не документально-исторический, а художественный. Картина, к слову, сильная.
№ 385. Главный герой этого фильма — совсем не Иван Грозный (несмотря на название), а митрополит Филипп, человек с твёрдой верой и силой духа. Жаль, что мы забываем духовную историю нашей страны — истинные духовные подвижники земли Русской не в меньшей, а то и в большей мере вершили её историю.
Несмотря на то, что в школьных учебниках истории царям уделяется куда больше места :). А фильм очень хороший, ибо силён как фильм-метафора (смысл которой изложен выше :)), а Олег Янковский сыграл, как всегда, бесподобно. К тому же ему как человеку очень нравился его персонаж, и даже известно его восклицание после чтения сценария: «Вот это роль!». Я, как зритель, после просмотра фильма готова сказать об этой роли Янковского то же самое :).
№ 390. Фильм увидела случайно, мне он показался попросту бездарным. Соглашусь с предыдущими негативными отзывами: к чему этот натурализм и где изобразительные средства? Хочется сказать словами кого-то из великих, точно не помню: «А играть не пробовали?». Непонятно только, зачем Янковскому под конец жизни понадобилось участие в этом бреде, грустно. С Мамоновым всё ясно — звуки Му из человека вытравить невозможно.
№ 393. Я посмотрела фильм с огромным удовольствием. Потрясающий фильм. Отличная игра актеров, великолепная режиссерская подача. Свою последнюю в жизни роль (митрополита Филиппа) Янковский сыграл просто бесподобно! Душевно, до самого сердца…
№ 398. Фильм очень хороший, для тех кто любит историческое кино. Качественный, без наигранных актёров. Не пожалела, что потратила время, но нужно отметить, что фильм не лёгкий, а серьёзный. Очень интересно окунуться в ту, историческую эпоху.
№ 407. Фильм нелёгок, не все моменты среднестатистическая психика принимает, не пустив по коже стаю мурашек. Возможно, расчет на достоверность, на мой взгляд, ставка на непрошибаемость толстокожего зрителя. Мне же, как существу слёзоподатливому, такие визуальные эффекты даются с трудом. Об исторической стороне фильма рассуждать не берусь, нет квалификации. О человечности попробую.
А фильм-то хороший! И истина проста: если человек самодур, то ни одна светлая душа ему не поможет, не спасёт, не выручит от самого себя же. Сложнее другое: в страхах не утонуть, чрезмерную ответственность не взять, трезвость сохранить и рассудительность, умение врага от друга различить и в крови не захлебнуться.
№ 416. Посмотрев фильм «Царь», я лично поняла, как сильно люблю свою Родину Россию. Ведь если маленький ребёнок может перед царём и всеми людьми засвидетельствовать свою веру и войти в клетку с медведем только с иконой в руках — такой народ прекрасен.
О других сценах пока даже писать трудно. А Янковский своей игрой меня просто потряс, особенно его чудесные глаза, которые теперь живут в моём сердце. Я не берусь рассуждать о достоверности исторических фактов, для меня было важно увидеть поведение людей в тяжелейших обстоятельствах.
№ 409. Очень тяжелый фильм. Но как-то пронял. Второй раз я его не захочу посмотреть, уж больно сильные чувства вызывает. Кто любит исторические фильмы, чтобы больше узнать о характере Ивана Грозного, что двигало его поступками, советую посмотреть. Мне не хватало детства царя и больше о его личной жизни. А ведь его поступками чаще всего руководили личные мотивы. Понравилась сцена покаяния, когда царь заставил всех на коленях ползти и молить Господа о пощаде.
№ 66. Главное, что «Царь» вызывает сильную, острую реакцию, дискуссию — в этом его задача как произведения искусства. И здесь Лунгин как мастер изображения, конечно, на высоте. В конце концов, даже снимая фильм о реальных исторических персоналиях, он не обязан быть историком-профессионалом и демонстрировать единственно верный взгляд на события, тем более что такого единственно верного взгляда не существует в действительности.
Он обязан быть хорошим режиссером: создать цельную картину, связное повествование, зарядить его силой, наполнить смыслом… Все это Лунгин, безусловно, сделал. В этом отношении его и «Царя», по-моему, вообще не в чем упрекнуть. Даже противники картины — идейные — признают, что сила ее воздействия велика. А это ведь главное.
№ 75. Фильм-то хороший. И играют актёры НА ГРАНИ. Только… Лживый фильм. ЛЖИВЫЙ! Грозный показан этаким Горлумом с раздвоенной личностью (сцена ночью в спальне). К сведению, замечу, как психиатр (в прошлом): показана симптоматика параноидной шизофрении, которой у Ивана Васильевича отродясь не было.
Так что, ВРЁТ режиссёр. И показывают нам какого-то полубезумного садиста — талантливо показывают, почти гениально! И опять ВРУТ! Не был Грозный садистом и полупомешанным. Жил он и умер в здравом уме. А то, что бояр ИНОГДА казнил, так это по всей Европе делали. И Генрих VIII в Англии, и Карл IX во Франции и Филипп II в Нидерландах.
А задумаемся: почему казнил? Да потому, что ОППОЗИЦИИ пытался шею свернуть. Что, у нас в ХХI веке нет ПРЕДАТЕЛЕЙ, живущих на гранты? Вот, ТО-ТО ЖЕ! И тогда были. Так что этот, безусловно, яркий и талантливый фильм шельмует умного, сильного и великого царя.
Комментариев пока нет