Вот уже несколько лет успешный светский фотограф из Екатеринбурга Федор Телков занимается съемкой уральских старообрядцев — он наблюдает их в службах, в крестных ходах и дома, в быту. Свои снимки он готовит к глобальной выставке, которая, если все пойдет, как задумано, состоится на одной из крупнейших площадок уральской столицы в 2020 году, когда древлеправославные верующие будут отмечать 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. На снимках фотографа староверы XXI века, словно остались в далеком прошлом — и это не случайно. В интервью журналисту Максиму Гусеву Федор рассказывает о своем проекте и о том, как тот меняет его самого.
***
Я никогда не могу объяснить, как именно родилась идея, объяснить мотивацию. Просто мне кажется, что об этом важно, нужно, интересно поговорить, меня это волнует и вдохновляет. Нет рационального мотива. Любой хороший проект — он про поиски ответов на свои личные вопросы, а хороший он, потому что ты делаешь его искренне. Возможно, это связано с поисками идентичности, веры, исторической правды, ответа на свои детские вопросы…
Проект называется «Право веры», и это попытка поговорить об общероссийских, да и общечеловеческих вопросах через призму старообрядчества: о том, каково бороться за свои убеждения, каково быть преследуемым за веру, каково пытаться сохранить идентичность в эпоху глобализации. Мне ужасно не хотелось делать некую аналогию узкоспециализированного научного труда для тесного круга людей.
Проект «Право веры» — это, в первую очередь, визуальное исследование различных согласий и общин современного старообрядчества, где преемственность традиции подкрепляется визуальными ссылками. Картину дополняют интервью: герои рассказывают, как их предки пережили прошлое столетие, борясь за право верить так, как это делали их родичи, и чего они добились.
У меня не было выдающихся знаний. Есть одна забавная история. Примерно в 2009 году мы с приятелем уже пытались выйти на какую-то работу со старообрядцами. Познакомились с наставником в одном городе, но были резко отброшены ввиду нашей юности и неопытности. И, в общем, я очень благодарен той ситуации, потому что я вернулся позже уже подготовленным, наполненным знаниями.
У каждого моего проекта есть свой визуальный язык, художественный прием, который помогает раскрыть тему, погрузить в нее зрителя, заставить переживать. В данном случае выбор приема обусловлен связью с фотографией XIX века. Именно тогда появились первые портреты старообрядцев, скажем, с уральских заводов. Этот прием говорит о преемственности и сохранности старообрядческой культуры, о том, что она мало подвержена изменениям. И зритель, волей-неволей, глядя на современных героев, совершает путешествие на сто и более лет назад. Кроме того, как мне кажется, этот прием настраивает на то, что эта история про глубину, таинство и таинственность. Считаю, что такая техника делает высказывание субъективным, авторским, а не нейтрально-безымянным.
Самая первая съемка была на ВИЗе в Екатеринбурге в храме во имя Рождества Христова. На мое искреннее удивление настоятель Павел Зырянов разрешил мне снимать службу, я потом приходил в храм трижды. Я старался занимать как можно меньше пространства в прямом и переносном смысле, не мешать людям, хотя я понимаю, что это невозможно. Я привыкал и люди привыкали. В заключительный день мне удалось уже поработать над портретами. Это было невероятно.
Да, мне всегда приходится объяснять, но это помогает мне самому разобраться в том, что я делаю. В процессе этих разговоров шлифуется основная мысль. Мне кажется, со временем я сумел найти тему внутри темы, которая близка всем и люди охотно говорят о том, что для них важно, о том, что наболело.
Я считаю важным при работе над любым проектом не вводить людей в заблуждение, оставаться просто исследователем. Это означает — проявлять открытость, честность, такт, уважение, доброжелательность, искренний интерес равные тем, которые ты хочешь получить от своих героев, при этом не мимикрируя под окружение. Стать своим для всех не получится, и не нужно, тебя все равно разоблачат и от этого все испортится. Моя тема в итоге общечеловеческая, я не лезу в религиозные вопросы и споры, поэтому ко мне почти не бывает неприятия.
Изменения во мне безусловно есть, но они, скорее, в моем мировоззрении, моя картина мира, понимание людей, их переживаний, расширяются, меняется взгляд на историю.
Меня интересует старообрядческая культура в целом, все то, что ты перечислил, входит в это понятие. А вообще проект про сохранность этой культуры, про ее сложность, про то, как эта культура себя ощущает сегодня в мегаполисах и небольших деревнях, о том, как она пережила ХХ век.
Наверное, это чувство ответственности за себя, за свой внутренний мир, за то, что происходит с тобой и твоими близкими. Старообрядцы очень крепки, в широком смысле слова. Например, старообрядческие села сильно выделяются чистотой, основательностью построек, организации хозяйства, в них меньше проблем с алкоголем. Большие, дружные семьи, работящие, часто не бедные, малозависимые от государства люди. Мне кажется, все эти качества было бы неплохо брать на вооружение.
Не хочу показаться банальным, но каждое событие было впечатляющим, и не только событие, но и беседы, бытовые ситуации. Для меня это все равно путешествие в новый для меня мир, а в некоторых случаях и во времени.
Это был проект в рамках Красноярской биеннале современного искусства. Я участвовал в резидентской программе и неделю работал над проектом в Красноярске. Итогом стала инсталляция, состоящая из фотографий и интервью. Про выход за рамки Урала я сейчас всерьез раздумываю, потому как тема проекта не только про регион, конечно, и объединяется историческими процессами.
Планов масса. Недавно побывал в Литве, повстречался там с поморцами. Далее буду продолжать работать на Урале, знакомиться с новыми общинами. Проекту сейчас очень не хватает каких-то событийных фотографий, недостаточно обрядов. Буду подаваться на гранты и конкурсы.
Что касается итогов, то тут все понятнее — это выставка и книга. Книга будет состоять из фотографий и интервью, а выставка будет сложной, мультимедийной по составу: фото, аудио, видео, инсталляции, объекты, тексты.
Проект все время развивается, я его, с одной стороны, пытаюсь сузить по основной мысли, а с другой — он все более расширяется по территории, я узнаю о новых общинах, важных локациях, работаю в разных регионах, задеваю различные темы внутри. Буквально на днях я подумал, что было бы интересно побеседовать с теми, кто стал старообрядцем недавно и не имел никаких родственных основ для этого выбора. И пока мне сложно сказать, на сколько лет еще растянется проект.
Например, на другой мой проект о марийцах ушло около девяти лет, и еще не факт, что уже финал.
Беседовал Максим Гусев
Фото автора; из проекта «Право веры» предоставлено Федором Телковым
Комментариев пока нет