Старообрядцы знают: строить храмы затратно и финансово, и физически, но в то же время очень перспективно с духовной точки зрения. Несмотря на это, возведение новых церквей в России идет не так просто и не в тех масштабах, как бы того хотелось. Но никакие препятствия никогда не останавливают верующих. «Русская вера» собрала мнения тех, кто уже возвел свой храм или движется по пути его строительства — их опыт может оказаться ценным для тех, кто тоже планирует пойти по этому подвижническому пути.
Свои уголки Божии хочется иметь всем — и жителям больших городов, и староверам в небольших поселках, деревнях, на хуторах. Для этого люди организуются в общины и выходят на тернистый путь созидания. При этом строительство одних храмов затягивается на десять и больше лет, другие тянут свои купола к небесам гораздо быстрее. Оказывается, пока одни старательно собирают средства с миру по нитке, другие рассчитывают только на себя и намного опережают своих братьев и сестер из других городов.
***
Невьянск
Екатерина Ощепкова, председатель общины храма во имя Всемилостивого Спаса в городе Невьянск Свердловской области, говорит, что на пути строительства важен, в первую очередь, финансовый аспект, «поскольку все храмы строятся только на пожертвования».
— Но и организационные дела сбрасывать со счетов нельзя — оформление всех документов сродни хождению по мукам, — говорит Екатерина Демидовна.
По ее словам, рамками одного муниципалитета взаимодействие с властью не ограничивается. Ей в годы строительства пришлось мотаться сразу по трем городам региона: в Нижний Тагил она ездила, когда решала вопрос с энергосетями, там же заказывала гидрологические исследования местности, в Екатеринбург — к экологам, здесь же главный архитектор Свердловской области должен был подписать итоговый проект строительства храма, и все это — не считая различных инстанций, которые обязательно надо было посетить в самом Невьянске.
— Минюст у нас в Екатеринбурге — именно там мы подписывали Устав, причем не с первого раза сделали это, процедура растянулась на девять месяцев, — добавляет она.
Соглашается с ней и Антонина Ситник — женщина построила храм в своей родной деревне Русская Тавра, на стыке Свердловской области и республики Башкирия, а сегодня по семейным обстоятельствам живет в Краснодарском крае, где в центре региона также возводится храм.
— Я ровно год делала документы — как раз тогда в регионы были переданы полномочия по вопросам юстиции, но система была еще не отлажена, — рассказывает женщина и признается, что слезно просила чиновников: мол, помогите хоть советом, не препятствуйте, «я же не ресторан или столовую строю, а храм Божий — Господь и вас за это не оставит».
Говорит, ей помогали, а один никонианский священник даже удивлялся потом, что этой хрупкой женщине удалось самостоятельно и фактически в одиночку оформить устав и другие документы.
— Власти относились к нам лояльно, никто меня не выгнал и плохого слова не сказал, — уверяет и невьянская труженица. — Я со всеми находила общий язык, просто все эти процедуры и согласования очень долгие. Так устроена система — это не вина чиновников.
Ивдель
— А нам власти целый год не давали землю, — вздыхает Владимир Собянин, председатель общины храма во имя протопопа Аввакума в далеком уральском городе Ивделе. — Нам сначала говорили, что в связи с градостроительным планом мест для храма в муниципалитете нет и дважды отказывали, но мы не отчаивались и снова шли к чиновникам, потому что знали свои права.
Ивдельчанам повезло — они добились просимого. Правда, землеотвод им дали на косогоре, из-за чего храм пришлось поднимать на несколько метров, что повлекло увеличение объемов работ и… дополнительные траты. Впрочем, о деньгах жители таежного города не думали, руководствуясь только своим духовным порывом.
— Я сейчас задумываюсь и даже вздрагиваю: если бы пришлось теперь начинать строительство с нуля, то, возможно, и не справились бы, а вот на тот момент ничего у нас вроде и не было, но мы все делали, — говорит он, отмечая, что на возведение храма у них ушло около трех миллионов рублей, из которых поначалу не было ни копейки…
Орск
Своя история — у отца Владимира Гошкодери, который окормляет общину города Орска Оренбургской области. Здесь вот уже несколько лет силами верующих возводится храм. Впрочем, это сейчас у прихожан глаза горят и радость в сердце оттого, что стены уже стоят и крыша появилась.
— Сложность, в первую очередь, была в том, чтобы людей убедить поверить в то, что все это будет, — говорит священник. — У общины были на этот счет и сомнения, и переживания, поскольку духовная работа начиналась действительно с нуля. Ничего не было. Естественно, были разные люди — и с ревностной верой, и те, кто пасовал перед трудностями, переживал.
Орская община старообрядцев начиналась с одного человека, но позже начала формироваться из беспоповцев. При этом даже потом, когда на исповедь стало приходить по 30 и больше человек, староверы переживали: на что участок покупать, как регистрировать общину?
— Пошли в администрацию, а нам там выделили три гектара земли на краю города, — вспоминает отец Владимир. — Одни говорили: «Ой, как хорошо, давайте начинать!», а другие мыслили трезво. Я им сказал: «Братия, земля на краю города, коммуникаций нет — их придется тянуть за свой счет, добираться сюда будет очень тяжело, и церковь станет памятником самой себе». И мы, рассудив так, отказались от него.
Община решила искать подходящий участок. Вскоре Господь помог — «подвернулся» участок в старом городе, в бойком, хорошем месте. Эта земля оказалась по площади всего 7,5 соток, но этого людям показалось достаточно.
— Помню, как сам лично по интернету искал участки — дистанционно из Оренбурга делать это было не просто, поэтому я просил людей в Орске съездить, посмотреть то, что мне показалось подходящим, — делится он и добавляет, что интуитивно взвешивал, то это место или не то.
В итоге нашли один участок — на нем уже стоял залитый фундамент размером 10 на 15 метров.
— Я поинтересовался, где восток, и понял, что нам подходит расположение, — говорит пастырь. — Община все-таки немного запаниковала, дескать, низина, заливать будет. Но мы взвесили все и поняли: надо брать! Этот участок мы выкупили за свой счет. «А дальше как?» — сомневались люди. История напоминала библейскую, как Моисей водил по пустые народ израильский, а люди роптали и впадали в неверие. Подобное нередко происходит и сегодня с христианами, когда их начинаешь подымать, призывать к чему-то, побуждать на какое-то дело.
И как же были удивлены власти Орска! Когда старообрядцы отказались от предложенного им участка, чиновники забыли о них. И вспомнили только тогда, когда община оформила право собственности на землю в центре старого города, практически у новообрядцев «под носом». Так старообрядцы переиграли чиновников и, наверное, даже никониан!
— Я полагаю, что у власть предержащих все было спланировано — выделить три гектара из расчета, мол «тяните, старообрядцы, надрывайтесь, а мы посмотрим со стороны, поднимете ли вы эту штангу», — рассуждает отец Владимир, но отмечает, что после их «победы» появилась другая проблема — всю бухгалтерию общины в Орске ежегодно стала проверять… прокуратура. — Это явно неспроста, тем более что в России, скорее всего, нет ни одного храма, которым бы так плотно занималось надзорное ведомство. И мне бухгалтер сейчас регулярно звонит и возмущается: «Батюшка, да сколько же можно уже — каждый раз прокуратура требует отчетов и предъявления всех документов». Но мы на это внимания не обращаем и делаем свое дело так, как запланировали. Храм уже стоит, люди проходят мимо — крестятся. Даже новообрядческий священник как-то шел, увидел меня — а я на крыше сидел, что-то делал — и сделал вид, будто благословляет нас на работу. Я считаю, что храм в городе — это проповедь старообрядчества: не мы приводим людей, а Господь приводит. Ной строил ковчег, и никто не обращал внимания — люди смеялись над ним, но потом…
Староуткинск и Красноуфимск
…Недоумевали люди и от решения другого уральского старообрядца Алексея Сюкосева поставить храм в поселке Староуткинск, откуда происходили его благочестивые предки.
— Нам сразу же выделили землю, как только мы попросили, — признается он. — В этом смысле у нас не было никаких противоречий с местной администрацией и мыслей о том, чтобы где-то в огороде строить у нас не было. Наверное, потому что это глубинка.
— Мне никаких препятствий не чинили, — подтверждает слова Алексея и Антонина Ситник — «ее» храм тоже стоит в глубинке фактически на границе двух регионов, поэтому ситуация здесь оказалась схожей со Староуткинском. — Когда я организовывала церковь, в области старообрядческих храмов было очень мало. Я тогда вообще ничего не знала о строительстве, и потому спросила одного своего знакомого, лесничего: сколько, по его мнению, надо леса для строительства храма? Он посчитал и сказал, что просить надо кубов пятьсот. С этой цифрой я и пришла в администрацию. А мне и говорят: «Вы сначала хотя бы общину зарегистрируйте», а потом глава мне сказал, мол, если все будет оформлено по закону, то власть поможет и даст то, что я прошу.
И сдержал свое слово чиновник. Когда все документы были готовы, Антонина Степановна снова пришла в администрацию в Красноуфимске. И там, как оказалось, слов на ветер не бросили — дали 500 кубов леса. «Мы его сами потом пилили, вырезали, готовили брус», — говорит она.
После такой поддержки община стала чувствовать себя увереннее и дело постепенно пошло в гору. Вообще, старообрядцы признаются, что в деле строительства важно перейти некий рубикон, после чего у общины появляется уверенность, желание двигаться вперед, развиваться. Тогда уже нет сомнений, что все получится, даже если очевидно, что работы еще предстоит немало.
По словам отца Владимира Гошкодери, с возведением храма в Орске еще рановато делать выводы о том, что дело вышло на финишную прямую. Но тот факт, что уже сейчас здесь можно ставить окна, делать стяжку, стелить полы, тянуть проводку, проводить коммуникации для отопления, штукатурить стены, о многом говорит сам за себя.
— Чувствует ли община сейчас себя увереннее — конечно, да, — рассуждает пастырь — во всякий свой приезд в Орск он видит радость на лицах его встречающих. — И у меня внутреннее напряжение спало.
А вот в Нижнем Тагиле старообрядцы волнуются — радоваться им пока нечему. Участок, который прежняя власть готова была передать им, нынешняя отозвала — община успела провести здесь межевание, но вскоре узнали старообрядцы: в рамках градостроительного плана территория попадает под застройку ближайших лет!
— Там мост пойдет с одной на другую сторону реки Тагил, будет соответствующая инфраструктура, — говорит активист здешней общины РПСЦ Павел Петров. — Новый мэр нам не отказывает и предложил искать место поблизости, мы хотели бы взять участок неподалеку от давнего старообрядческого кладбища, которое было в старом Тагиле в кержацком поселении Фотеево, с которого и начинался город — оно возникло еще в 1700 году. То кладбище было потревожено при строительстве торгового центра. И мы сейчас ходим по этому условному фотеевскому кварталу, чтобы определиться с местом. Нам бы хотелось чистое и спокойное место, чтобы пивных бутылок и другого мусора не было — для нас важно получить участок с исторической привязкой, поскольку наш город богат своим прошлым.
По его словам, власти, когда встречались с епископом Евфимием, который с октября окормляет Уральскую епархию, сказали, что готовы предоставить землю в том же кадастровом квартале, что и прежний участок, поэтому сейчас община прорабатывают варианты, понимая, что карта постоянно меняется — кто-то что-то в городе покупает, у кого-то что-то изымают.
— Но пока наиболее вероятным местом остается территория так называемого «Голого камня» — там все коммерческое, — добавляет Павел.
Представители тагильской мэрии пообещали общине РПСЦ вернуть средства, которые она уже потратила на межевание того первого участка земли — это приличная сумма, около 100 тысяч рублей.
— Отец Никола Татауров, как иконом епархии, поднял этот вопрос и власти дали понять, что готовы компенсировать наши траты — конечно, не живыми деньгами, эти средства с нас не будут требовать при подготовке документов на другой участок земли, — говорят тагильчане и признаются, они думали о том, чтобы где-то в частном секторе купить участок, но, когда узнали цены, остановились. Хотя события складываются так, что этот вариант исключать сейчас нельзя.
— Мы готовы ужаться в своих интересах, — объясняет Павел Петров. — Главное, чтобы участок нам подходил с точки зрения возможной застройки — у нас же динамика из-за колокольного звона будет, службы постоянные, к тому же у нас в планах — организация регулярных крестных ходов по Веселым горам по особым поводам и праздникам. Понравится ли это соседям?
А о том, как и на какие деньги уральские старообрядцы строили и продолжают строить храмы, где и как ищут стройматериалы для созидания — в нашем следующем обзоре, из которого вы также узнаете, сколько стоит «обслуживать» храм после освящения и начала его активной эксплуатации.
Фото автора
«у нас же динамика из-за колокольного звона будет,» — мьню (стар.слав.) от такой традиции можно отступить. В Москве до реформы не было ни одной церкви с колокольней. Колокол, как и било, служил призыву на молитву, а не был, как повелось с реформы, музыкальным приложением молитвы, который час дети сегодня знают. К тому же колокольня удорожает строительство.