История литовских староверов насчитывает более трехсот лет. Первые переселенцы на территории современной Литвы, тогда Великого княжества Литовского, появились в конце XVII века. Это были религиозные беглецы из России, жестоко гонимые на родине после реформ патриарха Никона. В XVIII веке на территории бывшей Речи Посполитой уже проживали десятки тысяч староверов. Сегодня многие потомки первых переселенцев живут в Литве и поныне.
По городам и весям
За эти десятилетия жизнь потомков консервативных старообрядцев претерпела серьезные изменения, однако большинство семей сумели сохранить исконные традиции и уклад своих предков. Традиционными местами расселения староверов были восточные и южные регионы страны. В Литве поморцы поселились в Рокишкисе, Зарасай и Вильнюсском крае. После первого раздела Польши множество староверов, опасаясь преследований, вновь двинулись на запад, осев в современных польских Сувалках, Августове и Мазурах, однако позже многие вернулись обратно. Сегодня на территории Литвы сохранилось 52 старообрядческих храма, самые большие общины находятся в Вильнюсе, Клайпеде, Каунасе и Зарасай.
Однако наибольший интерес сегодня вызывает именно Клайпедская старообрядческая община, поскольку на этих землях староверы появились относительно недавно, но число прихожан составляет здесь несколько тысяч. Как рассказал нам председатель Совета общины Евгений Бондарев, история клайпедских староверов не столь долгая, но особая, отличная от прошлого староверов остальной Литвы.
— Община возникла в 1946 году, в 2016 году мы отметили свое 70-летие. Более того, тогда же мы открыли новый современный храм, строительство которого продолжалось около 5 лет. Сегодня Клайпедская община — одна из самых крупных в Литве. Согласно всеобщей переписи населения, в 2011 году в портовом городе проживало около 2 648 староверов, однако, по данным Церкви, мы стоим на втором месте после Вильнюса — у нас более 6 000 прихожан, — рассказывает Бондарев.
По его словам, история переселения староверов в Клайпедский край берет свое начало после Великой Отечественной войны, хотя некоторые попали сюда еще до начала военных действий. Здесь нужно подчеркнуть, что все эти земли испокон веков были немецкими, а в Мемеле староверов не было в принципе, но после 1945 года в опустевший и разрушенный город, которому вернули литовское название Клайпеда, потянулись и стали переселяться русские, литовцы, белорусы, среди которых было немало староверов.
— Моя семья переселилась, а точнее сказать ее переселили в Литву на заре Второй мировой. До того мы, равно как и множество других староверских семей, жили на Сувальщине, в Польше. Весной 1941 года немцы заключили договор с СССР об «обмене жителями». Можно сказать, что староверов принудительно репатриировали из Сувалкского края в советскую Литву. Наша семья — мои родители с пятью сыновьями — осели в Вильнюсском крае, в местечке Майшягала, и уже в советские годы, когда часть сыновей переселились в Клайпеду, мы перевезли их сюда. Переселения были болезненными для староверских семей. Люди спешно покидали свои дома, оставляли храмы… Наша семья столкнулась с той же участью. Нам дали указание погрузить все пожитки на телеги, и мы двинулись в сторону Литвы…
Новый храм
История литовских староверов, переживших гонения, войны, отторжение и прощание с родиной, получила новый виток своего развития в Клайпеде. Сегодня клайпедские староверы стали значительно либеральнее, нежели 70 лет назад, когда они только прибыли в Мемель, однако сейчас они по-прежнему крепки как община. В семьях по сей день чтят традиции, они передаются из поколения в поколение, а множество выходцев из старообрядческих семей сегодня занимают важные посты на уровне властей города, работают в порту, ходят в море и преподают в университетах.
Иными словами, на протяжении последних десятилетий Клайпедская община не угасла, как это произошло в других литовских районах, или в той же Польше, а, наоборот, — расцвела, хотя на первых порах у староверов, сплотившихся в 1946 году, не было ни своего храма, ни даже помещения для богослужений. На общую службу они собирались в квартирах верующих в разных местах Клайпеды. Нынешний глава Евгений Бондарев с благоговением вспоминает имена первых духовных наставников и председателей — Исидор Соловьев, Афанасий Павлов, Зиновий Иванов, Евграф Добродуший, Афанасий Петров и многие другие. Все они сформировали ядро общины как таковой.
В 1947 году на первые богослужения в отдельной молельной комнате собиралось не больше 25 человек, но уже через два года община насчитывала 600 прихожан. Она росла за счет переселения староверов в Клайпеду из других мест Литвы. В августе 1948 года Клайпедская община была официально зарегистрирована советскими властями, а в 1960 году у прихожан появился свой храм Успения Пресвятой Богородицы, переоборудованный из простого жилого дома. Это был редкий случай открытия нового старообрядческого храма в годы хрущевской оттепели. Тем не менее по требованиям властей храм не должен был иметь внешних признаков церкви. На протяжении всех лет он был единственным крупным духовным центром клайпедчан. Эта церковь сохранилась и по сей день, хотя службы там уже почти не проводят.
— В 2016 году мы построили новый храм — Успенско-Михайловский. Старый молельный дом не вмещал всех прихожан, люди настаивали на строительстве новых помещений, что мы в итоге и сделали. Говоря об этом, невозможно не подчеркнуть вклад нашего основного спонсора, крупного предпринимателя и моего старого друга — Мартина Михайловича Гусятина (экс-глава «Клайпедос нафта» и «Клайпедос Смяльте». — Прим.), а также всю его семью. Именно они выделили большую часть средств, оказали очень большую помощь. Мы предлагали увековечить их имена, однако на памятной доске храма указаны лишь имена их родителей, Михаила и Ксении Гусятиных. К слову сказать, ни город, ни государство не выделило ни цента, но мы благодарны городским властям и правительству за моральную поддержку, выделенный участок и разрешение на строительство. Все это было сделано без бюрократических проволочек. В закладке первого камня и открытии присутствовали и мэр, и депутаты горсовета, и министр обороны, и другие делегаты кабмина, — говорит Бондарев.
Сегодня Успенско-Михайловский храм по праву считают одним из самых красивых ныне действующих старообрядческих храмов на территориях Литвы, Латвии, Эстонии и Польши. По словам автора проекта, архитектора Витяниса Мазуркявичюса, в нем органично сочетаются и переливаются друг в друга и русские, и литовские, и немецкие, и древнерусские поморские традиции. Своим внешним видом — прямоугольник с выдвинутой в западной части колокольней — он напоминает корабль, что очень характерно и значимо для портовой Клайпеды. В христианстве же церковь является атрибутом корабля, символизировавшего безопасность среди бушующих жизненных штормов.
Будущее клайпедских староверов
По словам Евгения Бондарева, община будет жить и развиваться. Несмотря на то, что в последние годы число староверов уменьшается, строительство нового храма существенно оживило жизнь сообщества и открыло новую страницу в истории клайпедских поморцев. По численности населения, старообрядцы — это четвертая религиозная община 160-тысячного города — после католиков, православных и лютеран.
— Община уменьшается из-за естественных процессов в стране. На это влияет массовая эмиграция, молодежь уезжает за границу, работает за рубежом, создает там семьи. Моя дочь, например, сейчас живет в Канаде, хотя сыновья остались в Клайпеде. Однако в целом у нас все хорошо. Староверы в свое время хлебнули немало горя, их жизнь никогда нельзя было назвать легкой, поэтому к трудностям мы относимся спокойно. За эти годы мы создали воскресную школу и даже взрастили собственного духовного наставника. Нынешний наставник общины — Евгений Лебедев, он представитель среднего поколения, который вырос здесь, в Клайпеде.
Отметим, что литовские староверы являются частью Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ), которых также называют «беспоповцами», так как у них нет трехчинной иерархии, как в Русской православной церкви (РПЦ). Священнослужителей выбирают из простых прихожан, которые доказали свою преданность традициям, духовность, продемонстрировали свои знания, мудрость и особенные качества для того, чтобы заслужить звание духовного наставника. В настоящее время в Литве действует Высший Совет ДПЦ Литвы. При Высшем Совете ДПЦ действует Духовный суд. Высший Совет ДПЦ объединяет 52 старообрядческих общин Литвы. Согласно переписи от 2011 года, в стране проживало 23 330 староверов, то есть около 0,8 процента жителей. Однако Высший Совет ДПЦ считает эти данные переписи неполными и приводит другие цифры. По их словам, в Литве проживают порядка 40 тыс. старообрядцев.
____________________
Автор: Денис Кишиневский
Источник: facebook.com/balticsnob
Комментариев пока нет