В деревне староверов Медвежская Печорского района Республики Коми, на берегу реки Печоры, возвышается обелиск в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны героях. На памятнике, открытие которого состоялось в 1985 году, высечены имена 12 человек. Время неумолимо, и с каждым годом все меньше остается в Медвежской жителей, которые могли бы что-либо рассказать о ветеранах своей малой родины. Восстановлением сведений о них занялась заведующая Медвежского общественного музея «История старообрядческой деревни» Вера Копытова.
Музей старообрядчества — хранитель памяти о героях войны
Общественный музей в Медвежской работает уже несколько лет. Одно из направлений работы деревенского хранилища истории — восстановление памяти об уроженцах деревни Медвежской, героях Великой Отечественной войны. Собрать о них сведения было непросто. Многие родные ветеранов покинули деревню, нет в живых уже и участников войны. Так что задача перед Верой Васильевной стояла сложная и на первый взгляд неразрешимая.
— Свою работу по сбору сведений о ветеранах я начала с того, что переписала высеченные на обелиске имена героев, не вернувшихся с фронта. А потом с этими данными ходила по домам и беседовала с нашими жителями. Так удалось собрать воспоминания, отсканировать наградные документы, военные билеты, похоронки и узнать о потомках героев Великой Отечественной войны, — рассказывает Вера Васильевна.
Неожиданностью для моей собеседницы было обнаружить — да еще у своих родных — дневник, который вел деревенский пекарь Василий Степанович Денисов и в незатейливых заметках рассказал о медвежских новостях: какая была погода, кто родился и кто завершил свое земное странствование. Так в его дневниковых записях и удалось отыскать Вере Васильевне упоминание о последних днях жизни красноармейца Василия Тарасовича Поздеева, о послевоенной жизни которого не было никаких известий.
— А о том, что Василий Тарасович был награжден медалью «За Отвагу», не знали даже его внуки. Но эти сведения о нем я нашла в электронном банке документов «Подвиг народа», — сообщает Вера Васильевна потрясающую новость.
— Удалось ли вам еще найти ранее неизвестную информацию о медвежских героях войны? — продолжаем беседовать с Верой Васильевной.
— Да. На том же общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа» я отыскала сведения об орденах Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Славы III степени нашего ветерана Лазаря Шахтарова, но которые он не получил. Не было их и среди наградных документов, которые представили его родные.
Так, после смерти ветерана удалось дополнить наградной список уроженца деревни Медвежской Лазаря Федоровича Шахтарова, который был призван Кожвинским РВК в 1942 году и зачислен в состав 593-го стрелкового полка командиром полка. В составе полка Лазарь Федорович участвовал в обороне Ленинграда. В 1943 году был дважды ранен и в 1944 году был уволен в запас по ранению. Вернулся с войны инвалидом, — рассказывает Вера Копытова.
Другими источниками для получения сведений о ветеранах Великой Отечественной войны деревни стали «Книга Памяти Республики Коми» и архивы военкомата города Печоры. По материалам работы, проведенной общественным музеем деревни Медвежской, вышел сборник «Память войны».
— А как сама деревня Медвежская жила в годы войны и ее жители-староверы? — интересуюсь у своей собеседницы.
— Старообрядцы в годы войны работали как и все трудоспособное население, — сообщает Вера Васильевна. — Военнообязанные воевали на фронте. Мне кажется, что они не отличались чем-то, если только верили, молились за близких, за Победу… В 1946 году шесть колхозников получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди них была и моя бабушка, Федосья Андреевна Логинова.
А для продолжения разговора хозяйка деревенского хранилища истории приглашает меня совершить небольшое путешествие по Медвежской.
Матренин дом
Вместе с Верой Васильевной мы побывали в гостях у 90-летней Матрены Степановны Денисовой — последнего труженика тыла деревни Медвежской. Ее дом — один из красивейших в деревне. Как оказалось, вместо старого жилища новое родовое благоустроенное гнездо выстроили дочь Матрены Степановны, Лариса Ивановна, с супругом.
Матрена Степановна к приходу гостей готовилась — в гостиной нас уже ждала… нет, не древняя старушка, а преклонного возраста женщина с очень грустными глазами.
— Матрена Степановна — наш старейший житель, — знакомит нас Вера Васильевна. — И один из последних староверов Медвежской.
Но, как выяснилось из нашей беседы, сначала родители и дедушка Матрены Степановны поселились у реки Малая Кожва.
— У Малой Кожвы мы одни жили, — начинает сначала на русском языке рассказывать моя собеседница, но потом переходит на коми, а Вера Копытова переводит. — А потом пригласили сюда другую семью. Так здесь только две семьи и жили.
У Малой Кожвы в 1928 году родилась и моя собеседница. Здесь же на свет появилось еще девять детей Денисовых.
— Как же вы выжили посреди леса? — интересуюсь у Матрены Степановны.
— На Малой Кожве отец рыбачил и охотился, — продолжаем беседовать с Матреной Денисовой.
Когда началась коллективизация, Денисовы переехали в деревню Медвежскую. Здесь у них родилось еще двое детей.
— В Медвежской родители устроились на работу в колхоз, а еще мама за Урал возила на лошади за деньги грузы, — вспоминает Матрена Степановна.
— А расскажите про родителей, — прошу свою собеседницу.
— Мама, Татьяна Федоровна, и отец, Степан Николаевич, — староверы и строго следили за тем, чтобы мы, дети, соблюдали посты и ничего не делали без молитвы, — продолжает рассказывать Матрена Денисова, а Вера Копытова переводить. — Мама строго соблюдала все посты, а когда молилась, то всегда закрывалась в своей комнате, чтобы никто ее не видел.
— А куда на службы вы ходили? — спрашиваю у Матрены Степановны. — Ведь в Медвежской была своя старообрядческая часовня, посещали ли вы ее?
Матрена Степановна сообщила, что переехали они с родителями в Медвежскую в 1935 году, когда ей было семь лет. И часовня уже не действовала, а в ней находился телятник. На службы Денисовы ходили в дом старообрядческого наставника Самоила Мамонтова.
— Хороший был человек! — вспоминая Самоила Андреевича, отмечает Матрена Денисова.
Иные подробности из своего старообрядческого детства Матрена Степановна уже не смогла вспомнить…
Война Матрены Денисовой
Война запомнилась моей собеседнице не ночными бомбардировками или жизнью в немецкой оккупации, а резко прервавшимся детством.
— Окончила мама только пять классов, а в шестом классе уже за парту не села, — рассказывает об этом времени дочь Матрены Степановны, Лариса Ивановна. — В 1942 году, будучи еще ребенком, мама уже наравне со взрослыми трудилась на лесозаготовках, а в летнее время — на лесосплаве.
— Лес валили сначала в поселке Дозмер, а потом по реке его сплавляли. Потом трудилась на лесоучастке поселения Яранкурья, — переводит рассказ Матрены Денисовой Вера Копытова.
— А какую вы, тогда еще ребенок, могли выполнять работу? — спрашиваю у Матрены Степановны.
— Ручными пилами валили деревья, сучки рубили. Дрова вручную заготавливали — пять кубов, такая норма была на одного человека. Деньги за работу давали, а сколько — не помню, — продолжает вспоминать Матрена Степановна.
В Медвежском общественном музее «История старообрядческой деревни» теперь хранятся орудия труда, которыми работала маленькая Матрена в годы войны: багор и пила.
В день нашего посещения Матрены Степановны ее родные передали в музей еще одни экспонаты — сшитые из оленьей кожи чулки, мужские (отцовские еще) и женские.
— Во время работы на лесосплаве в таких чулках мы стояли в холодной воде, — объясняет моя собеседница их назначение.
Рассказала Матрена Степановна, что для работы по пояс в снегу в лесу они отрезали голенище у валенок и вшивали взамен них одеяла или овчину, которую завязывали на поясе, а сверху надевали телогрейки.
Вместе с ними на лесозаготовках работали спецпоселенцы: депортированные немцы, литовцы, эстонцы. Матрена Степановна рассказывала, что одеты они были в ветхую одежонку и в сильнейшие морозы трудились в ботинках.
— Мы их подкармливали и поддерживали, как могли, но смертность среди них была очень большая, — рассказывает Матрена Денисова.
Не обошло стороной горе и семью Матрены Денисовой: из 12 ее братьев и сестер в живых остались только пятеро — два брата и три сестры, остальные в военные годы умерли из-за голода и болезней.
Не труженица тыла?
К моему большому удивлению выяснилось, что у Матрены Степановны нет даже статуса труженика тыла. Дело в том, что сгорели архивы Красноягского сельского совета, и восстановить документы для получения статуса труженика тыла родным Матрены Денисовой так и не удалось.
— А в Печорском архиве я обнаружила сведения о том, что в годы войны моя мама… читала и писала, то есть училась в школе, в то время как она с 1942 года уже работала… — сообщила Лариса Ивановна.
— Но ведь доказательством работы в тылу могут послужить медали и ордена, — говорю я.
Разбирая вместе с Ларисой Ивановной и Верой Васильевной сохранившиеся архивы Матрены Степановны, мы обнаружили, что на некоторых документах или удостоверениях к медалям даже не стоят даты их получения или выдачи.
— Маме все равно, но нам обидно, что ее тяжелый труд и жизнь в годы войны даже документально не зафиксированы.
Улыбка как музейный экспонат
Беседуя с Матреной Степановной, я заметила, что моя собеседница практически никогда не улыбается… За время нашего разговора она улыбнулась лишь однажды, когда я спросила ее о том, каким ей запомнился День Победы?
— Очень радостный день был, — вспоминает Матрена Денисова. — Мы как раз на работе были в Яранкурье. И вдруг нас спешно собрали в клубе, а приехавший представитель сообщил об окончании войны. Многие заплакали, но и радость была такая, что словами не описать.
— Матрена Степановна каждый День Победы приходит к обелиску, чтобы почтить память героев войны, — рассказывает Вера Копытова. В один из таких праздничных дней улыбающаяся Матрена Степановна и была случайно запечатлена на снимке, который оказался со временем среди экспонатов местного музея.
И еще одно фото, где моя собеседница дарит свою улыбку, попало на выставку в музей: Матрена Степановна запечатлена на снимке, видимо, еще в годы работницей телятницей в местном совхозе на фоне стога сена.
Вот и получилось, что такие редкие в жизни моей собеседницы счастливые мгновения попали в кадр и вошли в анналы деревенской истории.
— Я преклоняюсь перед Матреной Степановной, — признается заведующая общественного музея деревни Медвежской Вера Васильевна. — Сколько я ее помню, она все время работала. Одна подняла троих детей. Все дети остались жить в родной Медвежской. В отпуска никуда не ездила. За всю жизнь только один раз выезжала из деревни — в город Котлас навестить племянницу. И, выйдя на пенсию, продолжала работать. В медвежском отделении совхоза «Кедровый Шор» трудилась телятницей.
А в музее Медвежской я смогла увидеть и орудие труда деревенских телятниц — косу, которую мне, городской жительнице, даже в руки было взять страшно.
— А как же сегодня проходит день Матрены Степановны? — интересуюсь у ее родных.
— Она все еще любит командовать нами, как старшая в роде. Ведь у нее трое внуков и четверо правнуков. Ворчит часто, если что-то не так делаем, — рассказывает про маму Лариса Ивановна.
— А хозяйство у Матрены Степановны есть свое?
— Сейчас нет. А так у нее лошади, овцы, бараны и три коровы были до недавнего времени. Маму еще можно застать во дворе за колкой дров — не может она сидеть без дела, — улыбается Лариса Ивановна. — В прошлом году ей 90 лет исполнилось, а она все еще ходит одна в лес с маленьким пакетиком. Погуляет да грибочков немного соберет…
Секрет долголетия
За здоровье Матрены Степановны сегодня переживает вся деревня. Шутка ли, остался последний старожил, у которого еще можно что-то спросить, узнать, в памяти которого хранится еще много интересных сведений из жизни малой деревеньки Коми. Господь даровал Матрене Степановне долгие годы жизни, наделив ее бесконечным терпением, здоровьем, силой духа. Другой секрет долголетия Матрены Степановны мне открыла Вера Васильевна:
— Матрена Степановна прожила без злобы и зависти, — тихо замечает на прощание Вера Копытова.
Такой оказалась последняя труженица тыла из деревни Медвежской, ее старейшая жительница и хранительница истории своей малой родины, а я бы еще от себя добавила: деревенская праведница.
Фото: автора и из архива Матрены Денисовой
Мое изучение Припечорья началось с посещения деревни Медвежской. И для меня стало уже традицией каждый своей приезд на Печорскую землю заглядывать снова и снова в этот милый сердцу уголок — Медвежскую.
Неисчерпаем он в плане новых тем, неиссякаем как источник вдохновения, а еще стремлюсь я туда, чтобы еще раз пообщаться с так полюбившимися мне героями.
О нашей встрече со старейшей жительницей деревни — 90-летней Матреной Степановной Денисовой и заведующей общественного музея «История старообрядческой деревни» Верой Васильевной Копытовой сегодня вновь рассказывает сайт «Русская вера».
Как приятно читать о своих односельчанах, вдвойне приятно, что память жива и будет жить благодаря вот таким исследованиям. Большое спасибо Наталье Прокофьевой за то, что она освещает истории простых людей, которые внесли свой посильный вклад в развитие страны, республики, своего населенного пункта в трудные военные годы.
Всегда очень интересно читать статьи о жизни староверов из глубинки — из отдаленных сел, деревень, городов. Это кладезь опыта, знаний, сила веры. Побольше бы таких материалов!