25 марта 2017 г. в краеведческом музее «Жемгале» Пакруойского района, расположенном в городке Жеймелис на северо-востоке Литвы, недалеко от границы с Латвией, прошла международная конференция «Староверы Жеймелиса: прошлое, настоящее, будущее». Конференция приурочена к предстоящему празднованию 100-летия восстановления независимости Литвы, которое будет отмечаться в 2018 году, и посвящена истории и культуре четырех религиозных конфессий, издавна существовавших в Жемгальской низменности: древлеправославию, католичеству, лютеранству и иудаизму. Субботнее мероприятие было посвящено поморскому староверию. В конференции приняли участие представители:
- Паневежской и Клайпедской поморских старообрядческих общин Литвы
- Рижской Гребенщиковской Старообрядческой Общины (РГСО) Латвии
- Председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии Павел Григорьевич Варунин
- Коллектив краеведческого музея «Жемгале» г. Жеймелис
- Работники науки и культуры Литвы, Латвии и Эстонии
- Представители самоуправления Пакруойского района.
С приветственным словом к участникам конференции обратились вице-мэр Пакруойского самоуправления Йонас Юозапайтис и духовный наставник Паневежской старообрядческой общины, председатель духовной комиссии Древлеправославной Поморской Церкви Литвы о. Никола Евстафьевич Владимиров. В своей речи он призвал старообрядцев свято хранить то духовное наследие, которое досталось им от благочестивых предков, жить полноценной церковной жизнью, не допускать Богоотступничества, ведущего к самоуничтожению общины.
Доцент исторического факультета Вильнюсского Университета (Литва), доктор Григорий Владимирович Поташенко представил слушателям исторический очерк на тему «Староверие северной Литвы: люди и культурное наследие».
Первые переселенцы-старообрядцы поморского согласия осели в Литве уже в конце XVII в., основав в 1710 г. общину в деревне Пуща (современный Рокишкский район). Сегодняшнее старообрядчество в Литве — вторая по количеству зарегистрированных общин (после католиков) и третья по численности верующих (после католиков и РПЦ МП) религиозная конфессия с более чем 300-летней богатой историей, насчитывающая 23 тысячи верующих, объединенных в 61 общину. Северный и восточный регионы Литвы населены старообрядцами наиболее плотно. Одним из духовных центров севера Литвы в XX в. была Жеймельская (Вилейшская) поморская община, объединявшая старообрядцев, живших в деревнях Вилейшяй и Акмянеляй. Приверженцы древлеправославия поселились здесь уже в конце XIX в.; в 1912 г. старообрядческие семьи Парфеновых, Манзуровых и Гавриловых приобрели у Поземельного банка участок земли, заложенный князем Анатолем Ливеном, и устроили первую поморскую моленную в одном из помещений имения Жемельгоф (Акмянеляй). Первым духовным наставником был избран Еремей Егоров. В 1935 г. моленная была перенесена в деревню Вилейшяй, в дом нового наставника, Харлампия Куприяновича Парфенова (1901–1968), служившего в общине почти 33 года. Со служения головщиком в Жеймельской общине начинал свой наставнический путь и другой видный деятель поморского староверия — Иоанникий Абрамов (†1978). В 1930-х г.г. он учился на старообрядческих духовных курсах в Каунасе (Литва), в 1940-х г.г. был репрессирован. По возвращении из ссылки в 1955 г. впоследствии стал наставником двух крупнейших общин Прибалтики — Вильнюсской и Рижской Гребенщиковской.
Наибольшего расцвета община достигла к 1949 г.: в ней насчитывалось ок. 350 активных прихожан. При общине действовала воскресная школа по обучению детей и молодежи церковнославянскому языку и знаменному пению. В 50-х — 60-х г.г. XX в. численность прихожан стала уменьшаться: молодежь потянулась в районные центры — Рокишкис, Шяуляй, Клайпеду, Елгаву (Латвия). Последним духовным наставником общины был Сидор Фирсович Парфенов (1881–1975). Малочисленность прихожан и отсутствие духовного наставника после смерти С. Ф. Парфенова привели к тому, что во второй половине 1970-х г.г. Жеймельская (Вилейшская) община прекратила свое существование. Духовное окормление оставшихся старообрядцев осуществляли наставники Шяуляйской, Радвилишкской и Елгавской общин. Оба наставника Парфеновых похоронены на старообрядческом кладбище на окраине деревни Акмянеляй.
Место упокоения Х. К. Парфенова, С. Ф. Парфенова и их родственников на кладбище в Акмянеляй
Сегодня в Жеймелисе осталось только 7 человек, исповедующих древлеправославие и в меру своих сил пытающихся сохранить традиции поморского староверия. Старейший представитель этой немногочисленной диаспоры — Мария Гедминене, родившаяся в многодетной старообрядческой семье. «Бабушка Мария», как называют ее местные жители, окончила начальную школу с литовским языком обучения (других национальных школ в районе попросту не было), однако, несмотря на долгую жизнь, прожитую в иной культурной среде (и дети, и внуки ее — уже носители другого языка и менталитета), никогда не забывала о своих поморских корнях. Как-то раз, сидя с внучкой Викторией за чашкой чая, бабушка поведала ей историю своих далеких предков, ради сохранения древлеправославной веры покинувших свое историческое Отечество. И отрадно было слушать на конференции выступление совсем юной Виктории, по-русски читавшей отрывок из «Евгения Онегина», а затем выступившей с кратким докладом об истории раскола, появления и жизни старообрядцев в Жеймелисе:
Бабушка рассказывала, как местные жители отзывались о старообрядцах: они всегда слушаются старших, всегда здороваются, никого не обижают и охотно помогают в беде.
Научный сотрудник Вильнюсского университета (Литва), доктор Надежда Афанасьевна Морозова выступила с докладом «Книжность староверов Литвы», который начала с рассказа о традициях оформления книг в поповском и безпоповском старообрядческих согласиях. Поповская традиция представлена двумя школами — Гуслицкой (по названию слободы Гуслица в Московской области) и Ветковской (по названию слободы Ветка в Гомельской области Республики Беларусь).
Гуслицкий стиль отличает яркость и разнообразие красок, богатый, насыщенный колорит оформления.
Ветковский стиль более сдержан, с преобладанием оттенков красного и желтого цветов. Характерной особенностью безпоповской (поморской) школы оформления книг является сочетание изображений гроздьев винограда, барочных листьев, ягод и птиц. Цветовая гамма — строгая, выдержанная в духе суровой северной природы.
Книжная традиция старообрядцев Литвы XIX–XX вв. наиболее близка к Выговской — в оформлении прослеживаются специфические поморские детали. Рассказывая о старообрядческий книжной культуре, автор презентации не обошла вниманием два крупнейших литературных памятника литовского староверия XIX в., принадлежащих перу переписчика книг, старообрядческого летописца-историка Василия Ивановича Золотова (1786–1859). В 1847–1853 г.г. в деревне Дегучай (ныне одноименный поселок в Зарасайском районе Литвы) им был написан «Хронограф Литовский, сиречь Летописец степенный Древлеправославнаго Христианства». Данный труд В. И. Золотова — уникальный в своем роде источник по истории старообрядчества Литвы и Латвии, охватывающий период с 1652 г. (восшествия Никона на патриарший престол) до 1850 г. (закрытия Дегуцкой общины).
Перу В. И. Золотова принадлежит также «Алфавит духовный, в нем же сущее содержание, бытейское воспоминание». Изложенная в алфавитном порядке, книга повествует об известных деятелях поморского староверия, истории безпоповских общин, знаковых исторических событиях с момента церковного раскола XVII в. до 1859 г. И еще об одном деятеле поморского староверия узнали участники конференции — знаменитом вильнюсском каллиграфе, переписчике и переплетчике книг Иване Федотовиче Гущенко (1863–1956). Высшим образцом его художественного мастерства являются оформление «Службы Пасхи» и «Чина погребения».
И. Ф. Гущенко оформил также знаменитый «Старообрядческий духовный гимн» (слова Осипа Андреева, музыка Константина Галковского), написанный в 1930 г. к празднованию 220-летия Старообрядческой Поморской Церкви в Литве.
Искусствовед из Эстонии Мари-Лиис Паавер рассказала об иконографическом наследии староверов Литвы XX–XXI вв., представленном двумя известными иконописцами — Иваном Ипатьевичем Михайловым (1893–1993) и Георгием Георгиевичем Яковлевым (родился в 1960 г.).
Иван Ипатьевич начал писать иконы у себя на родине, в Беларуси, еще до начала Первой мировой войны. В 1929 г. он был приглашен на работу в Вильнюс, где основал иконописную школу и где впоследствии трудился всю свою долгую жизнь. Одна из первых икон его кисти, «Св. Никола Угодник», находится в Свято-Покровском храме Вильнюсской старообрядческой общины. Расцвет творчества И. И. Михайлова пришелся на 30-е — 50-е г.г. XX в., в этот период им были созданы замечательные по красоте иконы — образцы вершины иконописного мастерства: «Распятие Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа», «Святитель Никола в житии», «Свв. мученики Антоний, Иоанн и Евстафий». В своих работах И. И. Михайлов продолжал и развивал традиции творчества известных поморских иконописцев Эстонии — Гавриила Ефимовича Фролова (1854–1930) и Пимена Максимовича Софронова (1898–1973). Иконы его письма находятся в храмах и в частных коллекциях заказчиков из Литвы, Латвии, Польши, Беларуси, России, Украины, Греции, Франции, США. Ученики И. И. Михайлова ныне трудятся в Литве, Латвии, Беларуси и России. По оценке специалистов, за всю жизнь И. И. Михайлов написал ок. 3000 икон. Умер Иван Ипатьевич на 101-м году жизни, оставив о себе светлую память.
В настоящее время в Вильнюсе живет и трудится один из учеников И. И.Михайлова — иконописец Г. Г. Яковлев. Иконы его письма (сегодня их уже более 600) украшают храмы Турмантасской, Каунасской, Вильнюсской и др. общин Литвы, храмы поморских общин Польши, Латвии, России и Беларуси. Самым фундаментальным на данный момент трудом Георгия Георгиевича являются 64 иконы для иконостаса новопостроенного Свято-Успенско-Михайловского храма Клайпедской старообрядческой общины. В истории поморского храмостроительства это уникальный случай, когда один мастер в только ему присущей технике расписывает все пять чинов (ярусов) иконостаса.
Некоторые работы Г. Г. Яковлева, в частности, иконы «Троица Ветхозаветная» и «Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов» из местного чина Клайпедского храма, выполнены под влиянием «фроловской школы» (творчества иконописца Г. Е. Фролова).
Дмитрий Щеголев, представитель организации «Староверы Курляндии и Семигалии», являющейся соорганизатором данной конференции и выставок, рассказал о сегодняшнем дне 6 общин, расположенных в Курляндии и Семигалии — исторических землях в западной части современной Латвии: Елгавской, Калнциемской, Лиепайской, Нейваненской, Вентспилсской и Юрмальской. Это сравнительно молодые общины, большинство из них основано в первой четверти XX в., с числом прихожан от 20 до 250 человек.
К сожалению, далеко не все общины располагают собственным храмом для проведения служб. Храм же Лиепайской общины является поистине уникальным: это единственная в странах Балтии семикупольная моленная.
По завершении выступлений состоялось открытие нескольких выставок в рамках конференции. Выставка «Современный старообрядческий лубок» (П. Г. Варунин, Эстония). Данная выставка является совместным проектом «Староверческого общества им. И.Н.Заволоко» и «Балтийской Международной Академии».
Темы лубочных картинок П. Г. Варунина разнообразны — от бытовых и нравственных до исторических и вероучительных.
Фотовыставка «Староверы Литвы и Жеймелиса: люди, обычаи, наследие» (представлены фотографии из частных коллекций Алоизаса Пятрашюнаса, Григория Поташенко и Дмитрия Щеголева).
Выставка, посвященная быту и памяти староверов Жеймелиса.
Для участников и гостей конференции была организована экскурсия по памятным местам Жеймелиса, с посещением старообрядческого кладбища в Акмянеляй. Председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии Павел Григорьевич Варунин провел мастер-класс по теме «Русский старообрядческий лубок». П. Г. Варунин — профессиональный гравер и резчик по дереву, возглавляет «Общество культуры староверов Эстонии». Его работы есть во многих частных коллекциях и храмах Эстонии и России. В часовне на месте сожжения страстотерпца протопопа Аввакума установлены четыре резные иконы его работы. Есть у Павла Григорьевича и ученики.
Конференция завершилась выступлением фольклорного ансамбля «Аринушка» из Вильнюса.
____________________
Фотоматериалы конференции предоставлены Д. Щеголевым («Староверы Курляндии и Семигалии»).
Комментариев пока нет