1917 год стал годом больших потрясений. На фоне продолжавшейся «Германской» войны в России началась великая смута. За один год правительство в стране сменилось 6 раз! Государство из монархического превратилось в буржуазно-демократическое и далее в советско-пролетарское. Народные массы волновались, общественно-политическая жизнь бурлила, люди почувствовали свою причастность к происходившим изменениям и впервые получили возможность влиять на решение властей.
Не остались в стороне и староверы. Одним из главных достижений Февральской революции в России стала декларация прав и свобод человека, в том числе свободы вероисповедания. Впервые за 250 лет староверы ощутили себя свободными гражданами свободной страны (после императорского манифеста 1905 г. продолжало оставаться много ограничений в деятельности старообрядческих общин). Желая воспользоваться объявленными свободами, староверы приняли активное участие в происходивших политических процессах. Опыт почти трехвековых гонений привил староверам стремление к правовому государству и гражданскому обществу, которое защищало бы право людей на свою веру и позволило бы в полной мере развиваться древлеправославию, не опасаясь ограничений и репрессий со стороны государства. Проживая в иноверном, а иногда и в иноязычном окружении, староверы хоть и настороженно, но терпимо относились к внешним, при этом строго сохраняя наследие древлеправославия, следуя канонам Святой Церкви.
Как известно, до начала XX в. староверы были вытеснены из общественно-политической жизни страны, не могли занимать руководящие административные должности, отдавать своих детей в высшие учебные заведения и т. п. Сам факт открытого исповедания, публичного совершения богослужения или проповеди являлся предметом уголовного преследования. В таких условиях силы староверия были направлены на устройство внутренней жизни, построения «собственного мира». Стало развиваться ремесло, художественные промыслы, купечество. Староверы старались быть самодостаточными и как можно меньше зависеть от окружающего мира, выстраивая систему взаимопомощи. Последователи древлеправославия смогли создать эффективное сообщество, которое даже в условиях гонений смогло не только сохранить веру, но и внести большой вклад в развитие отечественной культуры и промышленности.
После выхода манифеста о началах веротерпимости в 1905 г. у староверов появилась возможность участвовать в политической работе. Так, среди депутатов Государственной Думы появились и староверы, однако их количество никогда не превышало 4–5 человек, что не соответствовало реальной доле староверов в обществе (в соотношении населения страны от старообрядцев должно было быть около 40–50 депутатов из 450–500 членов думы). В рамах работы III Государственной думы (1907–1911) действовала комиссия по старообрядческим делам, а также общественный старообрядческий совет при Думе. В это время ведущие общественные деятели старообрядчества приняли участие в партийном строительстве, поддерживали позиции центристских партий (октябристов, мирообновленцев и прогрессистов), у руководства которых стояли крупнейшие старообрядческие купцы-предприниматели.
Однако в феврале 1917 г. политическая ситуация в стране кардинально изменилась. Император Николай II подписал отречение от власти. Было сформировано Временное правительство под председательством князя Георгия Евгеньевича Львова. С первых дней революции была выдвинута идея созыва Всероссийского Учредительного собрания, на которое возлагалась главная работа по выработке будущего государственного устройства России. Весь 1917 г. шла подготовка к выборам, планировался воистину всенародный форум, на который обращали свои надежды граждане страны. В первые же дни после Февральской буржуазно-демократической революции по всей стране стали организовываться всяческие советы, комиссии, союзы, общества и т. п. Население страны активно включилось в общественно-политическое строительство. Объединения возникали по разнообразным принципам — сословным, профессиональным, вероисповедным, политическим и др. Не остались в стороне и старообрядцы. Первые небольшие совещания собираются в Москве уже в первых числах марта.
23 марта в помещении Московской биржи состоялось многочисленное собрание московских старообрядцев всех согласий по вопросам текущего политического момента. Председательствовал П. П. Рябушинский (белокриницкий), заменял его в качестве товарища В. И. Большаков (федосеевец). С докладом о созыве Учредительного Собрания выступил Н. П. Ануфриев (поморец) — с разъяснениями об Учредительном Собрании. После краткого перерыва последовал обмен мнениями. Горячий, страстный спор вызвал вопрос: какой образ правления должен быть в России — парламентарно-монархический или республиканский? Все ораторы, за исключением только двух, решительно высказались за республику.
Во многих городах стали возникать старообрядческие общественные советы, некоторые из которых приняли участие в организации местных органов власти. Так, в Витебске был сформирован Старообрядческий Совет под председательством старовера-поморца, члена IV Государственной Думы (1912–1917) Стефана Родионовича Кирилова, члены совета вошли в состав Губернского исполнительного комитета. Стефан Родионович выступил с воззванием к староверам России, в котором в частности говорилось: «Только в организации, только в сосредоточии всех сил на защиту свободы и во внутреннем устроении заключается единственный выход из создавшегося положения. Нужно учредить в городах и поселениях советы старообрядцев с установлением общения между сими советами и с учреждением Центрального совета в городе Москве. Необходимо пропорционально сему количеству участвовать в российских законодательных установлениях».
Стефан Родионович Кирилов принимал активное участие в общественной работе, был избран Председателем Временного Совета Всероссийского старообрядческого союза — крупнейшей общественно-политической организации старообрядцев всех согласий в России. В ноябре 1917 г. он был избран в члены Учредительного Собрания. В годы гражданской войны занимался общественной работой на территории подконтрольной армии Деникина. В 1921 г. выезжает в Латвию, где возглавил Центральный комитет по делам старообрядцев при правительстве Латвии. Избирается в III Латвийский сейм. 30 апреля 1917 г. в помещении Второй Московской поморской общины в Токмаковом переулке открылся Всероссийский Съезд старообрядцев-поморцев. Представителей от общин и приходов со всей России съехалось около 150 человек. Съезд работал в течение трех дней. Председателем Съезда был избран Никола Петрович Ануфриев. На повестке Съезда были следующие вопросы:
- о войне — признали преступным преждевременное окончание войны;
- о форме правления — республиканское однопалатное правление;
- об Учредительном собрании — поддержать созыв Учредительного собрания;
- о земле — внесен целый ряд предложений;
- о взаимоотношении церкви и государства — за полное политическое и правовое равенство религиозных организаций, за государственную поддержку;
- об изменении календаря — о недопустимости такой меры;
- об образовании постоянного политического совета — избрать Совет Всероссийского политического союза старообрядцев поморского согласия. Возложить на избранный совет представлять интересы старообрядцев во Временном правительстве, а также вести работу по подготовке к выборам в Учредительное собрание и проведение избирательной компании.
Примерно в это же время, в апреле 1917 г. (возможно, в рамках Съезда), прошло Всероссийское поморское совещание, на котором Никола Петрович Ануфриев исполнял обязанности секретаря и принял участие в разработке «Положения о Церкви поморцев в России», согласно которому было решено организовать региональные Духовные Советы — областные и подчиненные им районные. Это решение дало свой положительный результат, предоставив основу для структурной организации Древлеправославной Поморской Церкви.
Никола Петрович Ануфриев родился в купеческой семье староверов-поморцев. При его содействии построено несколько храмов. Руководил строительством храма в Токмаковом переулке в Москве. Секретарь, а позже председатель Второй Московской общины. Секретарь Всероссийских соборов 1909 и 1912 гг. Принимал активное участие в работе Совета Соборов и Съездов и Высшего Духовного Совета Старообрядческой Поморской Церкви в 1909–1930 гг. Участник Кошлаковского Собора 1927 г. Способствовал учреждению в Москве Старообрядческой народной академии (1918), в которой затем преподавал. Скончался Николай Петрович в августе 1941 г., похоронен в Москве на Преображенском кладбище. Высший Духовный Совет был закрыт властями в 1930 г. При других благоприятных условиях Никола Петрович Ануфриев, безусловно, стал бы следующим Председателем Высшего Духовного Совета, однако этому не суждено было сбыться.
Весной 1917 г. во Временном правительстве особое влияние имел Александр Иванович Гучков — военный и морской министр. Бывший Председатель III Государственной думы, член Государственного совета Российской империи. В гражданской войне член политического совещания при Деникине, посланник во Франции и Англии. В эмиграции в 1921–1923 гг. был Председателем Русского парламентского комитета.
Александр Иванович Гучков принадлежал к старообрядцам-единоверцам. Происходил из купеческой семьи федосеевского согласия, его прадед Федор Алексеевич был членом Совета Преображенского богаделенного дома в Москве, за принадлежность к староверию был сослан. Его дети, опасаясь репрессий, перешли в единоверие. Были разговоры, что после революции Александр Иванович Гучков высказывал мысли о возвращении к федосеевцам. Некоторые видели Гучкова в роли руководителя правительства, однако в результате давления левых сил новым премьер-министром временного правительства становится Александр Фёдорович Керенский (партия эсеров). Правительство Керенского 1 сентября 1917 г. объявляет Россию республикой (до этого формально сохранялась монархия). С этого времени власть Керенского все больше приобретает диктаторский характер. Политика Керенского и нерешительность самого правительства подготовили условия для прихода к власти партии большевиков.
Осенью 1917 г. Временное правительство оказывается в глубоком кризисе. Теряется контроль над ситуацией в стране, чем воспользовались радикальные левые силы. Все это приводит к октябрьскому перевороту. Началась диктатура большевиков. Страна скатывается в хаос гражданской войны. Цивилизационный путь развития страны оказался прерван. Идеология пришедших к власти коммунистов не оставляла места для существования церкви в обществе, по словам коммунистического идеолога Карла Маркса — «Уничтожение религии как призрачного счастья народа — необходимое условие для осуществления его действительного счастья» (т. е. построения коммунистического социализма). Сразу же началась антицерковная деятельность, отбирались и закрывались храмы, монастыри, изымалась церковная утварь, многие храмы были разрушены. Преследованиям и казням подверглись многие наставники, служители и простые верующие люди. Уже к 1930 г. после роспуска Высшего Духовного Совета Старообрядческой Поморской Церкви какая либо общественно-организационная форма деятельности Церкви была прекращена. Организационные структуры сохранились до 1940-х гг. только в Польше и странах Балтии — свободных от коммунистической идеологии. Возродить церковное управление удалось только с конца 1980-х гг. с падением советской системы.
Вполне достойно советского историка периода демократии («власти толпы»). Фальшивка – «отречение», переворот – «буржуазно-демократическая революция». Благо не соборные решения, а мирские собрания демократически озабоченных старообрядцев. Вместо направления капитала на утверждение монархии, направили словоблудие на «стремление к правовому государству и гражданскому обществу» — захотели «порулить» и получили от Бога лишение капиталов.
«Население страны активно включилось в общественно-политическое строительство» — диктатор Троцкий (причем тут большевики?): «если бы белые выставили любого царя – даже крестьянского, – мы бы не продержались и двух недель». Русскому народу чужды западные язвы, только столичные староверы не «привитые» физическим трудом и заменившие молитву — лозунгами "на защиту свободы" помогли столкнуть страну в новую смуту.
Христос воскресе! Уважаемый Алексий Александрович, спаси Господи за труды! Очень познавательно.
"…Всероссийского старообрядческого союза — крупнейшей общественно-политической организации старообрядцев всех согласий в России…"
т.е. когда пошёл делёж пирога, о необходимости выбрать друг другу бороды забыли? А нынешнее "непонимание" на уровне местечковых "комиссий по взаимодействию" — результат отсутствия предмета делёжки подобающего размера?