16 сентября в деревне Слутишки (Даугавпилсский район, Латвия) отмечалось окончание проекта под названием «Восстановление исторической старообрядческой застройки и сохранение сельскохозяйственного культурно-исторического наследия в деревне Слутишки». Возродившееся трудами мастеров староверское подворье приняло не менее ста гостей. Среди них были представители Даугавпилсской краевой думы, Управления культуры края, музеев, проектировщики, строители и любопытствующие местные жители, которых постоянными, к сожалению, уже не назовешь.
Как пояснила специалист Науенского музея Анжела Спиридонова, назначенная хозяйкой реновированного подворья, в настоящее время в деревне Слутишки постоянно проживает только одна семья, да и то не староверская. Остальные больше используют здешние дома в качестве дач (Анжела, как и ее муж — потомственные староверы — прим. авт.).
Съезд гостей связывался с окончанием проекта, осуществившегося в рамках программы развития Латвийского села Европейского сельскохозяйственного фонда (ELIFA). На реализацию проекта ЕLIFA было выделено более 200 тыс. евро. Подаренные в этот день саженцы деревьев и осенних цветов пришлись как нельзя кстати — пустующий пока двор требовал оживляющих акцентов, а посему растения тут же высаживались в благодатную почву.
Новоявленными строениями подворья невозможно не залюбоваться, мастера по дереву постарались на славу — резные наличники, ставни, обрамляющие глазницы окон и деревянные кружева кровли над ними завораживали взгляд. Это тот самый случай, когда реновация тесно переплеталась с реставрацией от крыши до фундамента, причем реставрацией душевной. Крыша из трех слоев осиновой щепы получилась красивой, надежной и полностью соответствующей традиционным технологиям. Почему была выбрана осина? Так ведь это дерево самое устойчивое к дождям, латгальским в том числе. В доме заменены потолки, двери, оконные рамы, полы. Вообще впечатление, что произошло полное восстановление стоявшей на этом месте предыдущей крестьянской избы начала XX века, потому как почти 90% деревянных конструкций заменены на новые, тогда как оставшиеся отреставрированы. Утраченное же воссоздавалось по фотографиям и иным историческим источникам. Отметим, что технический проект, предполагающий изучение исторической застройки подворья, разрабатывался Arhitekta L.Smita darbnīca SIA и распространялся также на благоустройство территории подворья, в частности: изгородь, главные ворота, ворота для хозяйственных нужд и массивный колодезный сруб с журавлем. Правда, воды в колодце пока особо не наберешь, может, осенние дожди колодезные недра насытят?..
Напротив избы — каменный комплекс хозпостроек: под объединительной крышей сарай и хлев. В одной из них разместилась экспозиция «Конная тяга Даугавпилсского края», помимо прочего, тут представлены замечательные сани и дрожки. Готовь сани летом, а телегу, ну, или дрожки — зимой! В Слутишках готово и то, и другое! Не хватает только горячих лошадей. Будем надеяться, что и «залетные» когда-нибудь появятся, чтобы прокатить туристов с ветерком, тем более упряжь наготове.
Архитектор Лаймонис Шмитс указывал, что в процессе работы исполнители технического проекта по восстановлению староверского подворья получили возможность познавать высокое мастерство зодчих по дереву, это была своего рода учеба. По заключению Шмитса, в проекте соединилось многое: и уникальное географическое положение деревни, и совокупность природы, культуры, архитектуры — все это делало проект исключительным.
Согласно историческим источникам, площадь всего подворья в начале XX века равнялась 1,526 га, об этом сообщает план того времени. Но уточняющие сведения о годе возведения этих построек отсутствуют. А. Спиридонова акцентировала внимание на том, что многие жители Слутишек имели фамилию Ермолаевы.
В жилой комнате (теплая часть избы, куда мы попадаем после того, как поднялись по каменным ступеням крыльца и прошли через недлинный коридор) разместилась побеленная русская печь с просторной лежанкой. Под ней аккуратно сложены дровишки, но печь топить не собираются, и это лишний раз напоминает, что мы находимся в музее.
И все-таки печь заслуживает особого внимания — ею обогревались, в ней готовили пищу, корм скоту, выпекали хлеб, на печи спали, сушили грибы-ягоды и даже производили на свет детей, а в подпечке морозной зимой могли держать кур. Так что печь для деревенского быта — это объект в хозяйстве номер один, вокруг нее вся жизнь крутилась! Жилая комната, выполняющая и роль горницы, насыщена предметами быта, внутренней обстановки и различной крестьянской утварью. Кровать 100-летней давности обрамляет край простыни, отороченный крупной вышивкой и рукодельными кружевами. Простыня принадлежала родственникам Анжелы. Привлекают внимание прялки, одна из которых старинная, а вторая — хороший новодел под старину. На стенах давние фотографии староверов, жителей этой местности. С одной из них на нас смотрят супруги Анна и Иван Ермолаевы, проживавшие в Слутишках в начале 1930-х годов. По воспоминаниям старожилов, Иван умел лучше всех мастерить удочки. За это его и прозвали Удилой. На другой — прабабушка и прапрабабушка мужа Анжелы Спиридоновой, которые жили в километре от Слутишек, в деревне Спрукты.
В традициях предков
В доме у старообрядцев каждый предмет имеет свое «нерушимое» место. Главное из них — красный угол с иконами. 16 сентября подворье освящали наставники староверческих общин о. Иоанн Жилко и о. Андрей Соколов (Древлеправославная Поморская Церковь — прим. ред.). Возносился молебен Кресту Животворящему со входом в дом с крестом и хлебом-солью. В комнате, рядом с «красным углом», соседствует строгая одежда староверки с черным большим платом и непременной лестовкой. Анжела тоже будет встречать туристов в староверском наряде, правда, в нем преобладают светлые тона. Возможно, стоит остановиться еще на одной традиции староверского быта, на так называемой поганой кружке, присутствующей в числе экспонатов. Поганой эта кружка называлась не потому, что грязная, а потому, что предназначалась она исключительно для посторонних. Стояла обычно около ведра наготове. И если кто-то незнакомый попросил пить, воду наливали именно в нее. «Потому что мы не знаем, какой ты человек, какой ты, может, болезнью болеешь. Ну, чтобы не переносилось…» — это нехитрое, но важное для самосохранности пояснение староверки приводит И. Магин в Лексическом атласе русских народных говоров (2010). То есть староверы не отказывали прохожему в воде или пище, но держали для этого особую посуду.
В доме есть еще две комнаты (холодная, неотапливаемая часть). В одной — ткацкий станок для работы, в другой — жернова, бочка для солений, утюги и прочая утварь. Анжела вспомнила, что в детстве видела в доме у одной местной бабушки чесалку для шерсти, сделанную из шкурки ежа. В числе экспонатов такой раритетной чесалки, увы, не обнаружилось. А вот те, при изготовлении которых не пострадал ни один еж, в наличии имелись.
«Староверское подворье сложено по дедовским технологиям из латгальской сосны. Бревна мы обрабатывали льняным маслом, на эти цели ушло больше 200 литров. Резьбой по дереву занимались мастера фирмы Far Lux. В нашей строительной практике такой проект впервые, работать было сложно, но интересно. Одна берестяная изоляция, когда на камень фундамента сначала кладется береста, а потом первое бревно, вызывает восторг», — говорил газете «СейЧас» руководитель Vanpro SIA Андрей Сергеев, у которого, как оказалось, и отец, и дед были строителями.
Директор Науенского краеведческого музея Эвита Кусиня-Колесника со своей стороны «отчитывалась» за работу по реставрации экспозиционных самоваров, коллекции утюгов, ткацких станков, ручных жерновов и прочего, к работам была подключена фирма R.REM SIA. Реновированное подворье — этнографический филиал Науенского музея.
Слутишки впервые упоминаются в исторических источниках в 1785 году, историю поселения можно проследить на интерактивном экране подворья, информация дается на трех языках: русском, латышском, английском.
Деревенька сия будто сбежала с близлежащего холма и предусмотрительно остановилась на берегу живописной Даугавы. (Поселение находится у подножия Марковского городища — прим. авт.). Староверы строили свои дома в традициях предков. В основе сохранившихся построек — прямоугольные срубы, крытые двускатной или четырехскатной кровлей. Холодильники заменяли каменные подвалы, которые и теперь исправно служат, не требуя платы за электричество. Можно вспомнить, что Слутишки вошли и в киноисторию — здесь несколько лет назад снимались эпизоды сериала «Подсечники судьбы» (режиссер В. Леиня). Тогда местный тракторист А. Архипов обучал актрису управлять трактором Т-74, а Гаврила Наумович Михайлов показывал другому актеру, как надо креститься по-староверски. С Гаврилой Наумовичем я встретилась в 2012 году, когда приезжала в Слутишки делать репортаж о фестивале «Аугшдаугава». Он тогда был в приподнятом настроении и рассказывал, что живет в Слутишках более 50 лет.
Перебрался сюда из деревни Саргилишки, когда женился. Помню, с каким спокойным достоинством Г.Н. Михайлов узнавал себя на одной из фотографий подаренного ему альбома Slutišķu noveles, на фото он стоит, опираясь на вилы, у ног ластится кошка Мурка (альбом на латышском и английском языках с фотоработами А. Мейране). Гаврила Наумович помнил времена, когда в Слутишках был 21 дом. Сетовал, что из них осталось всего шесть, имеющих хозяев. Сегодня одинокий Гаврила Наумович — постоялец Вишкского центра социального обслуживания, говорят, что его изредка навещает только Владимир Сорокин, с которым он был дружен. Восстановить человеческое здоровье, отодвинуть старческие недуги бывает сложнее, чем построить дом. Печально, что дома остаются, а люди из них безвозвратно уходят… Хотя без хозяина и деревенскому дому долго не прожить.
И все-таки отрадно, что на участке одной из милых здешних «избушек» Степан Раткун посадил фруктовые деревца — юные, они упорно тянутся вверх, и значит, жизнь продолжается.
Источник: www.grani.lv
Какая благодать!