Молдавия внесла значительный вклад в разгром немецко-румынских захватчиков. Молдавские староверы тоже не остались в стороне от освобождения своей земли и Европы от фашизма: сотни молодых ребят из старообрядческих сел Кунича, Покровка, Старая Добруджа и других были призваны в армию, многие были ранены и погибли. Именно по инициативе старообрядцев в 2015 году впервые в Кишинёве прошла акция «Бессмертный полк» с созданием «Книги памяти» героев, участников ВОВ.
***
Молдавия внесла значительный вклад в разгром немецко-румынских захватчиков, в освобождении своей земли и Европы от фашизма. Эта Республика понесла огромные людские и материальные потери во время Великой Отечественной войны. Так, около 400 тысяч её граждан были призваны в ряды Красной Армии, среди них было более 80 тыс. добровольцев. В самом начале войны вместе с Красной Армией в тыл СССР ушло около 300 тыс. жителей (из них 48 тыс. вступило в ряды Красной Армии). После Ясско-Кишинёвской операции в Красную Армию вступило ещё около 192 тыс. человек, из которых погибло 41 тыс. (23 % от призванных). При освобождении Молдавии на молдавской земле погибло более 18 тыс. воинов Красной Армии. Общее число погибших жителей Молдавии во время военных действий ВОВ — около 65 тыс. её мирных жителей. Помимо этого, за время румынской оккупации в тюрьмах, концлагерях, во время карательных акций было истреблено около 120 тыс. мирных жителей различной национальности. Только от пыток и истязаний погибло около 23 тыс. жителей Молдавии. Всего за время ВОВ Молдавия из своих почти 2 720 тыс. жителей потеряла (с учетом депортированных к маю 1941 года из Молдавии в другие регионы СССР 29 тыс. жителей) свыше 650 тыс. своих жителей (около 23,9 % от всего населения) [1].
Режим румынско-фашистской оккупации в «освобожденной» Бессарабии и в «присоединенной» «Транснистрии» был достаточно примитивен. Первое, что было сделано, — арест и «люстрация» из органов власти, управления и экономики всех просоветских активистов и введение тотального запрета на использование русского языка. По распоряжению румынских властей были закрыты все издания на русском языке, причём все старые тиражи русских газет и журналов, даже изданные до 1940 года при самих румынах, были уничтожены. Из библиотек были изъяты также и все книги на русском языке, в том числе дореволюционные и даже опубликованные в период 1918–40 гг. Выгнаны с руководящих должностей все русскоговорящие служащие. В 110-тысячном Кишинёве официально было запрещено разговаривать на русском языке. Для нарушителей этого распоряжения был предусмотрен огромный штраф и три года тюремного заключения. Это сразу вызвало массовое сопротивление всего русскоязычного населения Молдавии.
Старообрядцы, как и все жители этого края, приняли непосредственное участие в ходе ВОВ. Как во время немецко-румынской оккупации, так и в освобождении страны от захватчиков. В период с 1941 года, после начала войны и прихода румынской оккупационной администрации, в Бессарабии кроме запрета говорить на русском языке в общественных местах обязали также вести богослужение по-новому, григорианскому календарю, и на румынском языке. Стали систематически проводиться облавы и аресты лиц, говорящих на русском. Создание общественных организаций для русскоязычных и национальных меньшинств было запрещено. Начались репрессии. Так, в феврале 1942 г. полиция произвела в Кишинёве массовые аресты лиц, говорящих на русском языке в общественных местах — на улицах и в магазинах. Был разгромлен старообрядческий монастырь в Белой Кринице (Буковина), а митрополит старообрядцев Тихон взят под стражу.
В Кишинёве, Бельцах, Оргееве были закрыты старообрядческие церкви и молельные дома. Агенты сигуранцы ходили по местам массового скопления граждан и избивали всех, кто пытался говорить на русском. Однако, несмотря на репрессии, русские все равно говорили только на русском. И, как отмечали историки [2], к концу 1942 года веками складывающаяся в Бессарабии практика общения на русском языке снова возобладала практически во всех сферах. В самые страшные годы оккупации русские, в том числе и старообрядцы, сохраняли присутствие духа. Среди них не было отмечено попыток, дабы избежать депортации, отрицать свою принадлежность к русскому народу, к его вере, традициям.
По данным известного историка Петра Шорникова, открытое исповедание религии прадедов сурово наказывалось. Так, в городе Оргееве 13 января 1942 года отмечали Рождество по старому стилю, по той же причине были преданы суду 8 жителей села Гыска пригорода Бендер, священник Николай Климович из села Албинец Бельцкого уезда был заключен в концлагерь Новые Онешты. Целые семейные кланы подверглись репрессиям. Так, не подчинился этому указу и был посажен в тюрьму священник Симеон Донцов из города Бельцы, за что и был арестован. За неповиновение румынским властям в с. Кунича были расстреляны братья Степан и Агафон Донцовы, а их отец, Ипатий Донцов, подвергся пыткам в тюрьме. Однако такими карательными мерами устрашить староверов не удалось. Богослужение на русском языке, вопреки запрету, проводил и священник Сергий из села Георгиены (Егоровка, Сорокский уезд), точно также в январе 1942 года поступили старообрядцы из Оргеева.
Если в довоенный период военной аннексии Бессарабии румынские власти не подвергали особым репрессиям молдавских староверов, то жестокие репрессии военного времени привели к резко негативному отношению старообрядцев к румынскому правлению и усилили пророссийские настроения в старообрядческой среде. Кроме своего духовного противостояния, старообрядцы Молдавии, как указывает Пётр Шорников, оказывали конкретное вооруженное сопротивление. Осенью 1941 года в местечке Липованка, городе Кагул, Николай Кавчук, Тимофей Морозов и Павел Поливод вошли в состав руководства подпольной патриотической группы. Группа провела ряд диверсий, однако все её члены погибли.
Больше всего война прошлась по Куничам. Из села Кунича в Красную Армию было призвано более 700 человек. Из них 385 человек ушли на фронт, из которых 175 (25% от призванных) погибли на фронтах Отечественной войны. Уходили целыми семейными родами. Это были не просто однофамильцы, но прямые родственники. Так, одних только Донцовых погибло 12 человек, среди которых братья Донцовы С.И. и Донцов А.И. были расстреляны румынами в самих Куничах; братья Донцов Ф.А. и Донцов Г.А. погибли на фронте; Самохваловых и Шеленковых по 6 человек; Елисаветских, Китайки, Колесников, Старцевых — по 5 человек и др. Война выкашивала крепких, здоровых мужчин, опору села. Куничане с гордостью вспоминают односельчанина, подпольщика Степана Гайдукова. В июне 1942 года он был арестован, но никого не выдал.
Старообрядческий священник Илларион Колесников в селе Строинцы (Приднестровье) в течение недели укрывал трёх советских парашютистов, хотя об их приземлении знали сотни жителей села. Никто не выдал. Там же в Приднестровье была сформирована партизанская группа из 50 бойцов, которая так и осталась нераскрытой карателями. Другая старообрядческая партизанская группа действовала в поселении Дундук (Ново-Анненский район). Она стала активно действовать с весны 1944 года и вместе с подпольщиками из города Бендеры провела ряд диверсий. Многие выходцы из старообрядческой Покровки также сражались в рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны: всего из Покровки в Красную Армию было призвано 119 человек, из которых 9 человек (15% от участников боёв) погибло, 6 человек были ранены.
Из Старой Добруджи на фронт ушло 75 старообрядцев. Из них 38 человек (51% от призванных) погибло на фронтах. Это наибольший процент погибших среди старообрядцев-односельчан, ушедших на фронты ВОВ из русских сёл Молдовы. Большинство из ушедших на фронты Великой Отечественной вернулись только к началу 50-х годов, поэтому основная тяжесть преодоления послевоенной засухи и голода, послевоенного подъёма экономики и уровня жизни на селе легла на плечи оставшихся мужчин старшего поколения и на женщин. И это тоже было героическим преодолением войны, её разрухи, её трагических последствий. Нужно отметить, что период послевоенной засухи и голода в Молдавии мало освещён в литературе, а ведь именно его преодоление показало молдавским селянам преимущество в тех условиях нового для них колхозного строя. Благодаря чему и прошла коллективизация хозяйств практически в течение одного 1949 года. Нужно отметить, что и в наше время старообрядцы проявляют свой характер, и, несмотря на противодействие, сохраняют память о своих фронтовиках-ветеранах. Так, в 2015 году, именно по их инициативе впервые в Кишинёве прошла акция «Бессмертный полк» с созданием «Книги памяти» героев, участников ВОВ.
________________
По книге «Мир старообрядчества Молдовы», 2015 г., Кишинёв. Авторы: Дмитрий Николаев и Петр Донцов.
[1]. П. М. Шорников //«Молдавия в Великой Отечественной войне» Кишинёв, 2011.
Комментариев пока нет