Большинство жителей нашей страны старообрядцев знает только по сериалу «Михайло Ломоносов» и художественной литературе. Иные, может, еще припомнят знаменитых купцов и фабрикантов, вроде Кузнецова или Морозова. Автор этих строк до недавнего времени и сам считал их сродни динозаврам, вымершими.
Оказалось, что приверженцев разнообразных старообрядческих течений в России около двух миллионов, а один из их духовных центров и вовсе до сих пор существует на своем историческом месте, на Рогожском. Люди эти своих взглядов не скрывают и стараются вести активную общественную и политическую жизнь.
Так, на своем соборе они обратились к министру обороны с просьбой создать отдельные подразделения для староверов. Такой опыт с 2010 года используется для представителей других конфессий: католиков, иудеев, мусульман, последователей русской православной церкви. Есть у выше перечисленных граждан и военные капелланы.
«Мы обратились к руководству Вооруженных Сил, чтобы для старообрядцев создали отдельные подразделения, в размере роты или взвода. Один из наших прихожан служит в Генштабе, обещал помочь. Воин без духовного окормления — бандит», — поделился с нами старообрядец Павел. О войне он знает не понаслышке, попал в десант в самое «горячее» время, в начале девяностых.
Впрочем, собор и обращение к Шойгу были для нашего посещения лишь поводом, хотелось больше узнать о самих старообрядцах. То, что было прочитано в детстве в книжках, например, в «Скитаниях» Гиляровского, подтвердилось полностью.
«Курить — ладан нечистому возжигать. На том свете-то нюхачам ноздри повырвут, а курильщикам — углей в глотку напихают», — ворчал один из его героев. Негативное отношение к табаку сохранилось и спустя более чем 100 лет. «Курящие не допускаются до таинств, налагается жесткая епитимья, вплоть до отлучения. Иные священники от церковного общения отлучают на 7 лет», — объяснил нам Павел.
«Чашкой-ложкой в скитах отпихиваются, в отдельную избу селят», — рассказывал о старообрядческих скитах другой герой Гиляровского. Нас, как некрещеных, в церковь также не пустили. Просто так, в одночасье, по простому хотенью стать старообрядцем не получится, к этому надо прийти.
Как мы поняли из разговора и многочисленных изученных материалов, чаще всего старообрядчество — семейная традиция. «Мой прадед был дырником, — рассказал Павел, — это — глухая беспоповская неть, он меня крещал. Я еще младенцем был, не помню этого процесса. А потом со временем сам пришел к этому, нашел в наших краях храм, еще раз крещался».
Петр Первый до сих пор у старообрядцев почитается «Анчихристом». Великий реформатор, превративший Россию в европейскую державу, а заодно уничтоживший русскую культуру, оставил слишком глубокий след в их душах. Он не только начал резать бороды, а вместо удобной, практичной и теплой одежды заставлял носить нелепые куцые немецкие одеяния, но и активно уничтожал традиции иконописи.
Фактически, спасением Рублевских икон мы обязаны староверам. Так как новые иконы они считали еретическими, староверы старательно выкупали иконы древние. Тем не менее, паспорта и гербы на пуговицах печатями Сатаны уже не считаются. По крайней мере у тех, кто живет в цивилизованных местах.
Себя староверы считают истинно православными. «Никонианцы — еретики второго чина», — пояснил нам Павел. В молитвенно-евхаристическом общении с РПЦ староверы не состоят до сих пор. «Попы никонианские на праздники к нам приходят. Приглашаем их из вежливости, — объяснил Павел. — Митрополиту нашему по нужде приходится общаться с патриархами и митрополитом господствующей церкви. А так, у нас ничего общего. Мы им интересны, они нам — нет».
Сегодня старообрядцы живут по всему миру. «Самая большая община в Москве, Рогожка, — уточнил Павел. — Вторая по численности — Новосибирск, потом Вятка. А вообще староверы живут от Аляски до Германии. Большие общины в США. В России вообще практически в каждом регионе, даже в Чечне, наверное, есть».
Суть конфликта
Раскол в нашей церкви вызвали реформы Никона и царя Алексея Михайловича, проведенные в 1650–1660 годах, целью которых была унификация Русской церкви с Константинопольской. Для этого Никон изменил традиции богослужения и обряды. Так патриарх провел «книжную справу».
Тексты Священного Писания и богослужебных книг были отредактированы: изменилось написание имени Христа, из текста Символа Веры был убран союз-противопоставление «а» и т.д. Двуперстное крестное знамение заменили на троеперстное, «щепотное», отказались от малых земных поклонов (метаний). Во время богослужения у престола и крестные ходы стали проводить в обратном направлении, против солнца. «Аллилуйя» во время пения в честь Святой Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменил Никон и само пение, и даже систему нотной записи. Старообрядцы мелодии до сих пор записывают крюками, не приняли они и многоголосия. Изменения произошли и при совершении таинства Крещения, старообрядцы признают только троекратное погружение с головой, а РПЦ этим заветам не всегда следует.
Удивительно, но сам раскол, разделивший нашу страну на два лагеря, оказался лишь началом этого процесса. Фактически никоновские реформы послужили своего рода катализатором разделения старообрядческих течений на все новые и новые виды. Впрочем, об этом будет наш следующий материал.
Фото Антона Тушина
Комментариев пока нет