Доклад «Старообрядчество в современном мире».
Я очень благодарен руководству Старочеркасского музея-заповедника за проведение подобной научной конференции, в которой хотя бы косвенно можно говорить об истории, вкладе и современном положении старообрядчества на Дону. Хотя бы даже так, через призму истории казаков-некрасовцев. Несмотря на преднамеренный информационный вакуум вокруг темы старообрядчества на протяжении трех веков, этот феномен развития Русской Церкви, по-прежнему, существует и занимает значительное место в религиозной жизни России.
Христианское православное движение старообрядцев хронологически определяется со времени церковного раскола Патриарха Никона в XVII веке. Причиной раскола и отделения от Московского Патриарха старообрядцев стали церковные реформы, в результате которых предпринималась попытка внесения в жизнь Русской Церкви либеральных модернистских идей, вплоть до материалистических. В первую очередь, реформы отразились на богослужебном строе Церкви.
Анализ модернистких принципов и идей, ставших причиной церковного раскола XVII века, не входит в тему моего сегодняшнего сообщения, но для пущей наглядной иллюстрации приведу Вам, уважаемые слушатели, такой обывательский пример, который поможет Вам понять методы проведения и отношение к реформам Никона большинства русского народа. Думаю, Вам, как людям культурным, этот пример будет понятен. Чисто гипотетически представьте, пожалуйста, что на следующей неделе, Святейший Патриарх Кирилл издаст указ о том, что с сего дня, все чада Русской Православной Церкви Московского Патриархата должны совершать крестное знамение не тремя перстами, а пятью, как братья-католики, и не справа налево, а наоборот, слева направо.
И все, кто будет креститься по-старому, тремя перстами, будет проклят! Но и это не все. Сразу же Государственная Дума примет поправку в Уголовный Кодекс, по которой, все крестящиеся тремя перстами будут объявлены вне закона. А еще позже будет принята еще одна интересная поправка в Гражданский Кодекс о том, что если кто-то донесет на кого-нибуть о том, что злоумышленник креститься тремя перстами, то после его ареста и полной конфискации имущества донесшему будет передана половина конфискованного.
Такая реформаторская деятельность крайне дискредитировала церковную иерархию в глазах церковного народа. Количество народа, отвернувшегося от иерархии в тот период составляло более половины России. Даже после строжайшего запугивания населения посредством жесточайших репрессий, деятельности русской инквизиции, религиозной гражданской антистарообрядческой войны, полыхавшей всю последнюю четверть XVII века, каждый десятый житель Российской Империи смело называл себя старообрядцем. К сожалению, по ряду причин, с самого начала и до настоящего времени старообрядчество не представляло собой однородного сообщества.
В общих чертах в старообрядчестве можно обозначить два основных направления – поповские и беспоповские согласия.
Беспоповские старообрядцы это часть противников реформ Никона которые посчитали, что духовное падение церковных иерархов является окончанием существования в Церкви иерархического устройства в принципе. Последователи таких идей стали старообрядцами-беспоповцами. Другая часть противников реформ стояла на том, что противодействие революционным изменениям Церкви не может влечь за собой еще большие онтологические изменения. В Церкви всегда была и будет таинственная жизнь и связанное с ней наличие иерархии. Такой позиции стали придерживаться старообрядцы-поповцы.
На протяжении трех веков оба направления старообрядчества претерпевали определенную эволюцию в своем развитии. В настоящее время эти два лагеря представляют совершенно разные модели устройства религиозной жизни.
Беспоповские согласия, несмотря на их немалое количество, в настоящее время характеризуются раздробленностью и отсутствием единого значительного объединяющего центра. Несколько лучше других организованно поморское согласие старообрядцев-беспоповцев. Отвержение таинственного строя жизни, но наличие насущных потребностей, таких как крещение новых членов Общины, благословение новых браков, необходимость административного и духовного руководства общинами привело беспоповцев к необходимости создания не имевших аналогов в древности чинов и традиций. А некоторые принципы общинного строительства в последнее столетие вообще приблизило беспоповские старообрядческие общины к протестанскому принципу организации духовной жизни.
Отсутствие иерархии привело к тому, что слабо развита централизация беспоповских общин и связанное с этим каноническое управление и общение. Эта ситуация стала причиной того, что многочисленное в прежнее время беспоповство стремительно уменьшается численно. Прежняя многочисленность старообрядцев-беспоповцев вытекала из общинного устройства жизни. Современная урбанизация разорвала семейственную и юридическую связь с общиной, а отсутствие таинств — духовную. Таким образом, приток верующих в старообрядческие беспоповские общины значительно сократился, сократилось их количество и значение. Некоторые беспоповские согласия в настоящее время практически прекратили свое существование.
На Дону в настоящее время существуют сколь-нибудь заметные общины старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в Ростове-на-Дону, в Белой Калитве, в Белокалитвенском, Песчанокопском, Тацинском районах. Между этими общинами сохраняется слабая коммуникация, они имеют определенные связи с Древлеправославной Поморской Церковью с центром в городе Санкт-Петербурге.
Несколько иная картина складывается в поповском направлении старообрядчества. Несмотря на отвержение деятельности церковной иерархии в XVII веке, старообрядцы поповцы были убеждены, что неканоническая деятельность одних представителей иерархии не может стать причиной отмены самого института иерархии в Церкви. Тем более, что с этим шагом неразрывно должна быть связана отмена таинственного строя Церкви, отмена в Церкви Таинств, чего не может быть в принципе. Поэтому, на основании церковно-канонических и церковно-исторических прецедентов, старообрядцы поповцы посчитали возможным сохранить в Церкви иерархическое устройство.
Вначале это было осуществлено посредством принятия в ряды старообрядцев законных священников, рукоположенных в РПЦ, а затем, появилась возможность восстановить собственную трехчинную иерархию за счет присоединения архиереев из господствующего вероисповедания. Следует заметить, что вопрос присоединения архиерея из господствующего вероисповедания стал камнем преткновения. Предпринятое присоединение митрополита Амвросия из греческого Константинопольского Патриархата в середине XIX века было не признано по ряду причин значительной частью старообрядцев-поповцев. Это привело к тому, что непризнавшая митрополита часть старообрядцев продолжала усилия по поиску собственного архиерея и приняла в начале XX века другого епископа, уже из РПЦ, а именно, архиепископа Николу Поздеева. К сожалению, и сейчас продолжается разделение между старообрядцами-поповцами по вопросу принятия названных епископов.
Как бы то не было, в настоящее время в среде старообрядцев-поповцем имеются все признаки Церкви Христовой. Следуя апостольским и святоотеческим принципам устройства Церкви, старообрядцы-поповцы сохраняют верность Церковному Преданию. Историческая перспектива показала правильность принятого предками старообрядцев решения о выходе из подчинения Московскому Патриарху в период церковного раскола. Последующие богословские, исторические и духовные коллизии, потрясшие РПЦ стали свидетельством губительности для Церкви тех идей и принципов, которые вводились в Нее на протяжении всего XVII века и чему противились старообрядцы.
Старообрядцы избежали подчинения Церкви государству и, в частности, Императору (Духовный Регламент), введения Церкви в систему государственного управления (Синод, Двойное Министерство), номенклатурной регламентации мистической жизни (Указ Петра I о монашестве), принципа принудительности обращения в Православие (миссионерская деятельность, церковно-приходские школы). И главное, связанного с такой коренной ломкой влияния огромного количества различных еретических и, даже, богоборческих идей и теорий. Все это прошло не бесследно для РПЦ и стало главным печальным результатом церковной реформы XVII века. По большому счету, такое, скорее всего, необратимое, изменение РПЦ в результате этих реформ, и является главным препятствием для восстановления былого единства Русской Церкви, для воссоединения со старообрядцами.
В период государственных гонений старообрядцам удалось сохранить не номенклатурный, а общинный строй Церкви. Значение каждой Общины в жизни Церкви по-прежнему, очень велико. Из значительности каждой Общины вытекает возможность сохранения подлинной первохристианской соборности, как принципа строительства Церкви. Отсюда внутренняя открытость и подконтрольность жизни Церкви и ее иерархии, отсюда возможность следования Правилам Церкви. Открытость каноническая, дисциплинарная и финансовая. Для старообрядческих поповских общин характерно наличие крепких межобщинных связей. И кроме перечисленного можно отметить наличие такого неожиданного для консервативного поповского старообрядчества фактора, как небоязнь модернизации.
Это касалось и материальной стороны жизни старообрядчества – его вынужденная склонность к освоению новых земель, к применению новых форм хозяйствования, новых материалов, новых творческих и технических идей. Это коснулось и аналитического подхода к устроению духовной и церковной жизни. То, как с честью старообрядцы вышли из ситуации оскудения церковной иерархии говорит о их дерзновенном и порой отчаянном стремлении к исполнению своей миссии. Сейчас Старообрядческая Церковь возглавляется Освященным Собором, реальное участие в котором могут принимать представители всех общин. Любой участник освященного Собора может ставить волнующий его Общину вопрос.
Как говорилось прежде, по каноническому принципу Православной Церкви, в старообрядческой Церкви восстановлена и сохраняется трехчинная иерархия. В настоящее время, Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая в XIX веке приняла митрополита Амвросия, имеет Первосвятителем Старообрядческого Митрополита Корнилия, Московского и всея Руси.
Если говорить отдельно о Русской Православной Старообрядческой Церкви, то можно сказать, что организационно и количественно она больше другой ветви поповского согласия старообрядцев – Русской Древлеправославной Церкви, ведущей свою иерархическую ветвь через архиепископа Николу Поздеева.
Русская Православная Старообрядческая Церковь имеет своих чад на территории России и практически всех бывших республик СССР. РПСЦ находится в каноническом общении с братьями старообрядцами из Румынии, Болгарии, США и Австралии. В последнее время старообрядческие общины стали появляться в некоторых городах Зап. Европы. Можно говорить, что воцерковленными, учавствующими в церковной жизни членами Русской Православной Старообрядческой Церкви в настоящее время является 250-300 тысяч человек. В это число не входят многочисленные старообрядцы, являющиеся таковыми только по крещению и, к сожалению, в настоящее время не имеющими связи со своими общинами. В этом случае можно говорить об одном миллионе старообрядцев-поповцев.
Каноническая территория Русской Православной Старообрядческой Церкви разделена на несколько епархий, возглавляемых епархиальными архиереями. В общей сложности, РПСЦ насчитывает порядка 300 зарегистрированных общин.
Донской регион входит в состав Донской и Кавказской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, которая включает в себя 22 зарегистрированных в органах юстиции старообрядческие общины. Епископская кафедра расположена в городе Ростове-на-Дону. Самой крупной и ведущей Общиной епархии является Покровская Старообрядческая Община города Ростова-на-Дону. В настоящее время эту епархию возглавляет епископ Зосима (Еремеев). На территории Донского края имеется четыре зарегистрированных общины Русской Православной Старообрядческой Церкви – в Ростове-на-Дону, в г. Морозовске, в пос. Орловском и в ст. Маныческая.
Но это что касается зарегистрированных общин. Специфика организации церковной жизни старообрядцев такова, что далеко не все общины имеют нужду в регистрации. Регистрируются в органах юстиции только те общины. которые имеют в собственности недвижимое имущество, или ставят целью приобрести его (имеется ввиду молитвенное здание). Другие же малочисленные общины не имеют такой необходимости. На самом же деле, старообрядческие общины есть в большинстве крупных городов Ростовской области и Краснодарского края, в некоторых городах Ставропольского края.
Если смотреть на развитие старообрядческой Церкви сквозь призму исторической статистики, то она не может показаться позитивной. Перед революцией в Области Войска Донского насчитывалось порядка 90 старообрядческих общин. Возглавлялись они старообрядческим епископом с кафедрой в городе Новочеркасске. Сейчас таких общин, с учетом не зарегистрированных, не более 20-ти. Но оценивать эту ситуацию нужно с учетом гонительного богоборческого периода, коснувшегося старообрядческой Церкви не меньше, чем РПЦ и других конфессий. С другой стороны, старообрядческие общины пережили значительное испытание индустриализацией России и вытекающей отсюда урбанизацией. Процесс переселения в крупные города, уничтожения мелких сел и хуторов, особенно, в результате строительства многочисленных водохранилищ, привел к тому, что старообрядческие общины на Дону количественно сократились, но за счет этого увеличились общины в крупных городах. Например, Покровская Община г. Ростова-на-Дону в настоящее время насчитывает порядка 600 членов.
В то время, как после гражданской войны, в Общине было не более 60 старообрядцев. К слову сказать, перемещение и качественное изменение старообрядческих общин является косвенным подтверждением правильного развития Старообрядческой Церкви в русле первохристианских общин. Ведь известно из истории христианства и о переселении христианских общин и об их исчезновении. Так что, статистическим образом нельзя определить развитие или угасание церковной жизни.
Кроме этого, в ряду поступивших вопросов хочу сказать несколько слов о моем собственном видении дальнейшего развития старообрядчества. Я верю в то, Русская Православная Старообрядческая Церковь есть истинная Церковь Христова. И поэтому, я убежден, что Глава Ее и Руководитель есть Сам Исус Христос. Он знает, каким путем и к каким целям Он ведет Свою Церковь. Но даже то, что видно нам, членам этой Церкви, говорит о том, что Церковь живет теми же принципами и теми установками, которые были дарованы Ей Спасителем. Вот вас интересует вопрос о перспективах развития старообрядчества и наличия в нашей Общине молодежи. Конечно же, молодежь в нашей Общине есть. Ее есть ровно столько в процентном соотношении, сколько вообще людей на Земле в молодом возрасте задумывается о целях своего существования. А в молодом возрасте это всегда не большой процент.
Ведь не секрет, что время собирать камни для каждого человека наступает во второй половине его жизни. И поэтому, конечно же, людей среднего и пожилого возраста в христианских общинах всегда было больше, чем молодого. В том числе, и в наших общинах. Я считаю, что сейчас прекрасный исторический момент, когда нет государственной и юридической необходимости быть привязанным к какой-то религиозной общине. Все, приходящие в храм, идут туда по велению своего сердца, а не по настоятельной житейской необходимости. И в этом смысле, Церковь здоровее себя чувствует по сравнению с тем периодом, когда к Общине необходимо было быть привязанным из-за необходимости покрестить ребенка, получить запись в метрическую книгу, повенчаться или получить место на кладбище. Сейчас Церковь этого законодательно не требует и тем она здоровее.
И другой момент в этом вопросе. Я как Настоятель Покровской Общины, знаю, что наша Община уже процентов на тридцать состоит не из коренных старообрядцев, не из тех, кто родился в старообрядческой семье. Люди приходят к нам в Церковь и говорят, что для них не так актуален вопрос противоположения старообрядческой и новообрядческой доктрины, и не так важны старообрядческие традиции и устои, и они не знают даже, что, например, можно совершать крестное знамение как то иначе, чем двумя перстами.
Для этих старообрядцев важно то, что, как они говорят, «здесь мы встретили Христа», что «наше спасение возможно только в старообрядческой Церкви». И этот ответ является главным на все вопросы о перспективах развития старообрядчества. Старообрядчество потихоньку преодолевает границы того гетто, которое было отведены ему, освобождается от всего того культурологического налета, которым маскировали в нем Истину и становится для большого количества людей образом Истинной Церкви Христовой.
Комментариев пока нет