Где в действительности кроется древнерусская культура? Есть ли шанс ее сохранения и кто поможет в этом? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в статье.
***
Вместо вступления
Начать хочется с описания старообрядчества в статье «Старообрядчество как неотъемлемая часть русской культуры» А.А. Щевьeва:
Культура нашей страны чрезвычайно богата. Так думают и говорят практически все жители России. Но в чем они видят эту самую богатую культуру? Скорее всего, в произведениях искусства, в архитектуре древних городов, неспешном течении жизни русских сел и деревень, в устном народном творчестве, а иногда и в особенностях русского менталитета. Многие поставят на первый план религию, христианство, указывая на этот государствообразующий фактор либо на другие уникальные особенности ортодоксального православия. Тем не менее ядром православной религии, причем ядром многоликим и до сих пор не до конца понятым, в нашей стране является старообрядчество. Старообрядчество — это та часть культуры страны, без которой немыслимо ее подлинное возрождение, движение по особому для нашей Родины пути.
Читая эту статью, действительно понимаешь, что старообрядчество внесло неотъемлемый вклад в формирование «русскости» нашего государства, но не стоит забывать, что на современном этапе развития старообрядчество не утратило своих «корней», что, во-первых, может являться особенностью самого движения, а, во-вторых, может служить возможностью возрождения древнерусской культуры в современном мире.
Раскол церковный — раскол культурный. «Консервация» как спасение
Ни для кого не секрет, что в середине ХVII века произошёл раскол внутри православной церкви, спровоцированный (помимо всего прочего) реформами патриарха Никона. В среде ученых есть мнение, что «если бы не возникло старообрядчество…то в массах народных явились бы антирелигиозные и весьма вредные направления, которые и стали бы распространяться по русской земле». Становление старообрядчества является сложным и противоречивым процессом. В процессе этом можно увидеть и консерватизм, и радикализм и даже фанатизм. С начала раскола старообрядчество развивается на нескольких уровнях и по нескольким траекториям. Связано это в первую очередь с тем, что в состав старообрядческих общин входили представители разных сословий, классов и классовых групп. Раскол до сих пор не утратил силы и из-за непримиримости позиций обеих сторон. Несмотря на то, что осуществляются попытки сближения, до конца вопрос раскола вряд ли когда-нибудь будет разрешен.
Старообрядчество открывает большую базу для исследования. Идеология, рожденная в условиях гонения, изначально направлена на консервирование дониконовского богослужебного дискурса и соответствующего жизненного уклада. Самым очевидным защитным «механизмом», выработанным староверием, является система запретов, которая, с одной стороны, сохраняет от изменений старообрядческую культуру, а с другой — посредством семьи усваивается с младых лет каждым старовером. Отдельно стоит отметить, что положение старообрядчества в современном мире значительно отличается от того, что было ещё хотя бы 50 лет назад. Так, например, сейчас имеется большое количество литературы, интернет сайтов и других источников, которые содержат немало информации о современном внешнем и внутреннем состоянии старообрядческих общин. Каждая достаточно крупная община имеет свой рукописный фонд и библиотеку, в некоторые из которых можно получить доступ. Так, например, я, как исследователь, получала приглашение от одной из таких общин.
Старообрядцы — гонимые раскольники или «ориентиры» государственной важности
Важность изучения старообрядческой культуры, интерес, а также необходимость ее сохранения возникали в разные периоды развития русского общества начиная с XVIII в. В этой связи стоит отметить, что особо пристального внимания удостаивались старообрядцы в периоды, сопровождаемые разного рода социальными потрясениями. Именно в эти периоды был необходим поиск ориентиров, которые помогли бы в дальнейшем развитии страны. Так, например, А. И. Герцен видел в старообрядцах союзников, которые могут помочь в борьбе с самодержавием, Н. С. Лесков видел в них источник сохранения русского духа.
Однозначно стоит обратить внимание на труды клириков. Основной недостаток таких работ — это очевидность и заданность выводов, которые сообщают читателям об ошибках и заблуждениях, содержащихся в старообрядчестве. Несмотря на сказанное, стоит отметить, что некоторые из авторов и наиболее объективные из них не могли не отметить положительную роль, которую играет старообрядчество в сохранении древнерусской культуры. Одним из таких точных специалистов по расколу отметим П. С. Смирнова и его труд «История русского раскола», Е. Е. Голубинского и Н. Ф. Каптерева. Названные специалисты публикуют в своих работах целые фрагменты из старообрядческих сочинений, описывают храмы, богослужебное пение, иконы. Эти описания показывают читателям, ученым неоценимый вклад, внесенный в русскую культуру старообрядчеством, а также являются ценными источниками старообрядческой духовной культуры. В 1895–1917 гг. светскими авторами, такими как В. М. Скворцов, С. Г. Рункевич, Д. В. Философов, были рассмотрены отношения старообрядчества и государства, а также репрессии, направленные на первых.
Например, Д. В. Философов, придерживаясь «нового» православия, тем не менее признавал старообрядческую церковь «православнейшей из православных церквей», так же он отмечает самостоятельность мирян как одну из основных особенностей старообрядчества, которая давала возможность продолжения книжных, творческих, изобразительных и музыкальных традиций. Не стоит забывать и об авторах народнического толка, в некоторых работах которых старообрядцев называют носителями «общинной идеологии русского человека». Таким, например, был А. С. Пруганвин, известный специалист по расколу.
Из современности в глубину начал
Говоря о современности, обратимся к публикации митрополита Корнилия (Титова), которая выходит в конце 2006 года на сайте православие.ру. В своей статье автор размышляет на тему современного состояния старообрядчества и его качественно-количественном вкладе в становлении национальной идентичности России, а также сохранении древнерусской культуры. По убеждению митрополита Корнилия «русская старообрядческая диаспора, рассеянная по всему миру, может выступить немаловажным фактором национального возрождения», так как одно из условий ее устойчивого существования — это «сохранение на бытовом уровне чистоты русского языка, закрепленной традициями русской культуры, поддержание церковных приходов», а также «целостность и стойкость в отеческих преданиях» — говорится в статье [1].
Действительно, изучая старообрядчество как феномен, можно увидеть, что именно благодаря этому религиозному направлению были сохранены традиции книгописания, бережения иконописи, соблюдение русского уклада жизни: одежды, национального самосознания, а ведь именно это является культурой в самом широком смысле. В «Записке о старообрядчестве» Павла Флоренского можно прочитать, что:
Нет возможности для Русской Церкви жить полнокровною жизнью, пока она не вспомнит некоторых из начал, отстаиваемых старообрядчеством [2].
Сохранение древнерусской культуры через духовные центры
В свою очередь необходимо отметить старообрядческие духовные центры, оказавшие неоценимый вклад в сохранении русских традиций для возможности их трансляции в современности:
1. Выгорецкое общежительство — крупный старообрядческий беспоповский центр Поморского согласия, созданный в 1694 году, находится на территории республики Карелия (ранее Олонецкий уезд), где были написаны «Поморские ответы»;
2. Соловки («Соловецкий монастырь», Ветка и Стародубье (Гомель, Брянщина);
3. Иргиз в Поволжье;
4. Керженец (Семеновский уезд Нижегородской губернии).
И на сегодняшний день не только в деревнях, но и в крупных городах-мегаполисах сохраняются крупные старообрядческие общежительства, на которые легко можно возложить надежды на осуществление сохранения и трансляцию древнерусской культуры в современном мире, а существующие книжные собрания, несомненно, будут играть неоценимую роль. Одним из таких центров является Рогожское кладбище, основанное в 1771 году и являющееся духовным центром старообрядчества Белокриницкого согласия.
Книги как рукописные памятники
Книжные собрания старообрядцев являются памятниками народной культуры. Именно в них сохранились памятники древнерусской литературы и использованные традиции этой литературы в процессе создания собственно старообрядческих произведений. Исследование истории и культуры старообрядчества невозможно без освоения его книжности. Она является основным хранителем всей системы традиционного мировоззрения, общественной и культурной жизни, всех сущностных категорий, этических и социальных принципов старообрядчества. Именно книжная культура сохраняет основные исторические характеристики, дающие нам право говорить о старообрядческой культуре как прямом продолжении и развитии древней традиционной культуры русского народа.
Ссылки на источники:
[1]. Православие.ru [Электронный ресурс] http://www.pravoslavie.ru/19108.html
[2]. Портала Credo.Ru [Электронный ресурс] https://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2270
Я согласен с автором статьи.
Русская культура за рубежом и в России сохранилась только в старообрядчестве и благодаря ему дожила до настоящего времени.
В настоящее время старообрядчество продолжают уничтожать самыми варварскими методами.
В 2001 г. в Париже культура старообрядцев Забайкалья признана ЮНЕСКО "Шедевром мирового значения", а для Правительства России это не значит ничего.
В России такой высокий статус «Шедевра ЮНЕСКО» имеют только два явления: семейские — старообрядцы Забайкалья и в Якутии древнейшее эпическое искусство якутского фольклора.
С 2001 г. по 2006 г. пока президентом Бурятии был всенародно избранный народами Бурятии Л.В. Потапов (семейский), была программа по сохранению "Шедевра", а потом, когда в 2007 г. назначили президентом Бурятии назначенца из Москвы — Наговицына, для семейской культуры настали тяжелые дни. Вся поддержка по линии ЮНЕСКО прекратилось и региональное финансирование закрылось.
На Федеральном уровне для якутского фольклора выделили в период 2012-2017 гг. — 400 млн. руб., а для семейских – русских старообрядцев Забайкалья ноль целых, шишь десятых тысяч рублей.
Традиционная, исконная русская культура, которая всегда была стержнем большинства регионов России и оплотом государственности, в настоящее время никому в Администрации и Правительстве Российской Федерации не нужна.
Получается, что старообрядчество помочь современному миру может, но современный мир эту помощь отвергает.
Иван, очень не простую тему вы затрагиваете (финансирование и церковно-государственные отношения). Тема эта и не была когда-либо простой, ну а говорить о прямой поддержке старообрядчества государством совсем сложно.
Вопрос лишь в том, а какая помощь от современного мира необходима старообрядчеству? Финансовая? Не уверена, что результат будет положительным и не вызовет разногласий внутри старообрядчества. Помочь же абсолютно всем толкам и согласиям, не вызывая внутренних раздоров, на мой взгляд, не возможно. Говорить же о том какие согласия "истинные", а какие нет — это уж точно не в компетенции государства (к вопросу о выборе субъекта финансирования).
Однако хотелось бы заметить, что в настоящее время старообрядчество не прибывает в тени. Так, например 16 марта сего года произошла встреча митрополита Корнилия с президентом РФ Владимиром Путиным, которые обсудили некоторые насущные вопросы (празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, восстановление памятников на Рогожском и Преображенском кладбищах и пр.). Эта встреча, на мой взгляд, говорит о положительных тенденциях во взаимоотношениях старообрядчества и государства.
Тем не менее поддержу вас в вопросе отсутствия внимания (в том числе финансового) к таким кладезям культуры, как старообрядческие деревни, которые в настоящее время находятся в плачевном состоянии и при такой тенденции практически приговорены к вымиранию, но это уже отдельная большая тема для дискуссий и исследований.