На историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, 16 ноября 2018 года состоялся круглый стол «Книжность и старообрядчество Костромского края и сопредельных территорий».
Открывая работу круглого стола, с приветственным словом выступила заведующая межкафедральной археографической лабораторией исторического факультета МГУ Н. В. Литвина.
Выступления первой части были посвящены различным историческим сюжетам. Так, в докладе «Бегство костромских крестьян в Верхокамье во второй половине XVII — первой четверти XVIII вв.» к. и. н., с. н. с. (МГУ) В. П. Пушков отметил сезонность побегов крестьян из сел: «Побеги были коллективными с хозяйственным комплексом». Виктор Петрович подчеркнул освоенность миграционных путей российским крестьянством и специфическое понимание расстояния, когда 1000 километров не пугали и не являлись препятствием даже для многократных переездов между отправным и конечным пунктами.
К. ф. н., с. н. с. (МГУ, ПСТГУ) Е. В. Воронцова рассказала о неокружниках в Ярославско-Костромских пределах: «Самыми полемичными после издания «Окружного послания» в 1862 году стали вопрос о молении за царя и вопрос о написании имени Бога. В нескольких населенных пунктах Ярославско-Костромских пределов, таких как Глухово, Шода и Шуя, существовали неокружнические общины. В Шоде проживали неокружнические монахини, которые в какой-то момент перешли к окружникам. Известны имена этих инокинь: Мелетина, Манефа, Мамелфа, Агафья, Анфиса, Антонина. Неизвестно, откуда и когда пришли инокини в Костромские земли. Существует несколько версий их появления: 1) монахини здесь были изначально, 2) пришли из Томского края, 3) явились из единоверческого монастыря в Шуе. Неокружники Ярославско-Костромских пределов относились к «общинникам». В самой Шуе действовал единоверческий монастырь. В 1910 году в деревне Тепляково проживали 40 неокружнических монахинь. Шуйские неокружнические инокини почитались после их смерти. В Шоде в XX веке имелись две часовни: одна старообрядческой церкви (неокружническая, окружническая или единоверческая), другая — РПЦ».
С докладом «Старообрядчество в Рыбинске: основные проблемы изучения и промежуточные итоги экспедиционной работы» выступила Д. А. Сундукова (МГУ). Она отметила, что старообрядцы на территории Рыбинска проживали еще с XVIII века. В Рыбинск старообрядцы приезжали в основном из Углича, который являлся поморским центром. Среди безпоповцев были поморцы, федосеевцы, филипповцы. В начале XX века в Рыбинске была открыта поморская моленная. Ее наставница Наталья была репрессирована, а в 1950 году вернулась в Рыбинск. Сейчас здание бывшей моленной принадлежит музыкальной школе. В середине 1950-х годов рыбинские поморцы и федосеевцы объединились. В настоящее время в Рыбинске действует поморская моленная, которая располагается на первом этаже жилого дома. Также в Рыбинске существует белокриницкая община, которая отчасти состоит из бывших безпоповцев. И в белокриницкой, и в безпоповской общинах насчитывается приблизительно по 10 человек.
К. и. н., с. н. с. (МГУ, РГБ) Ю. С. Белянкин докладом «Старопечатные кириллические книжные памятники XVI–XVII вв. Костромского музея-заповедника: предварительные итоги работы Археографической лаборатории МГУ» открыл следующий тематический блок круглого стола, касающийся различных аспектов изучения и описания костромской книжности. В своем докладе Юрий Сергеевич сообщил о книговедческих и библиографических находках и открытиях, сделанных в ходе описания экземпляров старопечатных изданий (XVI–XVII вв.) собраний Ипатьевского монастыря, которые относятся к фондам Костромского музея-заповедника, а также филиалов в Солигаличе, Судиславле и др. городах. В составе коллекции Костромского музея-заповедника хранится значительное количество дублетных экземпляров XVI–XVII вв., переданных в 1970–1980-е гг. из Музея книги РГБ.
Так, в музее Нерехты московскими археографами были выявлены два редких «кавычных» издания Московского Печатного двора середины XVII в., в Солигаличе — «Букварь языка словенска» Симеона Полоцкого. Кроме того, археографы обнаружили и прочитали множество ценнейших записей на книгах, особенно периода Смутного времени и воцарения Романовых. Известны книжные вклады Ирины Годуновой, Ивана Никитича Романова, московских стольников, записи о поездках костромичей в Москву на Печатный двор, очень интересны коллективные женские вклады XVII века. Описание костромской старопечатной книги — важное продолжение завершившихся проектов в Ростово-Ярославской земле.
С докладом «Каталог старопечатных книг как итог археографической экспедиции» выступил магистрант 2 курса (Истфак МГУ) А. В. Носов. Докладчик на основе анализа двух томов Каталога «Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской земли» (1493–1700 гг.) рассказал о проблемах воспроизведения информации в указателях к каталогам. Каждый Каталог включает 11 указателей. Кроме того, докладчик предложил систему полей электронного каталога на базе существующего печатного издания для удобства информационного использования и расширения аудитории заинтересованных исследователей.
Магистрант 1 курса (Истфак МГУ) В. А. Голубев рассказал о рукописном сборнике из храма св. Николы в с. Глухово в контексте традиции русской епитимийной дисциплины: «Данный сборник был найден в экспедиции, он написан полууставом и предназначен для исповедальных нужд. Также в нем помещены чиноприемы от латин, от ереси сарацин, крещеных и некрещеных. В сборнике помещен Вопросник, который используется во время исповеди. Вопросник традиционно разделен и включает отдельно вопросы “женам” и “мужам”». Голубев отметил, что настолько подробные вопросы для исповеди сохранились только в старообрядчестве. Судя по многочисленным пометам на полях, основными проблемами Глуховского прихода были сельские пирушки и ворожба.
К. филол. н. М. К. Кузьмина выступила с докладом «Деформация композиционного канона в русской агиографии XVI века (На материале Жития Ферапонта Усть-Монзенского)». Докладчик отметила, что традиционно все Жития святых начинаются с этикетного вступления, а в дальнейшем автор придерживается строгой схемы изложения: после жизни в монастыре преподобный желает уйти на пустынное место, со временем к нему приходят ученики, вскоре на этом месте основывается монастырь и так далее. «Житие Ферапонта Усть-Монзенского — это отказ следовать трафаретам, житийным стереотипам. Житие получается двухчастное (два героя: Андриан и Ферапонт). Если в традиционном житии сюжет и композиция призваны продемонстрировать восхождение преподобного «от силы в силу», его продвижение по ступеням, ведущим его к святости, то в Житии Ферапонта Усть-Монзенского сюжет и композиция развивается вокруг одного центрального мотива — поиска святого места, на котором должен явиться святой человек (Ферапонт). При этом Адриан и другие персонажи на протяжении действия Жития разгадывают разного рода загадки, которые стоят на пути обретения этого святого места. Ферапонт же, являясь Адриану и другим героям во снах и чудесных видениях, дает им подсказки, направляя поиски в нужное русло».
Тема «Старообрядчество и Интернет», заявленная двумя докладчиками, вызвала оживленную дискуссию. Магистрантка 1 курса (Истфак МГУ) А. М. Азизова сделала сообщение «Старообрядческая молодежь и социальные сети». Она отметила, что социальная сеть Вконтакте наиболее популярна у молодого поколения старообрядцев. Основные цели, которые преследуют староверы в социальных сетях, — это общение по интересам и поиск супруга(и). «Однако молодое поколение старообрядцев в целом пассивно в Интернете, паблики, созданные староверами, практически никак не администрируются. Немало групп во Вконтакте, посвященных просвещению девушек, тому, как они должны себя вести, какую одежду носить. Но часто в таких пабликах можно увидеть ругань со стороны мужской половины населения, высказывания, унижающие женщину, ставящие ее на уровень ниже, чем мужчина», — рассказала Александра.
Также докладчица отметила, что широко представлены в социальных сетях группы, которые занимаются популяризацией и продажей религиозной атрибутики. В дискуссии, возникшей после сообщения, были высказаны пожелания более внимательного анализа информационных объединений в соцсетях. Информационные группы обычно долгосрочные и в зависимости от цели создания зачастую являются активными и востребованными. Группы же, нацеленные на поиск спутника жизни, создаются, как правило, старообрядцем, стремящимся к браку, а следовательно, существуют до тех пор, пока администратор не достигнет своей цели.
Магистрантка 2 курса (Истфак МГУ) М. В. Сиднева выступила с докладом «Кого объединяет «Русская вера»?». Мария Сиднева отметила, что специфика сайта состоит в том, что он опирается на очень широкий контекст русской культуры, не только ее религиозной стороны, но также различных традиций и быта. Расширительное понимание русской традиции позволяет включать материалы не только старообрядцев одного согласия, но представителей различных согласий и еще шире — всех, кто интересуется русской культурой. Большим достоинством и одновременно проблемным полем сайта является попытка создания диалога на базе русской веры, периодически вызывающая столкновения представителей различных согласий в комментариях к ряду статей.
«На сайте «Русская вера» представлена хорошая библиотека, удобная и развернутая карта старообрядческих приходов, имеется уникальный раздел «Личность эпохи». На сайте регулярно появляются новости и статьи, которые затрагивают не только старообрядчество, но и русскую культуру и искусство. Появляются серийные тематические материалы, например, «Старообрядчество и Первая мировая война». Интересно, что все материалы разделены по конфессиональному принципу: РПСЦ, ДПЦ, РДЦ, единоверие», — сказала магистрантка. Кроме того, докладчик высказала пожелание о публикации на сайте материалов о развитии богословской мысли в старообрядчестве.
Теме «Личность и община в старообрядчестве» были посвящены четыре доклада. Студентка 4 курса (Истфак МГУ) Е. В. Карпукова представила доклад «Совесть, благородство и достоинство: за какую власть не стыдно старообрядцу?». Она отметила, что внимание старообрядческой интеллигенции зачастую привлекают независимые СМИ, которые формируют кругозор и соответствуют свойственному староверам критическому отношению к действительности. Однако в своих суждениях относительно существующего миропорядка и государственной системы старообрядцы опираются на христианскую философию и идеи мыслителей старообрядчества. Сегодня отношение старообрядцев к текущей политической ситуации можно охарактеризовать как взвешенно критическое в силу традиционно осторожного отношения к российскому государству, которое с 17 века не воспринимается ими как хранитель истинной православной веры. Вместе с тем старообрядцы учатся все больше отделять вероучительные истины от повседневной практики и демонстрируют готовность к диалогу и сотрудничеству.
Студентка 2 курса (Истфак, МГУ) К. В. Сироткина выступила с докладом «Между миром и церковью: некоторые аспекты мировоззрения «светского» старообрядца». Она отметила, что многие молодые старообрядческие семьи, сталкиваясь с современными реалиями, выбирают рациональный подход к жизни в ущерб духовному. У некоторых молодых старообрядцев главное в жизни — свобода и реализация себя как личности, а также в жизни молодого поколения существует приоритетность светской жизни над духовной, индивидуального над общим.
Магистрантка 1 курса, сотрудник научного семинара «Социология религии» (ПСТГУ) В. С. Елагина посвятила свое выступление проблеме типологизации конфликтов в Ярославско-Костромской епархии РПСЦ. На примере наблюдений, сделанных во время последней экспедиции археографической лаборатории, Валерия Елагина акцентировала внимание участников круглого стола на парадоксе отсутствия сложившейся типологии конфликтов при наличии значительного числа исследовательской литературы, в которой затрагиваются или описываются конфликтные ситуации в старообрядческой среде. В ходе своего доклада Валерия представила три типа конфликтов: экономический, в ситуации которого отдельные приходы отказываются выплачивать установленную десятину; клановый, где родственные и матримониальные связи используются как инструмент давления для реализации интересов определенных семей; и конверсионный, в ходе которого новообращенные начинают навязывать свое представление о традиции.
По мнению докладчика, дальнейшая разработка данной проблематики позволит выявить структуру отношений внутри епархии, степень влияния конфликтов на трансформацию коммуникативных практик и способы их осмысления.
Студентка 4 курса (Истфак МГУ) О. Ю. Осинкина в качестве дискуссионной темы предложила «Значение образования в семьях коренных старообрядцев». В качестве основной идеи Ольга Осинкина озвучила слова епископа Викентия (Новожилова), который призвал свою паству растить учителей, экономистов, правоведов в своей среде. На примере нескольких семей Ольга рассмотрела случаи воли детей и мотивации родителей в отношении продолжения образования. В результате были озвучены следующие вопросы: какова роль конфессиональной ориентации семьи в выборе предпочтительного жизненного/научного пути детей? Нужно ли высшее образование? Насколько важно, где учиться? Что делать, если «вера древняя, образование современное»?
На Круглом столе присутствовали эксперты: секретарь Ярославской и Костромской епархии РПСЦ Д. М. Коноваев, редактор сайта «Русская вера» Г. С. Чистяков, к. филос. н., профессор Костромского государственного университета Т. Л. Белкина. В ходе заседания эксперты комментировали выступления и поддерживали дискуссию, а также выступили с заключительным словом, высоко оценив тематическое разнообразие и уровень докладов и сообщений.
Восхищает фото Елены Владимировны Воронцовой с грудничком. Надо же все успевать!
Особенно удивляет как она держит грудничка. Так недолго и ножку ему вывихнуть. Неоднократно наблюдаю в храме как некоторые родители также носят своего ребёнка. Совсем разум потеряли?
Нас родители учили, что нельзя ребёнку руку пропихивать между ног. Неужели нынешнюю молодёжь наставить некому?
Чадо у неё на коленях лежит, поэтому нагрузка на левую ногу — только сама нога, а промеж ног, вопреки древнеотцовской традиции, не тряпка, а подгузник системы "памперс", скорее всего, достаточно наполненный.
Э-и-и-и-х! Вас бы туда, Елена Егоровна!!!! Всех бы наставили куда надо!!!!
Интересно, что возмущаются представители поколения которое и должно было наставлять "нынешнюю молодежь". Куда же вы смотрели, господа немолодежь, что ваше дочернее поколение мало того, что чужеродные памперсы использует вместо намоленных льняных тряпок, так ещё и руки пропихивает младенцу меж ног…
как ей удобно — так и держит. Самой матери лучше знать
Сам факт углубленного интереса молодых историков к теме старообрядчества, тем более о современном состоянии, не может не радовать даже при некоторой неоднозначности при изложении информации, что, кстати, вполне естественно.
Перевожу: " Хорошо, что про нас говорят, хотя и врут, но всё равно приятно".
Костя, ты как всегда блистаешь — не в бровь, а в глаз.
Хочется отметить, что в отличии от других подобных мероприятий после каждого доклада проходила небольшая дискуссия, где участники могли откровенно поделиться мнениями о современном состоянии того или иного вопроса, не исключая и внутрцерковные проблемы. Например после доклада В. Елагиной посвященного типологизации конфликтов участники обсудили феномен священнических кланов и конфликты с ним связанные.
Может кто то более подробно развернет или переведет последнее предложение об обсуждении феномена священнических кланов (видимо в РПсЦ и РДЦ)?
Крёстные отцы… в прямом и переносном смыслах.
в вопросе о кланах главное не перепутать "клан" с большой дружной семьёй. Это совсем не одно и то же.
Большой дружный клан.