Спасо-Андроников монастырь вошел в историю церковного раскола благодаря имени протопопа Аввакума. В 1653 году на протяжении месяца (с середины августа до 15 сентября) священномученик Аввакум был узником Андроникова монастыря. Он был заключен в каменном подвале под трапезной палатой. Подробный материал о пребывании священномученика Аввакума в Андрониковом читайте в статье Старообрядческая память московского Спасо-Андроникова монастыря.
С течением времени столичные улочки и переулки вокруг Андроникова оказались плотно заселены староверами разных согласий. С конца XVIII века и до начала ХХ столетия знаковые места старообрядчества плотно окружали Спасо-Андроников монастырь.
Прежде всего, юго-восточнее от монастыря, на расстоянии нескольких километров, расположен Рогожский посёлок, основанный в 1771 году — московский центр поповщинского направления старообрядчества, а ныне — Русской Православной старообрядческой Церкви.
Однако об этом центре мы сейчас умолчим, поскольку его история достаточно подробно освещена и в сугубо научной литературе, в первую очередь, в монографиях Елены Михайловны Юхименко, и в научно-популярных изданиях, и в интернет-публикациях.
Мы совершим виртуальную прогулку к Спасо-Андроникову монастырю с совершенно противоположной стороны — от Таганской площади, от нынешней станции метро Таганская-кольцевая. Во время прогулки мы будем пользоваться картой столицы рубежа XIX-XX веков, изданной товариществом А.С. Суворина «Новое время» и хорошо известной по репринтному воспроизведению 1999 года.
Выйдя из павильона метро «Таганская-кольцевая», мы оказываемся на шумной автомобильной Таганской площади, состоящей, по сути, из нескольких перекрестков.
И переходим Таганскую площадь на другую сторону. На противоположной стороне Таганской площади находится станция метро «Марксистская». Выход из станции метрополитена расположен на стрелке двух улиц: Таганской и Марксистской.
До переименования эти улицы назывались Семеновская и Пустая.
На этой стрелке стоял новообрядческий храм Воскресения Словущего, что на Таганке.
Храм этот ныне не существует, он был разрушен в начале 30-х годов ХХ века. Память о нем сохранилась только на старых картах и архивных фотографиях.
В самом начале ХХ века в храме Воскресения Словущего служил священник Николай Красновский. И одно обстоятельство точно не давало ему покоя. А именно то, что буквально в 300 метрах от его храма, в Дурном переулке, находился общероссийский центр староверов филипповского согласия — Братский двор.
Филипповский Братский двор находился в Дурном переулке на территории частного домовладения №6.
На территории Братского двора находилась моленная, корпуса для насельников, квартира иконописца и его иконописная мастерская, и даже тайная меднолитейная мастерская.
Ныне Дурной переулок переименован в Товарищеский, многие из находившихся там домов разрушены или перестроены до неузнаваемости, но найти остатки построек Братского двора нам помогает план переулка и красная линия домов. Мы видим, что в месте, где начинается домовладение № 6, переулок имеет небольшой излом. Этот же излом прекрасно читается и в современном Товарищеском переулке.
Сопоставление старых карт и планов с современными, а также описания филипповских построек, сохранившиеся в архивных донесениях, позволяют вычислить бывшие корпуса Братского двора, перестроенные до неузнаваемости.
Итак, близость Братского двора — филипповского центра общероссийского значения — к Воскресенской церкви не могла не беспокоить настоятеля храма отца Николая Красновского. Поэтому в 1901 году он с причтом написал донесение, ныне хранящееся в Центральном историческом архиве Москвы.
«Его Высокоблагословению исполняющему должность Благочиннаго (…)
Священнику Виталию Аникитичу Красновскому [от] Воскресенской, в Таганке, церкви священника Николая Красновскаго с причтом
Донесение
Согласно предложению Вашего Высокоблагословения сообщить Вам все, что нам известно о так называемом «Братском дворе» — раскольническом учреждении и о заведывающей им медынской мещанке Пелагии Потаповой Кокушкиной имеем честь донести следующее:…»
Далее на листе с лишним следует само донесение. Интересно отметить, что Отец Николай и Благочинный носят одну фамилию, а, вероятнее всего, являются близкими родственниками.
Это донесение было подшито как важный документ в уголовном деле о совершении П.П. Кокушкиной проступков в виде «оказательства раскола».
Пелагию Потаповну Кокушкину и престарелых и даже неграмотных насельниц Братского двора водили на допросы, которые имеются в деле. Расследование тянулось несколько лет. Ее, шестидесятилетнюю женщину, уже были готовы высылать из Москвы за «пропагандистскую деятельность». Но судьба благоволила насельникам Братского двора. 11 августа 1904 года вышел Всемилостивейший манифест по случаю рождения долгожданного наследника престола — Цесаревича Алексея (род. 30 июля 1904 года). Этот документ положил конец необоснованному преследованию «злостной преступницы».
Надо сказать, что Братский двор беспокоил и настоятелей Спасо-Андроникова монастыря. Так, в 1880-х годах настоятелем Спасской братии был архиепископ Сергий Спасский, писатель, автор истории нашей Спасской обители.
В Центральном Историческом Архиве Москвы хранится дело «Об устроении в доме, так называемый Братский двор, моленной раскольнического согласия». Начало этому делу положил документ от 1881 года, где обосновывается необходимость передачи материалов об открытии моленной на Братском дворе в Уголовный суд. Среди подписавших это требование был архимандрит Сергий (Спасский).
Комментариев пока нет