Приезжавший на днях в Самару старообрядческий митрополит Корнилий на встрече с Меркушкиным попросил оказать помощь в ремонте единственного в губернии старообрядческого храма во имя Казанской Богоматери. Здесь нужно небольшое уточнение. Это единственный действующий храм.
В Сызрани имеется другой храм старообрядцев, относящихся к так называемому австрийскому толку, Крестовоздвиженский, построенный в 1909 году и ныне не действующий.
Храм этот передан местной общине старообрядцев, но средств на его восстановление у него нет. Храм медленно разрушается.
В Сызрани сохранилось ещё два старообрядческих храма.
Никольский, некогда принадлежавший единоверцам. Ныне он совершенно заброшен и являет собой весьма унылое зрелище. Интересно, числится ли он вообще за кем? Во всяком случае, в списке памятников, подлежащих охране, он числится точно.
Ещё есть совершенно уникальный Никольский, принадлежавший старообрядцам-беспоповцам, так называемого, поморского согласия. Построен сызранскими купцами Пережогиными в 1912 году.
Он сейчас принадлежит организации «Сызраньгаз» и используется ей для своих нужд. Интересно, уведомлены ли владельцы, что их здание является памятником и подлежит охране? То есть, все работы в нём должны согласовываться с соответствующим ведомством?
Во всяком случае, сейчас даже фотографировать его затруднительно. Ибо нужно заходить на территорию «Сызраньгаза».
Как видим, вопрос о ремонте сызранского храма митрополит даже не ставил – его больше интересует действующий храм. Что будет с Крестовоздвиженской церковью дальше? У хозяев денег нет и не будет. Поэтому требовать с них содержания памятника в должном виде бессмысленно. Да ещё и порождает разговоры в стиле «власть его забрала в хорошем состоянии, пусть вернёт таким же».
Единоверческий храм вообще должен принадлежать РПЦ. А оно ей надо? Сохранять, как положено в таких случаях дониконовский обряд, бессмысленно. Да и в двух шагах стоит собственный Казанский собор. Вот и получается, что кроме светской власти этот храм вряд ли кому понадобится. Если она устроит там какой-нибудь музей церковной культуры.
По поводу поморской церкви перспектива ещё более туманна. По закону её вроде как должны передать местной общине старообрядцев-поморцев. Но те, глядя на судьбу «дара» их соседям в виде Крестовоздвиженского храма, не горят желанием обременять себя этой громоздкой недвижимостью.
Может, здесь подошёл бы советский опыт, когда государство, забрав памятник себе и отреставрировав его, отдало бы потом в пользование религиозной общине. И разные вопросы с экскурсиями, осмотрами и фотографированиями тогда бы решались проще.
А вообще интересно, есть ещё в России город, где сохранились целых три старообрядческих храма разных согласий?
Есть, даже кроме Москвы и Питера. На той же Волге в г.Городце Нижегородской области. Бывший белокриницкий небольшой храм на самом краю высокого берега в начале 90-х был передан общине РДЦ взамен большого комплекса бывшей знаменитой беглопоповской часовни, в которой размещалась школа. У базара за автостанцией ремонтируют ( и начали служить новым чином) бывшую единоверческую церковь. Так что дела здесь получше, чем в низовьях ( местное название территорий вниз по Волге).