Мир средневекового человека был пронизан религиозным мировоззрением. Церковь и учение Христа было во всех мирских делах: в работе, быту, семье и так далее. Представители старообрядчества были среди крестьян, мещан, дворян, бояр и во многом даже среди приближенных царя, а впоследствии и императора (боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова). Староверы — приверженцы «старого», более трех веков назад подняли свой голос в защиту «старины». Важным фактом русской истории XVII века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона. Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум [1].
Поморцы — старообрядцы-христиане, приверженцы беспоповского согласия, организовались среди населения Поморья, от которого она и получила свое название.
Основателями в 1694 году «оплота веры Поморской» — Выговского монастыря стали: Даниил Викулин, бывший дьячок, Петр Прокофьев и особенно братья Денисовы. Монастырь процветал, пока его в 1854 году указом императора не был закрыт. Однако на закрытии монастыря поморское согласие не погибло. Из Выговского монастыря учение поморцев было распространено по всем уголкам России, в том числе и в Поволжье. Центрами в Поволжье были: Саратов, Самара, Казань, Кузнецк [2].
Кузнецк — один из крупных городов Пензенской области. Первое упоминание о городе Кузнецке, вернее тогда еще селе Труево-Вознесенском, датируются 1699 годом. Однако основан он был десятилетием или двумя раньше. В эти годы, бежавшие от реформ и нововведений XVII века, староверы селились в глухих и необжитых местах. Одним из таких мест был тогда Саратовский край с его огромными территориями — глухая окраина Русского государства. Позднее Труево-Вознесенское было названо по фамилии владельцев Нарышкином [3].
10 ноября 1780 годы Указом Екатерины II село Нарышкино было переименовано в город Кузнецк. На гербе города, утвержденном в 1781 году, изображены наковальня и молоток на красном поле, «… понеже, — как сказано в описании герба, сей город наполнен кузнецами, от которого рукоделия и имя свое получил».
Староверы были уже среди первых поселенцев, много их было также и в окрестных деревнях и селах. Первые упоминания о поморцах в самом Кузнецке относятся к 60-м годом XIX века, когда Кузнецк был уездным городом Саратовской губернии. Исследователь старообрядчества С. И. Быстров [4] пишет: «В самом Кузнецке поморство — недавнее явление, едва ли насчитывающее 60 лет своего существования. Родоначальником поморства здесь считаются двое лиц — кузнецкие мещане — Соломенов и Дыдин. Начитавшись старинных книг и особенно Кирилловой, они решили, что можно легко обойтись без священства. Убедившись в этом, они стали ревностно проповедовать свое учение и так ревностно проводили его, что через два года их проповеди, т. е. в 1862 году, весь город знал о них. Они с книгами в руках по домам жителей и бесстрашно проповедовали, что «в церкви греко-российской царит антихрист, священство погибло, всюду ересь и что все, именующие себя христианами, но не исповедующие поморства — не христиане, потому что крещены в ереси, а еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение»» [5].
Проповедники поморского учения шли на явную опасность, шли стойко, сознательно, не задумываясь о последствиях; шли открыто. Один из этих проповедников писал:
«Начал я, — говорит он, — проповедь не боясь никого. Придешь, бывало к кому в дом, где сидят за работой. Поздоровавшись с хозяевами, ни слова не говоря, начинаешь им доказывать, что они погибли, ибо питаются не истинным хлебом учения Господня, а ядом антихриста, не имеют даже крещения. Часто бывало, выгонят меня и били, я же не унывал, принимая все ради Господа» [6].
Нередко случалось, что и среди христиан — поморцев происходили несогласия. Так в 1870-х годах, среди поморцев вышло разногласие и даже разделение из-за молитвы Исусовой. Одна сторона держалась убеждения, что крестное знамение нужно совершать с таким расположением молитвы: возлагая персты на чело, нужно говорить «Господи», на живот «Исусе Христе», на правое: «Сыне Божии», на левое — «помилуй нас». Другие видели в этом новшества, ересь, — разделение естеств во Христе. Стороны разобщились друг от друга до того, что не имели между собой общения [7].
Кузнецкие христиане порой целыми делегациями присутствовали на различных собеседованиях о вере, проводимых старообрядческими начетчиками. В частности, среди слушателей трехдневной беседы Льва Феоктистовича Пичугина — видного начетчика и проповедника с синодальным миссионером К. Н. Крючковым 16-18 апреля 1902 года от кузнецкого общества были: Михаил Александрович Барышников, Сосипатр Васильевич Легошин, Семен Федорович Ховрин, Василий Степанович и Леонтий Степанович Семигородовы [8].
С образованием в 1924 году в Саратове Нижневолжского областного Духовного Совета (НВОДС) Кузнецкая община вошла в общину. Самой значимой фигурой в общине в это время был головщик, а впоследствии — наставник Захар Осипович Декин [9]. В прежние времена он вел постоянную переписку от имени общины с такими видными деятелями поморского староверия, как И.И. Зыков, Д.В. Батов и Т.А. Худошин. Теперь его постоянными адресатами стали П.В. Ершов и В. З. Яксанов. В основном его беспокоили вопросы канонического и богослужебного характера, вопросы кровного и духовного родства.
В 1926 году Председателем Совета общины был М. П. Клочков, а в состав Духовного совета Кузнецкой общины входило восемь человек (З.О. Декин, С. Н. Емелин — наставник, З.И. Пугин — уставщик, И. К. Климов, И. З. Декин, Я.Н. Ховрин, Г. Е. Медведев — певчий). Из всех перечисленных, по оценке З.О. Декина, «мало мальски знают писание Пугин и Климов, а последние все малограмотные, в том числе и настоятель Емелин» [10].
Из письма З. О. Декина в НВОДС от 3 октября 1927 года: «… Уведомляю вас, что дорогого нашего Председателя Михаила Павловича Клочкова Сов. власть выдворяет из своего дома и мельницы, 2-го октября здал им все и в обществе великий ущерб, упадок, и все мало мальски состоятельные люди таят как снег, и остается одна голая земля. Остаются одни бедные люди, и в людех огнепальная вера хладнеет, и застывает. Остается одно леденящее сердце. И на этом хладноледенящем сердце возрастает терние, терние нерадения, терние лености, и терние безверия, а от безверия и безбожие. Есть обосюду острый меч, который пожинает и посекает весь молодой возраст христианский. И что будет далее Бог весть… Носят необычные християном одежды, крестное знамение воображают ни истово, поклоны творят не по христиански. И я с своей стороны сколько делал назидания, нетолько послушать, а даже еще недовольствуются и злобятся. И как быть не знаю. Поэтому день и нощь безпокоюсь. Ни на одну минуту не могу успокоить себя».
В середине 20-х годов умирает заместитель настоятеля Иван Дорофеевич Тарасов. На его место было предложено три кандидата, и всем прихожанам в день Пасхи были розданы листочки с их именами. Голоса распределись следующим образом: за Затылкина А. А. — 26, за Декина З. О. — 127, за Клочкова Я. Н. — 10. Таким образом, вторым наставником в общине г. Кузнецка стал З.О. Декин [11].
Из письма З. О. Декина в НВОДС от 25 ноября 1927 года: «У нас в городе люди все ремесленные, но вся беда в том, что вся промышленность и торговля убитая. Не остается некого состоятельных в нашем обществе. Было всего двое и одного М. П. Клочкова совсем обидели до последнего. Один остался только эконом церкви Тимофей Иванович Декин, мой крестник. И прихожане все в унынии. И я с своей стороны замечаю, что неудобства {стали} отставать и меньше посещать Молитвенный Храм» [12].
В этот период времени кузнецкое общество поморцев составляли около шестисот человек. В 1927 году в Совет общины входили: М. Клочков — Председатель, С. Ховрин, С. Захаров, А. Климов, И. Климов, Я. Клочков, Е. Клочков.
В 1928 году в Духовный Совет общины входили: наставник Захар Осипович Декин — Председатель, наставник Степан Никитич Емелин — заместитель, И. З. Декин — секретарь, З. И. Пугин, И. К. Климов, Я. Н. Клочков, С. Ф. Ховрин, Г. Е. Медведев, М. П. Клочков, Т. И. Декин, А. К. Климов, В. П. Зубов. Кандидаты в Члены Духовного Совета: Я. П. Космачев, Г. М. Климов, М. А. Козин [13].
В 1928 году по рекомендации НВОДС З. О. Декиным была предпринята попытка организовывать Районный Духовный совет, в который должны были войти в состав общества поморцев г. Кузнецка и окрестных сел Городищенского и Сызранского уездов.
Учредительный съезд предполагалось провести 18-20 марта 1928 г. в молитвенном доме г. Кузнецка, по адресу: ул. Свердлова, 5. На обсуждении съезда предполагалось вынести 10 вопросов как организационного, так и духовного характера, волнующих христианское общество того времени. Однако кузнецкие власти не дали разрешения на проведение съезда.
5 марта 1929 г. скончался наставник С. Н. Емелин. Еще при его болезни кузнецкое общество ощутило «крайнюю нужду» во втором наставнике. З. О. Декин пишет: «К прискорбию нашему в нашем кузнецком обществе согласно канонических правил людей достойных нет, ни по житию, ни по нраву, ни по науке. А человека необходимо нужно. Есть ли стороннего пригласить то общество не в состоянии содержать, так как расходов ежегодно требуется около 500 руб. на охрану и отопление и уборку молитвенного дома, кроме страховых и других налогов. Я по писмоводству и охране молитвенного дома получал 10 руб. в месяц, и в виду недостатка жалования… избрали пока на время человека старца 65 лет служащего с малолетства певцом, и умеющего править церковными делами. Но… он двоеженец». И далее описывая всю ситуацию и рассуждая на эту тему, Захар Осипович задает вопрос в НВОДС: «… И вот на основании таких событий при крайней смертной нужде по прозбе народа не может ли наш избранный временно Яков Петрович Космачев за неимением достойнаго крестить младенца или исповедовать болящаго» [14].
На 1929 год настоятелем Кузнецкой общины оставался З.О. Декин, Председателем был Г. М. Климов, а секретарем Ф. Б. Зубов. По данным ГАСО на 1930 год, здесь имелся молитвенный дом беспоповцев — «Михаила архангела». Помимо этого в округе были молитвенные дома в деревнях Тихменево и Шелемис. По воспоминаниям современников, в 30-е годы наставником в общине был Захар Осипович Декин. Два клироса в моленной разделялись на мужской и женский. Среди певчих были представители фамилий Барышнековых, Мыльниковых, Лукьяновых, Декиных, Пилюгиных. При моленной в отдельном доме жили старики Космачевы, содержащие его в порядке. «Позднее наставником моленной был Сосипатр Васильевич Легошин. Одно время был наставником Иван Мартьянович Чубаров, но в какие-то годы — эти данные не сохранились, — вспоминает председатель общины К. П. Жаворонкова. — Во время войны моленная было закрыта, потому что не хватало средств на ее содержание, да и служить было некому». А во дворе стояла келья, в ней жили три старушки — Ольга Космачева, Домна Васильева… Имя третьей старушки в памяти Клавдии Петровны не сохранилось. В этой келье собиралось молиться несколько старушек. К. П. Жаворонкову туда водила мама, она было еще маленькой. Но кое-что у нее осталось в памяти. После войны, где-то в конце 45-го или начале 46-го, из Москвы возвратился П. И. Чубаров, сын Ивана Мартьяновича. Тогда он начал в моленной налаживать службы, служил уставщиком. Пригласил из г. Октябрьска (бывшие Батраки) Михаила Петровича Кувшинова наставником. Целую неделю он с коровой добирался до Кузнецка. Но прожил он недолго. Потом наставником был Зотик Иванович Суслов. Он жил при моленной до 1961 года. В период с 1950 до 1961 г. в молитвенном доме был прекрасный хор. Особенно отличались своими голосами В. И. Миронов, П. М. Декин, З. И. Суслов, Н.И. Торопова (мама К.П. Жаворонковой ), А. Г. Беседина, В. Колобзаров, Барышниковы и многие другие.
В 1961 году власти закрывают Михаило-Архангельский храм поморской старообрядческой общины по ул. Свердлова, д. 5. В этот год Зотик Иванович уехал к своей дочери во Владивосток. Его сменил Иван Семенович Шебаршов, но и он был наставником непродолжительное время. Здание храма было довольно просторное и высокое, с иконостасом и церковной утварью. Здание же пошло под лабораторию, а позже — в жилищный фонд.
В начале 1960-х в наставники избирают Петра Ивановича Пузанкова, который прослужил до начала 90-х годов. Молились временно в доме Н. С. Сусловой. В 1993 г. умер духовный наставник Петр Иванович Пузанков. Прихожане общины поморцев обратились за помощью в Самарскую общину, где по просьбе верующих благословили на ведение службы Веру Ивановну Смирнову — головщицу Кузнецкой общины. Духовное окормление принял себя о. Антоний Васильевич Болтаев. По старости лет А. В. Болтаев не мог более посещать отдаленный Кузнецк, и попечение над христианским обществом Кузнецка стало осуществляться со стороны Сызранской общины наставником Николой Ивановичем Темниковым. В 1998 г. община обрела нового духовного руководителя Ивана Михайловича Жаворонкова, которого благословил на наставничество Никола Иванович Темников. Его супруга Клавдия Петровна стала председателем Совета общины.
В 2000 г. рядом с молитвенном домом был заложен фундамент нового просторного храма. Храм построен. Община живет церковной жизнью, крестит, отпевает, совершают службы.
Источники и литература:
[1] Зеньковский С. А. «Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века». Глава 37. М..1970.
[2] «Щит веры», старообрядческий журнал № 4 за 1912 год.
[3] «Миссионерское обозрение» за январь 1900 г., «Раскол старообрядства в 1899 г.», с.137 — 145
[4] Быстров С.И. «Поморское согласие в Саратовском крае», 1923 год, Саратов, стр.18.
[5] Лебедев А.:»Из жизнедеятельности Братства св. Креста», Саратовские епархиальные ведомости» № 1 от 1 января 1896 г. (отдел неофиц.), С. 1 — 20.
[6] Современный раскол (повременные выпуски) Том 1-й Издание «Миссионерского обозрения» под редакцией В.М. Скворцова 1903г., С. 170-172.
[7] «Саратовские Епархиальные ведомости». 1870г. № 10.
[8] «Щит Веры», старообрядческий журнал, книга 49, январь 1912 г., Саратов, С. 55-57
[9] Труды Саратовского Нижне-Волжского областного собора христиан старообрядцев поморского согласия, приемлющих брак 25–30 мая 1925 г. Саратов, 1925. С. 8–9.
[10] Личный архив головщика Саратовского храма поморцев Колюка В. О.
[11] ГАСО, ф. 1279, оп. 2, д. 6, лист 112.
[12] Личный архив Колюка В.О.
[13] ГАСО, ф. 1279, оп. 2, д. 6, лист 113.
[14] ГАСО, ф. 1279, оп. 2, д. 6, лист 119.
Комментариев пока нет