Старообрядцы самим своим существованием опровергают расхожий миф о том, что демократия — сугубо западное изобретение, навязанное России извне. К такому выводу пришли участники конференции «Старообрядчество в поисках будущего», состоявшейся в редакции газеты «Взгляд».
Староверие выработало традиции народоправия
«В советское время считалось, что старообрядцы — „темная“, реакционная сила, которая была связана с черносотенцами из Союза русского народа, с крупным капиталом и так далее. Сейчас преобладает такой же миф, но с положительным знаком — что староверы были в первую очередь консерваторами, которые безоговорочно поддерживали царскую власть. Но это не так», — отметил историк Юрий Исаев. Своим мнением он поделился на прошедшем в редакции газеты ВЗГЛЯД круглом столе на тему «Старообрядчество вчера, сегодня, завтра. Старообрядчество в поисках будущего».
За почти четыреста лет истории древнего обряда его приверженцы проявили себя в народных движениях от пугачевщины до Морозовской стачки 1905 года, а с другой стороны, именно старообрядческие купеческие семьи стали основой российского предпринимательства, заметил историк. Но, полагает Исаев, на всех этапах истории староверов отличало общее свойство: опора на собственные силы и решение вопросов в духе народоправия.
«Старообрядчество интересно, в том числе тем, что сохранило традиции выборности своих руководителей и решения вопросов сообща — что идет от традиций новгородского вече, — подчеркнул руководитель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов. — Эти вечевые традиции потом нашли свое выражение в укладе жизни казаков, где все значимые вопросы решались на казачьем круге».
Показательно, что когда в XVII веке произошел церковный раскол, который разделил народ на староверов и приверженцев «новообрядческой» господствующей церкви, то среди старообрядцев оказалось много казаков, отметил староверческий публицист Андрей Езеров. «Казаки-раскольники» уходили на Кубань, староверами были и некрасовцы, которые при Петре I, после подавления восстания Кондратия Булавина, ушли в Османскую империю (вернулись в Россию в начале ХХ века, после того, как Николай II своим манифестом признал право на свободу совести).
«Если вспоминать казаков-некрасовцев и российских казаков на раннем этапе их истории, то там существовало много форм народной демократии. Некоторые из них отчасти действовали вплоть до революции, а у некрасовцев — все 250 лет их жизни на чужбине», — заметил Езеров.
Отношения староверов с властью в дореволюционной России отнюдь не исчерпываются противостоянием. «Золотым веком» русской истории многие из них считают те времена, когда власть сама проявляла стремление к народоправию. «Если искать в русской истории некий золотой век, то его можно найти в последние годы правления царя Федора Иоанновича — сына Ивана Грозного, и первые годы правления Бориса Годунова, — отметил Езеров. — Земские соборы, появившиеся при Иване Грозном, вошли в практику — и более того, царь Борис был избран на Соборе».
Женщины в старообрядчестве имела больше прав
«Старообрядцы предвосхитили феминизм, — полагает исследователь староверия, главный редактор тверского регионального журнала „Бизнес и территория“ Мария Орлова. — На первых ролях в старообрядческом движении зачастую находились финансово и идеологически независимые женщины, которые могли принимать серьезные решения».
«История знает много подобных примеров, начиная с боярыни Морозовой — сподвижницы протопопа Аввакума (70-е годы XVII века), и заканчивая игуменьями старообрядческих монастырей, которых два века спустя воспел писатель и этнограф Павел Мельников-Печерский», — добавила Орлова.
«Это женщины, которые действовали в условиях, которые не снились их тогдашним европейским «коллегам». Как говорили староверы, «у нас что ни мужик — то вера, что ни баба — то устав», — отметила Орлова. Она пояснила — создателями и идеологами периодически возникавших новых старообрядческих групп, «толков и согласов», как правило, были мужчины, но в дальнейшем эти общины зачастую сохранялись и процветали благодаря женщинам.
«И сейчас эта традиция продолжается. В старообрядческих общинах и сейчас женщины очень часто играют крайне важную роль», — в свою очередь отметил глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.
«В новообрядческой Русской православной церкви женщины-прихожанки также сыграли важную роль, но скорее консервирующую. „Бабушкино православие“ позволило сохранить традицию приходской жизни, но в старообрядчестве женщины зачастую играли и играют руководящую роль», — согласился религиовед, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
Западное происхождение демократии это миф
Размышляя на эту тему, историк Глеб Чистяков отметил: «Бытует мнение, что современная демократия — это изобретение исключительно западное, что русский народ веками жил в условиях единовластия, самодержавия или абсолютизма. Русский народ инфантилен, не способен к самоорганизации, нуждается в «призвании варягов на княжение», в жесткой руке царя, генерального секретаря и так далее.
Но мы знаем и другие народы, которые столетиями жили в не менее, а иногда более стесненных условиях и в короткие сроки основы прав человека и гражданского общества. Немцы, жившие в условиях Первого, Второго и Третьего рейха. Австрийцы, венгры, словаки, чехи, румыны, жившие в условиях Австро-Венгерской империи, затем под Третьим рейхом, а потом в условиях коммунистических режимов, смогли очень быстро, за несколько лет, построить развитое гражданское общество и правовое государство. Ярким примером являются современные Южная и Северная Кореи, где очевидно, что один и тот же народ, с одними же и теми историческими и культурными традициями может строить совершенно разные системы.
То же самое касается и русского народа, который не может постоянно быть заложником каких-то исторических обстоятельств негативного характера, например, крепостного строя, существовавшего на Руси в течении более 200 лет.
Есть и соответствующие примеры в истории русского народа, как в глубокой, так и относительно недавней истории старообрядчества.
Среди самых древних примеров самоорганизации и самоуправления русского народа — это вечевой строй древней Руси. Затем земские соборы, действовавшие с середины XVI и до конца XVII веков. В это время на соборах выбирались цари, а также принимались другие решения государственного характера.
Особенным образом проявилась народная самоорганизация после церковного раскола XVII века. Когда значительная, едва ли не большая, часть населения страны отказалась принимать реформы патриарха Никона совершенно самостоятельно, несмотря на диктат элит. При этом надо помнить, что в те времена отсутствовали какие-либо СМИ и тем более телеграмм каналы, твиттер и прочее.
В этом году староверие отмечает 250-летие со дня основания Рогожского и Преображенского кладбищ как духовных центров старообрядчества. Так вот, создание этих центров стало первым явлением духовной многопартийности в России. Когда совершенно легально, пусть и с ограничениями, в стране состоялась институционализация альтернативы синодальной церкви и всему романовскому общественному и культурному строю. Можно сказать, это был первый шаг к появлению институтов гражданского общества. И замечу, это произошло задолго земских реформ Александра II или указа Николая II «Об учреждении Государственной Думы» 6 августа 1905 года, которые на официальном уровне проложили путь к строительству гражданского общества и уважению к правам человека».
Какой пример могут дать старообрядцы?
«Позиция современного старообрядчества состоит в принципиально демократическом церковном устройстве и свободомыслии, — отметил модератор круглого стола Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. — Старообрядцы государственники, но они — особенные государственники».
На протяжении всей истории старообрядчества это движение отличал последовательный патриотизм, который основывается на возникшей задолго до раскола идее Москвы — Третьего Рима, считает Севастьянов. Идея состоит в том, что после падения Второго Рима — Константинополя, Русь стала местом особого присутствия Святого Духа. Патриотизмом продиктована и особая деловая этика старообрядчества — зарабатывать не ради собственного процветания, а на благо общины и России. Поэтому сегодня старообрядцы-предприниматели выступают резко против вывода капиталов в офшоры.
По мнению Исаева, старообрядчество показало, что «общество может быть не объектом для решений власти — которому власть спускает какие-то решения, а субъектом, который может вступать с властью в диалог». «Староверие на всем протяжении своей истории показало, что может быть таким субъектом».
«То, чему мы являемся свидетелями на протяжении более чем 4 веков — не модернизация общества как естественный процесс идущий снизу, а модернизация варварства — навязанные обществу сверху бесчеловечные реформы, поддерживающие архаичные отношения власти к обществу как к объекту.
Так вот, старообрядчество в российской истории и является той самой нереализованной субъектностью российского общества, загнанной на маргинальные задворки: в гари, окраины, болота, землянки, но сохранившей критическое мышление, независимость, демократизм и свободолюбие», — считает историк.
«Наследие старообрядчества — это не только и не столько фольклор, не только предмет для изучения Института антропологии и этнографии. Это живое и крайне интересное явление, существующее в контексте русского православия и патриотизма, — резюмировал Лункин. — Общество должно знать, что существовала и существует определенная позиция, которая связана с открытостью, демократичностью церковного устройства, с настроенностью на религиозную свободу. Включение этих ценностей в контекст гражданского и межрелигиозного диалога — это залог солидарности и сплоченности российского общества».
По материалам газеты «Взгляд»
Комментариев пока нет