9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Старообрядцы в годы войны защищали Родину с оружием в руках, юные и пожилые трудились в тылу, на оборонных предприятиях. Тысячи старообрядцев пали на поле брани, умерли от ран и болезней, пропали без вести. И это лишь несколько примеров, как отразилась Великая Отечественная война в судьбах старообрядцев. Сегодня мы публикуем материал Галины Кочетковой о старообрядцах-фронтовиках.
***
Война — преступление против разума.
В. П. Астафьев
Девятое мая. Эта дата вызывает в каждом из нас эмоции. Радость, слезы, счастье, горечь, боль, неизвестность, обрывки воспоминаний, страх, ужас… В России нет ни одной семьи, которую бы не коснулась эта война. Война, в которой наши прадеды, деды, отцы сложили свои головы, пропитали кровью русскую землю. Многие из них не вернулись домой. За что сражались они? Сражались ли они «за Родину, за Сталина», как об этом кричал знаменитый лозунг той войны?
Или, все же, они бились с врагом за родную землю, за сожженные вместе с жителями деревни, мстили ему за убитых матерей, замученных жен, за детей, из которых до смерти выкачивали кровь для немецких солдат и над которыми ставили опыты?
Да, они сражались за Родину, но не за ту, где разрушали храмы и сбрасывали колокола, расстреливали, убивали за одно неверно сказанное слово, оскверняли кладбища, а за ту, которую носили в сердце, за свою Родину.
«Вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощения за бездарно выигранную войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови. Ничего грязнее, жестче, кровавее, натуралистичнее прошедшей войны на свете не было. Надо не героическую войну показывать, а пугать, ведь война отвратительна. Надо постоянно напоминать о ней людям, чтобы не забывали. Носом, как котят слепых тыкать в нагаженное место, в кровь, в гной, в слезы…» — сказал знаменитый писатель и фронтовик Виктор Астафьев.
Мне сложно оценивать эти слова. Слова человека, который ушел на фронт добровольцем и прошел всю войну. Ясно одно, что мы не должны забывать этот земной ад. И помнить тех, кто был там… Помнить всегда.
На фронт безвозвратно ушел мой прадед, уроженец деревни Цаплино, Кочетков Федор Родионович. Как и большинство жителей гуслицких селений, он был старообрядцем. Его призвали в августе 1941, последнее письмо он написал в декабре того же года, а в апреле 1942 он пропал без вести. Говорят, подо Ржевом… Возможно, в той самой «ржевской мясорубке».
«Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боев появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел. Лето, жара, безветрие, а впереди — вот такая «долина смерти». Она хорошо просматривается и простреливается немцами. Ни миновать, ни обойти ее нет никакой возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползешь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями, испускают тошнотворный сладковатый запах разложения человеческих тел. Этот смрад неподвижно висит над «долиной». Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, почва содрогается, трупы сваливаются на тебя, осыпая червями, в лицо бьет фонтан тлетворной вони. Но вот пролетели осколки, ты вскакиваешь, отряхиваешься и снова — вперед», — описывает в своих мемуарах Петр Михин, непосредственный участник тех событий.
Погиб на войне и племянник моего прадеда — Ребров Павел Степанович. Он ушел на войну в сорок втором совсем юным, 17-летним мальчишкой. Как вспоминает его сестра: «Он все оглядывался и оглядывался, пока не скрылся за поворотом. Таким его я и запомнила на всю жизнь».
Он погиб в бою 23 июня 1944 г. Похоронен в селе Дрибин Могилевской области Беларуси.
У жены Федора Родионовича, моей прабабушки, Ребровой Александры Ивановны было четверо братьев: Иван, Потап, Петр и Тихон, и младшая сестра, тоже Александра.
Александра была замужем за Макаровым Кондратием. Из Цаплино они уехали в Москву. Жили в Рогожском поселке. Кондратий был певчим в храме Рогожской слободы. И Кондратий, и его жена похоронены на Рогожском кладбище, там же лежит и брат Александры Ивановны, Петр, который служил в храме казначеем.
У Кондратия и Александры было пятеро детей: Мария, Анфиса, Агния, Анатолий и Константин. Константин ушел на фронт в октябре 1941 года, прошел всю войну и, к счастью, вернулся живым. Награжден Орденом «Красная Звезда», медалью «За боевые заслуги», Орденом Отечественной Войны I степени.
Из наградного листа Макарова К. К.: «Днем 29.06.1944 года группе разведчиков была поставлена задача пройти в тыл к противнику, чтобы обнаружить его силы и огневые средства. Товарищ Макаров был старшим головного дозора. Первым форсировав озеро Туровка в районе Емельянки, преодолевая труднопроходимые болота, товарищ Макаров своевременно обнаруживал противника и сообщал в ядро. Пробыв в тылу противника до 01.07.1944 года, выполнив задачу, товарищ Макаров возвратился».
Еще один брат Александры Ивановны — Потап Иванович Ребров был участником военных действий, он воевал в Первую Мировую, побывал в австрийском плену, вернулся.
Война не прошла мимо и четверых его сыновей, двое из них погибли.
Восемнадцатилетний Алексей Потапович Ребров был призван на фронт в 1942 году. Он был командиром взвода ПТР 502 стрелкового полка. Пропал без вести 21 февраля 1944 года в районе города Нарва (Эстония), в 1,6 км южнее деревни Ус-мыйза. Награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Второй сын, Афанасий Потапович Ребров, был призван в октябре 1941 года. Награжден медалью «За отвагу», Орденом Отечественной войны II степени, имел легкое ранение 30.11.42 г., тяжелое ранение 11.03.43 г. Вернулся живым.
Из наградного листа Реброва А. П.: «Занимая должность командира взвода разведки, неоднократно со своим взводом ходил в разведку по заданию командира полка с задачей приведения языка, и узнать расположение огневых точек противника. Непосредственно участвовал в прорыве обороны противника в районе Волоколамска и в районе города Белый, где получил тяжелое ранение 11 марта 1943 г.»
Сын Ребров Василий Потапович тоже воевал, награжден Орденом Отечественной войны II степени, вернулся.
А вот Ребров Петр Потапович не вернулся с войны. Призванный в декабре 1941 года, он пропал без вести в 1942 году.
Благодаря миллионам таких солдат, мы и победили в этой войне.
Низкий поклон и вечная память Героям!
Закончить я хочу строками своего стихотворения.
Это было сердцем
Пережитое…
По дорогам шли мы.
Пыль в глаза.
Помню я товарища
Убитого,
Что лежал, все глядя
В небеса.
Всколыхнулось поле,
Ветром вспенилось.
А, быть может, здесь
Давным-давно
Чье-то сердце
Все стучать надеялось.
Только пуля — дура.
Решено…
Путь-дорога каждому
Намечена.
Путь-дорога каждому —
Своя.
Одному — любовь досталась
Девичья.
А другому — лишь
Сыра земля…
Сколько Вас, товарищи
Служивые,
Полегло в степях,
Среди болот…
Сколько Вас отпето
Да без имени…
Кто же Вас отныне
Отпоет?
Это только сердцем
Пережитое…
По дорогам шли мы
В небеса.
И земля, войною вся
Изрытая,
В путь последний
Провожала нас.
14.08.09г.
Автор выражает огромную благодарность Реброву Дмитрию Анатольевичу за помощь в сборе фотоматериалов и воспоминаний. А также просит откликнуться тех, кто, возможно, знаком или помнит Макаровых.
Комментариев пока нет