Прошедший в Москве Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию протопопа Аввакума Петрова, который считается идеологом и вождем движения против реформ патриарха Никона, так и не принес ожидаемого многими единства. Принятый по итогам встречи документ можно назвать лишь декларацией о намерениях. Участники собрания, инициатором которого выступила Московская митрополия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), пообещали «быть достойными чадами и учениками протопопа Аввакума», предложили включить в школьную программу «Житие», главное сочинение своего огнепального учителя, и заверили, что будут продолжать «развивать межстарообрядческое сотрудничество в сфере социального служения, сохранения и распространения культурных богатств староверия, защиты и укрепления нравственных устоев, завещанных Господом нашим Исусом Христом».
Эксперты, следившие за собранием староверов, отметили «низкий уровень представительности» мероприятия. «Сей форум был созван ради отчетности, так как были одни теоретики. Без людей с практическими навыками и авторитетом всякие форумы и конференции бесплодны. И главное, без благословения первоиерарха всех древлеправославных христиан Белокриницкой иерархии митрополита Леонтия (Изота. — „НГР“) у подобных мероприятий не могут быть богоугодными и естественно полезными плоды», — заметил у себя на странице в Facebook старообрядческий епископ из Грузии Антипа (Схулухия).
«Этот форум должен был состояться еще в октябре прошлого года, но из-за пандемии коронавируса перенесен на май. При этом до сих пор сохранились некоторые ограничительные лимиты, поэтому не все, кто хотел прибыть в Москву, смог это сделать», — пояснил в беседе с «НГР» один из участников съезда, специалист по истории и философии старообрядческой книжности профессор Михаил Шахов. «Зал Дома Пашковых, где проходил форум, вмещает 300 человек, и мы изначально планировали такое число участников. Позже нас ограничили до 170 человек. А участие в форуме приняли 168. Из-за карантинных мер к нам не смогли приехать представители старообрядцев из многих стран. Однако на наш форум прибыли глава поморцев Белоруссии Александр Белов и представительница староверов с Дальнего Востока, которые переселились из Южной Америки. Были представлены Белокриницкая Русская православная старообрядческая церковь и Российский совет древлеправославной поморской церкви в лице отца Владимира Шамарина, то есть два крупнейших, поповское и беспоповское, согласия. Также были представители спасова и часовенного согласий. Впервые приняли участие руководители беспоповцев-федосеевцев с Преображенского кладбища. Так что у нас было достаточно представительное единение поповских и беспоповских согласий», — заверил собеседник «НГР». Он подчеркнул, что у нынешнего собрания было две задачи — «почтить память протопопа Аввакума и пообщаться».
При этом форум, который староверы ожидали чуть ли не три года (последнее подобное мероприятие прошло в 2018 году), полностью проигнорировали не только представители Белокриницкой митрополии с центром в румынском городе Браила, но и Русская древлеправославная церковь (РДЦ) во главе с патриархом Александром (Калининым), — второе по численности поповское согласие. Последние еще в начале мая заявили о своем выходе из всех межстарообрядческих структур. Поводом для этого, как ни странно, стала в том числе подготовка к празднованию 400-летия Аввакума. В РДЦ заявили, что им «надоело постоянное игнорирование мнения и интересов Древлеправославной церкви, а также уже вполне оформившаяся тенденция к искусственному объединению согласий».
«Еще в прошлом году от имени патриарха Александра появилось подобное заявление о том, что его церковь приостанавливает участие во всех старообрядческих мероприятиях, однако официально оно тогда подписано не было. В конце 2020 года предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий и председатель Российского совета поморцев Владимир Шамарин обратились с совместным письмом к патриарху Александру, призывая не прерывать сотрудничества и продолжить совместную работу, однако никакого ответа получено не было», — рассказал Михаил Шахов.
Одной из причин для прекращения сотрудничества в РДЦ называлась как раз попытка создания Международного старообрядческого союза (МСС). Речь о его необходимости шла и на недавнем форуме. Правда, соборяне так ни о чем и не договорились. «Идея создания старообрядческой общественной организации обсуждается в положительном ключе лет пять», — заверил «НГР» Шахов. «Есть несколько старообрядческих организаций, которые настроены создать такую межстарообрядческую площадку, но дальше этого дело пока не идет. Вероятно, они плохо представляют себе, откуда будут брать силы и средства, а также не понимают, чем конкретно должны заниматься. Никто активно против международного старообрядческого союза не выступает», — добавил он.
Главным идеологом МСС считается заместитель главы «Международного евразийского движения» Валерий Коровин, которого также часто называют спичрайтером главы РПСЦ митрополита Корнилия (Титова). Провал с созданием собственной организации он объясняет помехами со стороны зарегистрированного в 2019 году Минюстом РФ Всемирного союза староверов (ВСС) и его главы Леонида Севастьянова. «Появление этой организации очень сильно смутило многих старообрядцев и представителей согласий и даже вызвало некоторую волну отторжения в принципе самой идеи создания какой-то подобной общественной организации. Некоторые открестились и даже вышли из группы по созданию общестарообрядческой организации, как, например, Древлеправославная церковь», — заявил Коровин на нынешнем форуме.
«Наш союз был создан по решению Международного всемирного съезда староверов, который состоялся в 2018 году, когда на него съехались все староверы, включая Латинскую Америку и Румынию, — пояснил Леонид Севастьянов. — Мы следовали всей процедуре, которая на том съезде была оговорена, учли интересы всех согласий, и на основании этого и был создан наш союз. Однако потом некоторые согласия, в частности РПСЦ, посчитали, что им необходимо контролировать такой орган. А мы сразу стали себя позиционировать независимыми и неподконтрольными какому-либо согласию. Международный старообрядческий союз, создание которого предлагает Коровин, задумывается как раз под эгидой Московской митрополии РПСЦ. То есть они хотят создать полностью подконтрольный им союз. Именно поэтому скорее всего эта идея пока не находит понимания и одобрения у других согласий».
«По официальным данным, Леонид Севастьянов как физическое лицо и созданная им фирма являются единственными членами Всемирного союза староверов. Мне не известен ни один старовер, который также был бы членом этого союза», — в свою очередь, утверждает Шахов.
«Мы работаем со всеми согласиями, включая незарегистрированные, — парирует Севастьянов. — Например, согласие неокружников. Когда-то оно было очень большим и входило в состав Белокриницкой иерархии. Потом произошло разделение на официально зарегистрированных окружников (тех, кто принял „Окружное послание российских архипастырей Белокриницкой иерархии“ 1862 года. — „НГР“) и неокружников, которые не зарегистрированы и не вступают в какие-либо связи с государством». «Мы активно работаем с ними, потому что наша цель — работать со всеми согласиями, независимо от политической конъюнктуры и межконфессиональных споров», — заверил «НГР» Севастьянов. Он добавил, что именно «попытка создать что-то под эгидой Московского отделения РПСЦ», а также «политическая» и «чисто российская повестка» нынешнего форума оттолкнули многих староверов от участия в майском мероприятии. «Старообрядчество многогранно, его нельзя ограничить какой-либо одной политической парадигмой. А митрополит Корнилий пытался все унифицировать, что не было положительно воспринято со стороны староверов. Староверы никогда не объединятся между собой. Им это и не нужно. Их объединение заложено в их разности. Каждый должен быть тем, кто он есть, а единство заключается в доброй дружбе и хорошем общении. Попытка же загнать в общие рамки — это средневековое мышление», — считает глава ВСС.
Отсутствие на съезде представителей Всемирного союза староверов он пояснил так: «Мы позиционируем себя надстарообрядческим объединением, соответственно, если со стороны беглопоповцев (РДЦ) не было желания участвовать в нынешнем форуме, мы не хотели в этом конфликте занимать чью-то сторону. Поэтому и было решено не участвовать в форуме». Сам Севастьянов в это время был в Ватикане, поскольку его организация подписала соглашение с Ватиканским апостольским архивом и библиотекой Святого престола о проведении работ по исследованию, реставрации и цифровизации всех хранящихся в Граде-государстве рукописей на церковнославянском языке.
В то время, когда старообрядцы делились опытом выживания в современных российских реалиях и обсуждали изменения в президентской программе по возвращению староверов из-за рубежа, стартовавшей еще в 2007 году и застопорившейся во время пандемии, в храме Христа Спасителя в рамках ХХIХ Международных образовательных чтений под патронажем РПЦ прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской православной церкви: прошлое и настоящее». Ранее, в феврале, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что приверженность старому обряду больше не служит препятствием для единства «никониан» и «раскольников». «Русская православная церковь уже полвека назад отменила клятвы на старые обряды, у нас есть единоверческие приходы, где богослужение совершается старым чином, где крестятся двумя перстами, а не тремя, где имя Исуса Христа произносится с одним „и“ — так, как это требуется в старообрядчестве. То есть та причина, из которой в свое время возникло разделение, сейчас устранена», — подчеркнул Алфеев. Он добавил, что ныне идет «определенное взаимодействие по вопросу о возможности или невозможности признания иерархии старообрядческой церкви» и поделился надеждой: «Рано или поздно мы все воссоединимся в лоне единой Церкви».
«Это нереалистично, потому что у нас разная идеология» — так прокомментировал заявление митрополита Илариона Севастьянов. «Хотя и кажется, что внешне и на уровне обрядов многое схоже, но идеологически это разная система мышления. Если в Русской церкви система мышления иерархичная, то у староверов она общинная, у них нет пиетета к иерархии и иерархам. Староверы никогда не будут чувствовать себя комфортно в РПЦ», — сказал он.
Шахов слова главы ОВЦС и вовсе назвал «не более чем красивой фразой». «Здесь речь ведь идет не о политических разногласиях между государствами, а о канонических богословских спорах. Вряд ли митрополит Иларион предполагал вариант, когда он приходит с покаянием к митрополиту Корнилию и просит принять его в лоно Русской православной старообрядческой церкви. Сложно представить и то, что митрополит Корнилий придет к патриарху Кириллу с покаянием и попросит принять его в лоно РПЦ. Еще сложнее представить себе, что старообрядцы-беспоповцы придут и скажут: „Мы 300 лет думали, что священство утрачено, оплакивали его и жили без литургии, но теперь поняли, что духовенство Московского патриархата и есть самое благодатное духовенство, поэтому мы отказывается от своих взглядов“. Любой из этих сценариев очень сложно вообразить на практике. Можно говорить о том, что нет прежней вражды, агрессии, взаимно оскорбительной полемики, но я думаю, что канонически, церковно и даже технически сценарий воссоединения невозможен. Как, например, решить вопрос с теми же московскими епископами? Ведь в одной Москве их как минимум три — патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Московский и всея Руси Корнилий и древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр. Каждый из троих считает себя единственно законным епископом града Москвы». «И каким образом они смогут договориться?» — задал Шахов вопрос, который звучит как бесспорно риторический.
Источник: www.ng.ru
«низкий уровень представительности и одни теоретики»)))это точно. Однако и практики были..мы для себя отметили Коробейникова с товарищами, которые частично по пути Аввакума проехали. Интересно послушать было про о.Иокима за границей столько
в христианство обратил. Безгодов активный с Новгорода и поют хорошо. Бурятия и Петров с семейскими тоже не спят. С Иркутска Турчанинова молодец, крутая тема с Озерлагом и с возрождение общины в деревне с поморами. Всю область встряхнула. Алтай старовер мужик молодец, хотя и комерсант.. все равно молодец. А с сыроварней переселенку Агрипину привезли..так ей куда деваться ..им власти помогают так и отказаться значит нельзя)).
В название «Старообрядческие согласия утвердились в разногласиях» автор статьи Милена Фаустова прямо какую-то злобность по отношению к староверам заложила. Надергала фактов из контекста и написала антистарообрядческую статейку. Получается как обычно последние з5о лет про никониан только хорошее. а про староверов до сих пор можно пакости писать приплетая всякие подлоги и передергивая факты. Интересно кто эта извращенка-иезуитка Милена Фаустова?