После издания в 1862 году «Окружного послания» в среде старообрядцев Белокриницкой иерархии возник раздор, в связи с чем некоторые миряне во главе с частью епископата основали неокружническую иерархию. Эта иерархия имела свои приходы и общины. Сегодня речь пойдет о неокружнических общинах Ярославско-Костромских приделов.
В нескольких населенных пунктах Ярославско-Костромских пределов, таких как Глухово, Шода и Шуя, существовали неокружнические общины. В Шоде проживали неокружнические монахини, которые в какой-то момент перешли к окружникам. Исследовательница Е. В. Воронцова отмечает: «Известны имена этих инокинь: Мелетина, Манефа, Мамелфа, Агафья, Анфиса, Антонина». Насельники скита составляли несколько групп. Первая — это выходцы из шодского рода Титовых: сестры-инокини Антонида (1894–1987) и Анфиса (1904–1979), их двоюродная сестра Ми(е)гдония (1894–1972) и их тетя, инокиня схимница Милетина (ок. 1894–1959). Александра Михайловна Титова, в иночестве Антонида, родилась в Шоде, до революции работала у купца Трусова поваром. По свидетельству М. А. Лаврентьевой, она вместе с родной сестрой Анной, в иночестве Анфисой, приняла постриг в женском неокружническом скиту в Рахманово, под Москвой. Скит в Рахманово существовал с первой половины XIX в. Некоторые сведения о жизни этого скита содержатся в работах С. С. Михайлова и В. Ф. Ситнова.
Поскольку Шодский скит возник как неокружнический, его насельницы, вероятно, демонстрировал и более радикальные взгляды (развитые эсхатологические воззрения, отказ от молитвы за власть и др.) по сравнению со старообрядцами-окружниками из «дружественных» приходов в Стрельниково и Дворищах. Он не был общежительным, все иноки сохраняли определенную независимость — как хозяйственную, так и религиозную; приезжавшие от случая к случаю священники не могли выполнять роль главы общины. Стержень скита составляли представители трех крупных шодских фамилий — Титовых, Захаровых и Осиповых, родившиеся и получившие воспитание еще до революции. Отсутствие пахотных земель и хорошей дороги позволяли скиту сохранять обособленность и самобытность. Местные жители оказывали поддержку инокиням, а те в свою очередь не давали угаснуть религиозной жизни. Огромное значение имели родственные связи: в скит редко приезжали посторонние, в основном родственники и знакомые, но сам круг этих родственных контактов был достаточно широк.
До 1930-х гг. постригал в скиту неокружнический епископ Филарет. Как правило, постриг совершался после 8–10 лет послушничества. В 1931 г. скит был разорен, при этом большая часть насельниц была отправлена в Сибирь на поселение.
В 1910 году в деревне Тепляково под Шуей проживали 40 неокружнических монахинь. Шуйские неокружнические инокини почитались после их смерти. В Шоде в XX веке имелись две часовни: одна старообрядческой церкви (неокружническая, окружническая или единоверческая), другая — РПЦ. С ближайшим неокружническим приходом д. Глухово (под Ярославлем) у Шоды существовали достаточно тесные контакты. Согласно рукописной «Истории старообрядческой общины д. Глухово», один из последних неокружнических священников, отец Петр Плевин, среди других приходов ездил и в Шоду. Также известно, что недалеко от Шуи, в д. Тарасове (приход с. Кохмы), до начала ХХ в. существовал женский неокружнический скит — 18 келий — под руководством инокини Меропии.
Также в д. Песочное под Рыбинском существовала небольшая неокружническая моленная. Примечательно, что старообрядцы на территории самого города Рыбинска проживали еще с XVIII века. В Рыбинск старообрядцы приезжали в основном из Углича, который являлся поморским центром. Среди беспоповцев были поморцы, федосеевцы, филипповцы. В начале XX века в Рыбинске была открыта поморская моленная. Ее наставница Наталья была репрессирована, а в 1950 году вернулась в Рыбинск. Сейчас здание бывшей моленной принадлежит музыкальной школе. В середине 1950-х годов рыбинские поморцы и федосеевцы объединились. В настоящее время в Рыбинске действует поморская моленная, которая располагается на первом этаже жилого дома. Также в Рыбинске существует белокриницкая община, которая отчасти состоит из бывших беспоповцев. И в белокриницкой, и в беспоповской общинах насчитывается приблизительно по 10 человек.
Комментариев пока нет