На прошлой неделе мы сообщали о новом указе президента Российской Федерации № 201 от 1 апреля 2025 года «О приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев», который установил упрощенный порядок получения российского гражданства старообрядцами.
Указ отменяет следующие требования законодательства:
«сертификат, подтверждающий уровень владения русским языком, необходимый для целей приобретения гражданства Российской Федерации, и выданный на территории Российской Федерации или иностранного государства организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая включена в утвержденный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации».
«Сертификат, подтверждающий знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, необходимом для целей приобретения гражданства Российской Федерации, и выданный на территории Российской Федерации или иностранного государства организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Этот указ произвел большой резонанс в обществе и медиа, поскольку репатриация соотечественников является одним из важных и насущных направлений в современной политике государства.
Информационные порталы и каналы пишут: «Впервые в России религиозная принадлежность станет отдельным критерием для репатриации», «Хочется верить, что настанет время возвращения русских, а не только среднеазиатов», «Упрощение конфессиональной репатриация должно стать прологом упрощения национальной».
После публикации указа и активного его обсуждения в редакцию сайта «Русская вера» стали поступать обращения староверов, связанные с практической пользой данного документа, которая, как выясняется, доступна лишь крайне малому числу зарубежных старообрядцев. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Ссылка на Дальний Восток?
В документе указано, что облегченный порядок получения российского гражданства действует только при переселении староверов на Дальний Восток. Известно, что последние десятилетия на Дальнем Востоке действуют различные государственные программы с целью заселения пустующих земель Дальнего Востока и их аграрного освоения. Около 10 лет назад была создана отдельная подпрограмма для переселения на Дальний Восток старообрядцев.

Историческая справка:
В XIX веке в Забайкалье и Приамурье жило немало староверов, которые, спасаясь от преследований, сначала советской, а после и китайской власти, через Китай и Гонконг при поддержке Красного Креста в 1955–1956 годах пересекли Тихий океан. Большая часть из них прибыла в Бразилии и другие страны Латинской Америки (Боливию, Аргентину), меньшая — в Австралию, США и некоторые другие государства. В Бразилии староверы занялись привычным им сельским хозяйством и пасекой. На непахотных землях начали выращивать сою, кукурузу, картофель, рис и другие культуры. Сегодня в Бразилии проживает около 7 тысяч старообрядцев. Из них выражают готовность приехать в России около 50 семей.

Переговоры, ведущиеся со староверами Бразилии, Боливии, Аргентины и других стран региона, выявили следующие условия для их группового переселения:
• большие наделы земли для создания полноценных поселений-общин, в которых могли бы жить как минимум 10 семей;
• площадь передаваемых земель должна быть не менее 600 га на одну семью, чтобы ее хватило не только приехавшим переселенцам, но и их детям и внукам;
• для полноценного переселения старообрядцев, необходимо земли из расчета не менее как на 100 семей;
• на Дальнем Востоке свободные участки земли разбросаны по разным районам, а это не подходит для общинного образа жизни староверов;
• необходима реформа закона об армии, чтобы дети проходили службу по месту жительства, в противном случае через 20-30 лет поколение людей, умеющих и любящих работу на земле, будет потеряно;
• нужны кредиты с низким, не с таким как сейчас в России, процентом, даровые гранты староверов не интересуют;
• староверы не рвутся в Россию только ради того, чтобы приехать на историческую Родину, а ждут полноценного развития своего сельскохозяйственного бизнеса.
Надо отметить, что далеко не все уехавшие после церковного раскола XVII века, николаевских гонений XVIII века или революций 1917 года продолжают заниматься земледелием.
Большая часть зарубежных староверов освоили совсем другие профессии. Среди них есть бизнесмены, специалисты в области IT технологий, инженеры, строительные и промышленные рабочие, рыболовы, охотники. Зачем всем этим специалистам поселяться на пустошах Дальнего Востока, как они могут себя там реализовать?
Более того, русские староверы уезжали из страны из самых разных регионов: русского Севера, Поволжья, Нижегородчины, Москвы и многих других губерний.
Видится необходимым расширить географию возвращения русских староверов до всей географии нынешней России. 50 семей, размышляющих о потенциальном возвращении на Дальний Восток, это совсем небольшой процент, можно сказать ничтожный от числа возможных репатриантов.
Также указ президента РФ № 201 от 1 апреля 2025 года подразумевает, что этим старообрядцам не нужно будет сдавать экзамен по русскому языку. Но часовенные старообрядцы, собирающиеся переехать на Дальний Восток из Латинской Америки, и так хорошо знают язык.
Возможно, такая бы опция пригодилась другим репатриантам. Например, российские соотечественники из Аргентины просят не лишать их статуса соотечественников и не включать владение русским языком в список обязательных условий для этого. Об этом в апреле 2025 года сообщило ТАСС со ссылкой на резолюцию, принятую на 18-й конференции Координационного совета организаций российских соотечественников (КСОРС) в Аргентине.
Острота конфессионального вопроса
В президентском указе сказано: чтобы получить возможность воспользоваться упрощенным порядком получения гражданства староверы должны предоставить ходатайство, заверенное митрополитом Московским и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви. В нем должно быть указано:
— фамилия, имя и отчество (при наличии);
— год и место рождения;
— сведения о прибытии из-за рубежа на постоянное место жительства на территорию субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа;
— место жительства;
Очевидно, что такое ходатайство от старообрядческого митрополита может быть получено лишь после верификации потенциального гражданина России на предмет его вероисповедания. Чтобы избежать ошибки или преднамеренного введения в заблуждения, предстоятель РПсЦ должен будет проверить религиозные воззрения кандидата, его церковный стаж, участие в богослужениях и церковных таинствах.
Однако вся проблема в том, что русское староверие — это не одна централизованная организация, а множество разных Церквей, согласий и общин. Среди зарубежных старообрядцев, находящихся под омофором Московского митрополита Корнилия (Титова), не так много общин. Это одна община в Австралии, одна в Пакистане и одна в Уганде.
Старообрядцы австралийского Сиднея в своем большинстве давно не занимаются фермерством, многие из них — это люди городских профессий. Правда, есть старообрядцы в Уганде и Пакистане, работающие в сельскохозяйственной сфере. Но, во-первых, это старообрядцы местных национальностей, не имеющие никакого отношения к России, не знающие ни русского языка, ни российского законодательства, а во-вторых, так ли им будет интересно возделывать поля Дальнего Востока? А если и найдутся такие желающие, не превратится ли это благое начинание в тайную тропу для пакистанской и африканской эмиграции?
Хорошо известно, что люди, желающие эмигрировать из СССР, нередко оформлялись как евреи, получив справку от знакомого раввина, а среди современных украинских мигрантов оказался неожиданно большой процент лиц негритянской и арабской внешности.
Остальные зарубежные староверы не принадлежат к Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви. Не принадлежат к ней и староверы Боливии, Уругвая, Бразилии и Аргентины. Это представители часовенного согласия, не имеющие никакого молитвенного общения с РПсЦ.

Не имеют такого общения многочисленные общины, существующие во многих странах Европы — в Румынии, Германии, Италии, Испании, Польше. Старообрядцы США также не состоят в общении с РПсЦ. Получается, что при желании вернуться на Родину, все они должны проходить проверку и верификацию не в своей, а в чужой конфессии, тем самым смущая свою совесть и пренебрегая принципами свободы вероисповедания.
Такими вопросами лучше бы заниматься не митрополиту Московскому и Всея Руси, и без того человеку занятому, загруженному многочисленными богослужебными и церковными обязанностями, а государственному служащему. И не просто чиновнику, а специалисту, разбирающемуся в этих вопросах и наладившему коммуникацию с экспертами из всех централизованных религиозных организаций (например, Древлеправославной Поморской Церкви, Русской Древлеправославной Церкви), и с незарегистрированными общинами староверов.
Заключение
Указ президента «О приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев» — положительная и важная веха в современном российском законодательстве в вопросе репатриации. Однако он нуждается в дополнительной доработке, чтобы позволить всем желающим староверам, вне зависимости от их религиозного самоопределения и профессии, вернуться в Россию и поселиться в любом ее регионе, как говорится: прибыть на малую историческую родину.
Автор: Л. Севастьянов
Идея отличная, но у Илона Маска по переселению на Марс реалистичнее