В деревне Лампово (бывшее Дружногорское поселение Гатчинского района) с незапамятных времен живут староверы. Здесь сохранились десятки деревянных изб с резными наличниками и балконами, построенных выходцами с Русского Севера. Многим из домов-памятников — 150 лет.
Деревня Лампово существовала уже в начале XVIII века. Тогда она входила в состав Куровицкой мызы и принадлежала царевичу Алексею, сыну Петра I. Упоминание деревни встречается в одном из указов царевича, адресованных управляющему. По одной из версий, название Лампово образовано от финского lamppu — то есть, «лампа» или lampi — «пруд». Но точная этимология неизвестна.
Первые старообрядцы появились здесь в XVIII веке. В Лампово они перебрались из Архангельской и Вологодской губерний, привезя с собой, в том числе, архитектурные традиции. Дома в деревне считались зажиточными. Местные крестьяне в основном зарабатывали извозом в Петербурге, многие семьи сделали на этом капитал.
Сейчас в деревне Лампово находится единственный старообрядческий храм Ленобласти. В советские годы многие старообрядческие храмы, как и приходы РПЦ, были закрыты. Ламповская моленная была закрыта в декабре 1940-го, но уже в октябре 1941-го заработала снова, с тех пор не закрывалась.
Число прихожан довольно велико — помимо местных жителей, сюда приезжают из Вырицы, Сиверского и других соседних поселений. Ламповские староверы причисляют себя к беспоповцам поморского согласия — направлению старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. За XX век община оскудела: дело атеистической пропаганды, к тому же молодежь разъехалась в города, грамотных служителей стало меньше, службы вели бабушки, наставника не было. Тем не менее, община жила. Храм много раз грабили, особенно в 1980-е и 1990-е. Крали иконы, разобрали иконостас. Последние десять лет за храмом приглядывают, а старинные книги вывезли в Петербург.
Всего в деревне 32 здания, признанных объектами культурного наследия регионального значения. Все они находятся под охраной государства. Кроме исторических домов есть и обычные дачи, построенные во второй половине XX века. Большинство старых домов расположено на улице Центральной. Одна из самых заметных ламповских достопримечательностей — малиновый «Дом с конями»: его окна украшают наличники с фигурками лошадей. Над балконом с ажурной резьбой возвышается надпись «1864», обозначающая год постройки. Это дом Сафроновых, его первый владелец Сафрон Евсеев был не просто извозчиком, он держал артель по производству конской упряжи. Был человек богатый, имел 5 лошадей. Дом красиво украшен фигурками лошадей, он в идеальном состоянии, несмотря на то, что это дача. Удивительно сохранились резьба, балкон, фронтоны и наличники. Дом выглядит ухоженным: кусты на участке аккуратно подстрижены. Здесь живут прямые потомки. Этот дом очень любят туристы.
Еще одна знаменитая постройка на Центральной — дом Прохоровых.
Он один из самых больших: вдоль стены бревенчатого сруба в ряд тянутся девять окон со ставнями. Дом стоит неподалеку от пруда на реке Ламповке, у которого местные жители оборудовали детскую площадку и родник.
Рядом с прудом и детской площадкой стоит дом Геринга, названный по имени прежнего хозяина — стеклодува с дружногорского завода. Сейчас дом принадлежит председателю ламповской старообрядческой общины, этнографу Денису Ермолину.
Дом Геринга, в котором Денис летом живет вместе с семьей, является объектом культурного наследия регионального значения. Деревянное здание середины XIX века выполнено из бревенчатого сруба, стоит на каменном фундаменте. Фасад украшают фигурные резные наличники, ставни, пропильная резьба. Над балконом сохранилась домовая роспись с растительным орнаментом 1883 года.
За последние годы в деревне Лампово сгорели или были снесены около пяти исторических домов. Последний пожар произошел в 2017 году — от дома Панкратьевых (старинный ламповский род) 1886 года постройки (на Центральной улице) остался только фундамент. Это был красивый, двухэтажный, огромный дом.
При этом заброшенных домов в деревне почти нет, а во многих исторических живут потомки староверов. Популярно Лампово и у дачников. Лампово разрастается. Некоторые строят дома «под старину», соблюдая традиции, украшают дома резьбой или занимаются реставрацией.
Сейчас в планах у ламповцев — открыть музей сельского быта. В 1990-е годы его планировали создать в доме купца Тиханова, бывшего ламповского старосты. Но огромный деревянный особняк, нуждавшийся в реставрации, рухнул — теперь на его месте пустырь. При этом сохранилась вся строительная документация по дому. Жители Лампово мечтают воссоздать дом и открыть в неё не только музей, но и культурный центр.
— Лампово — уникальное место в нашей области. Если хотите узнать больше о староверах или просто побродить по настоящей русской деревне — милости просим, — приглашает Денис Ермолин.
Справка.
Архитектура северного жилища формировалась столетиями, складываясь из практических потребностей северного крестьянина, постепенно обретала свой архитектурный образ и окончательно сложилась к середине XIX века. Северный тип дома — дом-усадьба, для него характерны большие размеры — под одной крышей с жильём располагался и двор. Такое объединение жилья и хозяйственных помещений в бытовой комплекс отвечало суровым северным климатическим условиям, практическим потребностям — помогало вести хозяйство, ведь всё собрано под одной крышей: хлев, конюшня, сеновал, сарай. Отдельно располагались только гумно, амбары, а самой удалённой от жилья постройкой была баня.
По планировке, в зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части, северные дома-усадьбы подразделяют на несколько основных типов: «кошель», «брус», «глаголь».
Основной постройкой, центром крестьянского двора являлась изба. Типичная северная изба — просторная высокая изба с маленькими окнами на подклете. Подклет — это нижняя часть, этаж дома, где хранились хозяйственные предметы, инвентарь, продукты, а иногда содержался мелкий скот. В верхней части находились жилые помещения. Хозяйственная, дворовая часть дома, примыкающая к жилой, также делилась на два яруса: на нижнем этаже размещались клети для скота, а верхний ярус был поветью, сараем, на который с улицы вел наклонный широкий бревенчатый помост — «ввоз». На повети хранился крестьянский инвентарь. Северные избы от подклета до кровли складывались без гвоздя — избяной сруб ставили, связывая четыре бревна между собой, образуя венец. Такой сруб получил название «клеть».
Специалисты говорят, что на Севере, что ни изба — свой облик. Эту индивидуальность постройками придают украшения. К украшениям северных деревянных изб относятся: коньки — резные фигуры на стыках боковых скатов кровли, курицы — загнутые жерди, на которые укладывались потоки (желоба для стока воды), причелины — резные планки, прилаженные с торцовой стороны здания к скатам кровли, полотенца — планки с резьбой, опущенные вниз от конька, оконные наличники, балясины на лестницах и галереях, фигурные столбы, поддерживающие декоративный балкон светлицы или мезонина.
Старообрядцы, некогда поселившиеся в Лампово, были выходцами с Русского Севера, поэтому деревню вполне можно назвать поморским уголком на гатчинской земле.
Источник: gatchinka.ru
Комментариев пока нет