Выставка «Созвездие книжных редкостей» открылась в Государственном историческом музее. Впервые в истории музея посетители получат возможность увидеть и оценить все разнообразие редких книжных изданий XV—ХХ веков.
Речь идет именно о раритетных книгах. Среди них штучные подарочные издания, пилотные и экспериментальные выпуски, издания с высокохудожественным авторским оформлением, запрещенные книги. На выставке представлены общепринятые в мировой науке типажи раритетов — инкунабулы, «эльзевиры», «альдины». Среди экспонатов — первая датированная старопечатная книга на Руси «Апостол», созданная в XVI в. первопечатником, праведным Иваном Федоровым, атлас городов мира Г. Брауна и Ф. Хогенберга, амстердамское издание 1705 г. «Символы и эмблемата», первое издание запрещенного сочинения Александра Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву». Основная часть тиража которого была уничтожена, а автор приговорен к смертной казни, впоследствии замененной десятилетней ссылкой.
Представлены книги, проиллюстрированные известными художниками; книги с автографами известнейших русских авторов Г. Р. Державина, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева; прижизненные издания А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. На выставке представлена своеобразная энциклопедия народной жизни в Российской империи «Волшебной фонарь…» с гравированными и раскрашенными акварелью картинками народных типов. Том «Епиталама, или Брачная песнь» Н. Е. Струйского, напечатанная на атласе и не поступавшая в продажу, «Хроника российской императорской армии» С. Н. Долгорукова с образцами сукна на крышках переплета и др.
Среди раритетов — издания Московского печатного двора, изготовленные еще до церковного раскола. Одно, 1646 года, наиболее примечательно. В среднике верхней крышки помещено изображение единорога под деревом, которое появляется в XVI в. одновременно на личной печати Ивана IV, на государственной печати и на переплетах книг Московского печатного двора. Этот фирменный знак «государева Печатного двора» подчеркивал общегосударственное значение деятельности московской типографии.
Среди других интересных изданий — книга, напечатанная в Москве в 1810 году: «Описание в лицах торжества, происходившаго в 1626 году февраля 5, при бракосочетании государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, с государынею царицею Евдокиею Лукьяновною». Интересно, что эта книга, изданная во эпоху франкофилии и, так сказать, низкопоклонства перед западом, оформлена в стиле древнерусских рукописных книг. Изготовленные из досок переплетные крышки обтянуты темно-зеленой кожей и декорированы орнаментом с изображением цветов, листьев и фантастических птиц. Тиснение средника на верхней переплетной крышке напоминает драгоценный камень в золотой оправе.
На выставке есть и интересное цветное иллюстрированное издание 1907 года А. С. Пушкина (1799-1837) «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди», богато иллюстрировано прославленным русским художником И. Я. Билибиным. Книга и оригинальные рисунки к изданию были представлены в Лейпциге на Международной выставке печатного дела и графики в 1914 года, заслужив высокую оценку современников.
«Азбука в картинках» (Санкт-Петербург, 1904 г.) создана А. Н. Бенуа для двухлетнего сына Николая. 34 листа сюжетных картинок представляют буквы дореформенного алфавита, каждая — в виде увлекательной истории. Иллюстрации и издательский переплет выполнены в технике хромолитографии. Издание было также представлено в Лейпциге как пример высокого полиграфического мастерства и достижений русской книжной графики
Видное место среди экспонатов занимают издания в художественных переплетах, «книги-шедевры», образцы русского полиграфического искусства XVIII–XIX веков — коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны, «Древности Российского государства» в рисунках Ф. Г. Солнцева, «История и памятники византийской эмали» Н. П. Кондакова. Экспонирование книг дополнено гравировальными досками и инструментами, предметами декоративно-прикладного искусства, произведениями живописи и графики, документальными материалами.
«Новый выставочный проект, организованный совместно с Государственной публичной исторической библиотекой, ориентирован не только на ценителей книжных редкостей, но и на широкого зрителя. Представленные на выставке издания — не просто коллекция диковинок, а важнейший источник знаний, блестящие произведения литературы, изобразительного искусства и полиграфического мастерства, гордость нашей страны», — отметил во время презентации выставки Алексей Левыкин, директор Исторического музея.
«Для выставки отобрали несколько десятков предметов, которые являются гордостью книжного дела, книжного искусства и обладают феноменальной ценностью», — рассказал заместитель директора Исторического музея по научной работе Андрей Яновский. Выставка будет проходить до 2 октября 2023 года.
Ценное и раритетное издание XVI века размещено и на нашем сайте. Лицевой летописный свод создавался по заказу Ивана IV в период 1568-1576 гг. в Александровской слободе, ставшей в то время политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Над составлением свода трудился целый штат царских книгописцев и художников. На десяти тысячах листах с более чем семнадцатью тысячами красочных миниатюр — «окон в историю» — представлена самая ранняя историческая и литературная энциклопедия. Ознакомиться с изданием можно по ссылке: «Лицевой летописный свод».
Автор: Д. Кошкин
Комментариев пока нет