14 марта 20243 года в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная библейской истории сотворения мира. Главная цель выставки — показать через художественные образы христианское понимание процесса сотворения мира и человека, основанное на библейском рассказе. На выставке представлены иконы, эскизы к храмовым росписям, гравюры, книги и предметы декоративно-прикладного искусства, затрагивающие эту тему, из музейных и частных собраний. Среди них — восемь крупноформатных эскизов к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, выполненные художниками В. А. Котарбинским и П. А. Сведомским в 1887–1895 годах с изображениями дней Творения.
Сегодня мы беседуем с куратором выставки, научным сотрудником отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Ольгой Сергеевной Никольской.
Концепция — просто представить отображение великого акта Божественного созидания — Сотворения мира — в произведениях русского религиозного искусства.
Художественное творчество на темы Священного Писания опирается на библейские тексты (1-3 главы книги Бытия, книги пророков), основывается на Трудах и Толкованиях православных богословов на библейские тексты.
Вначале была простая небольшая идея — показать эскизы фресок к росписям сводов боковых нефов собора святого Владимира в Киеве, написанные художниками В. А. Котарбинским и П. А. Сведомским. Ныне они хранятся в частной коллекции, и недоступны широкому кругу зрителей. Затем задача усложнилась, решили раскрывать тему Сотворения мира и через другие памятники изобразительного искусства: иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, графику, книги. На выставке представлены более пятидесяти произведений из собрания Музея им. Андрея Рублева, Музея христианского искусства МДА, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова и частных коллекций.
Согласно святоотеческим толкованиям на книгу Бытия, в акте Творения участвовали все три лица Святой Троицы. На выставке показаны разные варианты изображения триединого Божества. Это «Святая Троица» конца XV века в «рублевской» иконографии, как образ Предвечного Совета, бывшего до сотворения мира. А также иконы «Сопрестолие» третьей четверти XVII века и «Отечество» начала XIX столетия, в которых три лица Троицы изображены персонифицировано: Бог Отец изображен седобородым старцем, Бог Сын — средовеком, Святой Дух — в образе голубя, которые имеют своим основанием пророческие видения и Толкования святых отцов, споры об изображении невидимого Бога Отца и постановления Соборов 1553-1554 годов. Здесь же представлен очень интересный вариант «Сопрестолия» с девятью ангельскими чинами — работа московского мастера Ивана Чеснокова. На иконе Христос и Саваоф восседают на Престоле, в лоне Отца уже по Воскресении Спасителя.
Две иконы конца XVI века, привлекающие особое внимание зрителей, представляют образ последнего дня творения — «И почи Господь в день седьмый», во многом повторяющие первое клеймо на известной «Четырехчастной» иконе середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона — одно из наиболее и сложных богословско-догматических произведений, появившихся в эпоху Ивана Грозного, чуткой по отношению к изобразительным новшествам. Как и в клейме «Четырехчастной», в представленных на выставке иконах иллюстрируются догматические рассуждения о начальных актах «Божественного Домостроительства». В аллегорических образах, соотнесенных с текстами богословских толкований, показаны уже созданные небесный и земной мир. В центре верхней в «небесной» части изображен на ложе Господь Саваоф в окружении ангельских сил. Справа мы видим отослание Христа в облике серафима на Землю. Слева — «Отечество» в западноевропейском варианте: Господь Саваоф держит Голгофский крест с распятым на нем Христом-серафимом. Нижняя, «земная», часть в этих иконах решена по-разному. На одной (посл. четв.XVI в.) мы видим Адама и Еву, их изгнание из Рая и плач, жизнь первых людей, здесь же сокрушение архангелом Михаилом падших ангелов. На другой (кон. XVI в.) — внизу слева необычная иконографическая деталь — почти античная персонификация земли в виде женщины, которая кормит животных своей грудью. Все сюжеты сопровождаются подробными надписями, к сожалению, почти исчезнувшими.
На выставке экспонируется редкая икона конца XVIII века, которая поименована «Сотворение Света», состоящая из 25 клейм, из которых 17 посвящены дням Творения и жизни первых людей. В основе подобных изображений лежат гравированные листы, получившие распространение в XVIII–XIX веках, на которых многочисленные эпизоды событий Сотворения мира и человека последовательно изображались в отдельных клеймах. Эти листы с их регулярной многочастной структурой служили образцами для икон, куда художники по желанию заказчика могли включать и дополнительные, не связанные с темой Творения сюжеты. Например, изображения богородичных икон и различных святых, как на данной иконе.
В Новое время самобытная иконография сюжетов Сотворения мира сложилась в старообрядческой книжной культуре. Иногда в Поволжье встречаются старообрядческие лицевые рукописи, посвященные этой теме, в частности в нижегородских землях. Две старообрядческие рукописи из Городца, содержащие уникальные иллюстрации, также представлены на выставке.
Свое развитие сюжеты дней Творения получили в монументальной живописи рубежа XVI–XVII веков. В Новое время Сцены Сотворения мира присутствуют в декорации Грановитой палаты Московского Кремля (1882), где они расположены на сводах и воспринимаются как часть изобразительной программы Хронографа, куда включена древняя история России. В конце XIX века при реставрации Софийского собора в Новгороде изображения дней появились в западной части храма и в притворе. В начале ХХ столетия эта тема вошла в программу росписей Троицкого собора Почаевского монастыря.
Центральное место на выставке занимает комплекс авторских эскизов Павла Александровича Сведомского (1849–1904) и Вильгельма Александровича Котарбинского (1848–1921), выполненных для росписи сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, который строился и украшался к празднованию 900-летия Крещения Руси.
На выставке представлены все восемь эскизов росписей этого цикла. Половина из них выполнена Сведомским («Святой Дух над водами» и три первых дня Творения), половина — Котарбинским (три последних дня Творения, «И почи Бог в день седьмый»). Написанные маслом на картонах эскизы имеют внушительные размеры, соответствующие реальным параметрам плафонов в северном и южном нефах собора. В программе храмового убранства эти сюжеты играют важную роль. Согласно общему замыслу росписей, история России предстает в них как часть общечеловеческой истории, границы которой обозначены днями Творения и Страшным судом.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет