От редакции:
Из самой страшной тюрьмы в России для пожизненно осужденных «Полярная сова» (расположена за Полярным кругом, в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа) впервые за всю ее историю освободился арестант Анвар Масалимов. В Федеральной службе исполнения наказаний считают, что формально это не условно-досрочное освобождение, а результат переквалификации приговора. Как бы то ни было, прецедент создан. Человек, избежавший в свое время смертной казни (в 1998 году президент Борис Ельцин своим указом заменил смертную казнь на пожизненный срок), оказался на воле. В России сегодня 1940 осужденных к пожизненному сроку. Примерно четверть из них отсидели за решеткой 25 лет, а значит, имеют по закону право на УДО. Первые арестанты, чей срок достиг четверти века, появились в 2016 году. Всем, кто подал ходатайство об УДО, суд отказал, а повторное такое прошение они могут сделать только через три года. Но каждый год появляются все новые и новые арестанты, которым подошел тот самый 25-летний срок. Они забрасывают суды прошениями об УДО. Что будет, если суды начнут их массово освобождать? Адаптируются ли бывшие маньяки, педофилы и серийные убийцы к современной реальности? Не возьмутся ли они за старое? Сегодня о своем отношении к вопросу смертной казни, о гуманности и о христианских ценностях рассуждают старообрядческие священники.
***
Иерей Глеб Бобков, настоятель храма РПсЦ в х. Новонекрасовский Краснодарского края
Из святого Евангелия нам, христианам, известна заповедь «Не убий», и если строго следовать Христовым словам и подходить к вопросу смертной казни последовательно, на мой взгляд, в христианском сознании и не должен возникать вопрос, возможно ли применять смертную казнь. Но Церковь, будем честны, эту заповедь Господню исполняла, мягко говоря, совсем неохотно:
«Мое мнение, — замечает по этому случаю Августин, сам присутствовавший на соборе, — было таково, что никого не должно принуждать к единению со Христом, что должно действовать словом, опровергать рассуждением, поражать силою убеждения, чтобы, в противном случае, открытых еретиков не обратить в православных только по наружности».
Но на соборе мнение Августина встретило сильное противоречие.
Старейшие и опытнейшие епископы убедили меня смотреть на дело иначе. Мое мнение было опровергнуто не словами, но примерами. Прежде всего мне указали на мой отечественный город (Тагаст), которого жители прежде все принадлежали к расколу, но потом обратились к церковному единству именно по страху императорских законов и теперь так гнушаются прежнего заблуждения, что как будто никогда не были причастны ему. (Павлов. Курс церковного права, с. 364).
Будет кто иноверцы, какия ни буди веры или русский человек, возложат хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа или на Богородицу или на честный крест, или на святых Его угодников, того богохулника обличив казнити, зжечь (Соборное уложение, 1649 г. Текст и комментарий. Лд., 1987, с. 19).
И два мнения протопопа Аввакума:
Как бы ты дал мне волю, — пишет он царю Федору Алексеевичу про латинян и «калвинов», — я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один час (РИБ, т. 39, кн. 1., вып. 1 Л., 1927, стб. 283).
Мой Христос не приказал апостолам так учить, еще бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить (Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. — М.: Гослитиздат, 1960.)
Но приведу еще мнение писателя Западной Церкви III века Лактанция:
В заповеди Божией никакие исключения не должны быть допускаемы, ибо убийство всегда зло, ибо Бог желает, чтобы мы рассматривали человека как священное его создание (Институты).
В конце концов мы знаем конкретный пример из Евангелия, когда фарисеи искушали Спасителя о смертной казни, и что Христос ответил:
Иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню (Иоанн, зачало 28).
Из всего вышеизложенного мы видим ясное и не допускающее толкований Евангельское слово «Не убий» и человеческие мнения, которые, по немощи и страстям человеческим, не всегда и не вполне соответствовали Евангельским словам Спасителя.
Сейчас мы живем большей частью в странах с республиканским устройством и выборными правительствами. Что это означает в духовном плане? То, что, выбирая эту власть, мы несем ответственность за все, что эта власть делает. И если эта власть решает вопрос смертной казни положительно или отрицательно, то какую-то часть ответственности за убийство несут ли те, кто эту власть выбирал? Как раз этот вопрос, я считаю, нуждается в тщательном рассмотрении на Освященном Соборе, так как речь идет о серьёзных грехах и соответствии нашей гражданской жизни нашей христианской совести.
Но вот что хотелось бы отразить. Хорошо и прекрасно говорить о прощении и любви абстрактно, но как в реальности совладать с собой, если мы знаем, что рядом с нами и нашими близкими по одним и тем же улицам будут ходить убийцы и насильники? Можем ли мы верить им? Может ли человек измениться? Какие есть примеры в истории? Сразу приходят на ум жития преподобного Моисея Мурина и мученика Варвара, иже бе разбойник.
Но из опыта повседневной жизни мы знаем, что из тюрем выходит больше разбойников, чем святых. И вот тут вопрос: а должны ли мы верить этим людям, когда они про себя говорят, что они изменились, что они себя полностью контролируют и никому зла не сотворят? И какой нашим душам нанесем мы вред, если в каждом подозрительном человеке будем видеть зло? И если мы будем ожидать зла, не пустит ли это же самое зло свои корни в наши души? Не начнут ли многие из нас, слабые душой и верой, себя изводить тревогой, тяжкими мыслями и расстройствами из-за возможной опасности родным и близким?
И ведь это серьёзное искушение. Из Святого Евангелия нам предложен высокий идеал:
Аз же глаголю вам, не противитися злу …любите враги ваша …и молитеся за творящим вам напасть (Матфей, 14 и 15 зачало).
И далее, в 18 зачале того же Евангелия от Матфея, мы читаем:
Аще будет око твое просто, все тело твое светло будет. Аще же око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет еже в тебе, тьма есть, то тьма кольми.
Про что эти слова? Про то, как и каким образом мы смотрим на мир, на окружающих нас людей. Если мы ждем зла от общества, мы душу свою этим ожиданием зла озлобляем и очерняем. Если мы ждем зла, оно к нам обязательно придет, вот в чем беда-то. И если мы боимся за себя и наших близких, то ведь мы можем за них молиться.
И еще в последнее время стала забываться одна благочестивая христианская традиция. Прощаться каждый раз, когда мы уходим из дома или расстаёмся с близкими нам христианами. Простите меня ради Христа, и Вас господь простит!
Протоиерей Елисей Елисеев, ДЦХ БИ, иконом Дальневосточной епархии (Бурятия):
Если власть не берет на себя право казнить, народ, не надеясь на государство, начинает совершать «правосудие» самостоятельно. В зале суда, к примеру, не так давно отец изнасилованной девочки застрелил педофила, и такие примеры не единичны. Часто граждане, не надеясь на правосудие, самостоятельно организовывают возмездие, что не является положительным явлением ни для самих граждан, ни для государства. С другой стороны, относительно освобождения граждан, некогда приговоренных к высшей мере наказания, считаю, и эта мера необходима. Прецедент с выходом первого такого заключенного на свободу — пример, который даст толчок, стимул для некогда серьезно оступившихся граждан.
Да, человек совершил злодейство, но, например, молодому человеку нельзя давать пожизненный срок без всякой надежды на то, что что-то в его существовании изменится. Человек, получивший пожизненно, должен иметь «свет в конце тоннеля», право на исправление, надежду на социальную реабилитацию и прощение. Иначе зачем государство его кормит и содержит? Зачем страна тратит на него огромные деньги, если его жизнь не имеет никакого смысла и значения?
Посмотрите на Александра Гребу. Да, он убийца и должен был понести наказание, но он раскаялся и готов жить дальше как достойный человек. Если бы его судили справедливо, то приняли во внимание то, что на момент совершения преступлений был невменяем. Надеюсь амнистия для него возможна.
В первой главе Уложения 1649г. богохульников "казнити смертiю" в 3-х статьях постановлено. А во 2-й главе оберегающей цареву честь и здравие: "А жены будетъ и дети такихъ изменниковъ, протоу ихъ измену ведали, и ихъ по томуже казнити смертiю" — такой вот "Тишайший" христианин. В Уложении Иоанна Грозного такого не было…
ИВ без уложений обходился (в частности в Новгороде).
Сей посыл происходит от жидовствующих, приписывающих Иоанну Васильевичу массовые захоронения жертв чумы. Сепаратисты были казнены по суду в соответствие закону, их домашних не казнили. В то время как "Тишайший" не только детей, но "отецъ или мати, или братья родные, или неродные, или дядья, или иной кто его роду" предписал смерти за недоносительство (ст.9 гл.2 Уложение 1649).
"протоиерей Елисей Елисеев" — это может тот кто был извергнут из сана соборным решением еще в 2007г. за оскорбление Собора? Вот это источник мудрости,да. Его мнение очень важно для всех. И что такое за религиозная организация — ДЦХБИ? Давайте еще Черногора сюда позовём. он много интересного всем расскажет по всем темам
Нет, давайте разговаривать только с теми кто принадлежит к РПсЦ. Ну ладно, хотя бы только с теми к кому у РПсЦ нет особых претензий?
Тут что, подконтрольное РПсЦ издание? Слава Богу нет.
Сергий 985, всё же хорошо бы здешней администрации разум включать, выбирая, кому задавать вопросы для публикации ответов… и хотелось бы всё же понять — кто поставил Елисеева протоиереем, если он был извергнут из сана? Может я что пропустила и его обратно приняли? Такое вообще возможно, чтобы извергнутому из сана вернули сан? Если же Елисеев — самосвят, тогда так бы и писали — Елисеев Елисей, самосвят некоей "ДЦХБИ", предлагает нам своё мнение о том и о сём. Растолкуйте кто в теме, хотелось бы знать, кто тут уму-разуму учит…
Елена, а любой поп не отлученный от РПСЦ есть "источник мудрости"? Получается так? Он не "источник мудрости", а человек высказавший свое мнение. Всего делов.
"На сайте «Русская вера» действует ряд правил межконфессиональной этики. Все духовные лица должны именоваться в соответствии с иерархическими наименованиями, принятыми в их конфессии. Вопросы действительности и каноничности иерархий и духовных лиц не входят в компетенцию редакции сайта, а потому просим наших читателей придерживаться этого правила." — остальные правила сайта тоже не грех прочитать…
Елена, тут регулярно публикуются материалы того же Кирилла (Сахарова) которого ваша РПсЦ ни возводила в сан, ни снимала с него сан, и вообще для вас он мужик в рясе. Однако, ни у кого надеюсь не приходит в голову идея не называть его по действующему священнозванию в РПЦ, а тем более упрекать администрацию в публикации материалов.
Елисей Елисеев из той же серии, только ДЦХБИ. У него ровно столько же прав публиковаться на этом сайте, и называться протоиереем, сколько и у любого другого подобного протоиерея.
В этом и ценность Русской Веры. Иначе бы нафиг она нужна, ещё один вестник ещё одной из митрополий.
так кто его протоиереем-то поставил? Растолкуйте кто в курсе, очень интересно, у кого мне тут предлагают ума набираться
Сергий 985, неразборчивость в разного рода связях "ценностью" быть не может. Может быть только причиной всяческих проблемъ. Всем спасения
Или вот совсем недавно РПСЦ воссоединилась с Древлеправославной Архиепископией, а для РДЦ они тоже как бы "мужики в рясах". Да и для РПСЦ они были раньше чем-то "неразборчивым", а теперь опа — и уже евхаристическое общение. Так что не надо…
Про согласие ДЦХ БИ есть отдельная страница на сайте в разделе "Старообрядческие согласия" http://ruvera.ru/dch_bi
Человек (Елена) за две седмицы сугубого поста накопил слюны ли, желчи ли, чего-либо другого ли и освободился от излишков в приемлемом для неё направлении. Зачем увещевать и вразумлять того, кто считает себя истиной в последней инстанции?
Мир всем (и брюхови моему…)!
Константин, всего лишь удивилась явлению здесь Елисеева Елисея, извергнутого в свое время из сана и спросила, кто его поставил протоиереем, попытавшись при этом обосновать свой вопрос; ответа так никто и не дал, кстати. Всё остальное, в т.ч. насчет моей "слюны или желчи" — это уж целиком Ваша заслуга и выдумка.
Ирина, благодарю за ссылку. Если исходить из того, что информация по ссылке полная и достоверная, то получается, что Елисеев Елисей — обыкновенный самосвят (в отличие, например, от того же о.Кирила (Сахарова), ибо из своего сана был извержен Соборным решением, и никакого нового, более позднего, поставления, даже внутри т.н. "ДЦХБИ" в отношении Елисеева — не было. Кроме того, как указано по ссылке, "на период составления статьи, сентябрь 2017 года, у ДЦХ БИ имеется один приход — Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Спас-Клепики (Рязанская область)…". В связи с этим должность иконома дальневосточной епархии — такой же фантом, как и протоиерейский сан. Разубедите меня кто-нибудь, вдруг я что-то не так понимаю, а?
Елена, зачем "кидаться камнями сидя в стеклянном доме", когда статус иерархии РПСЦ также под вопросом? И принимают священнников и епископов РПСЦ в Московскую Патриархию как "простецов". Возможно в будущем, вопрос о "самосвятстве" иерархии РПСЦ будет решен иначе. Для этого и продолжается диалог между РПСЦ и РПЦ МП. А до этого времени следует вести себя прилично)
Елена, упорная Вы наша! Хоть масленица и позади, но вспомню — блин!!! Да, наберите хоть в википедии и посмотрите, что там написано — 2 епархии, 6 приходов и т.д.
Мало ли кто как себя называет. У нас бандиты 90-х теперь министры и главы корпораций — и всё прекрасно, и все довольны. Если бы оный протоиерей был в вашей Церкви, то понятно возмущенное недоумение, а так — может его бабки приходские избрали протоиереем — вот и называется, Вам какая разница?
Действительно, в правилах сайта указано, что все духовные лица у нас именуются в соответствии с иерархическими наименованиями, принятыми в их конфессии. Вопросы действительности и каноничности иерархий и духовных лиц не входят в компетенцию редакции сайта. Елена, вы можете уточнить вопрос, когда и кем был поставлен иерей Елисей Елисеев в протоиереи, у правящих лиц РПСЦ и ДЦХ БИ или у него самого. Здесь же статья совершенно не о личности о. Елисея.
РВ, вопрос не о том, соответствует ли "наименование", а о том, действительно ли было поставление. Получается, что не было его и сие лицо духовным не является. Всех благодарю за внимание.
Все мы отбываем пожизненный срок и всем нужен "свет в конце тоннеля", где и за что при этом находится наше физическое тело для Господа не важно. Раскаявшийся, преображенный и осветлённый и в неволе с радостью дождется встречи с Господом.
Пожизненное лучше расстрела для обеих сторон. Но УДО — не для этого случая. Ладно, если пересмотр дела ввиду новых обстоятельств, а просто 25, и иди — как-то непонятно….