Часто бывает, что люди исполняют все «внешние» религиозные предписания — молятся и постятся, но при этом забывают о самом главном: любви и милосердии. Святые отцы учат нас, что благотворительность — это наша драгоценная копилка. Оказывая милость нуждающимся, мы приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.
«О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою»
(Иоан., 13, 35).
Притча о дружбе
«Были у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с пренебрежением и питал к нему мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и велят ему скорее прибыть к царю, чтобы дать отчет в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы мог заплатить столь большой долг, он пошел искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помощи. Но друг, которого он столь любил, говорит: «Я тебе не друг, и не знаю, кто ты; у меня теперь и без тебя много друзей. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а больше ничего от меня не жди».
Видя, что тут ничего не получилось, человек тот пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: «Вспомни, как я всегда дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне». И этот отвечал: «Сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе; пожалуй, провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди».
Видя, что тут ничего не получилось, человек тот пошел к другому своему другу, которым он до сих пор почти пренебрегал. Вошел к нему с печальным и пристыженным лицом и сказал ему: «Не смею и уста раскрыть, чтобы поговорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказывал. Но пришло и ко мне великое горе и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги хоть сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе». Друг этот отвечал ему: «Что же, я считаю тебя близким человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся и не скорби».
Тогда человек тот со слезами воскликнул: «Увы мне! Что буду прежде оплакивать: то ли, что втуне я оказывал предпочтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое по неразумию, я оказал истинному и нелицемерному другу?»
Что значит эта притча? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и тленное богатство, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение — рубашку и саван. Второй друг — это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти мало пользы, ибо они только проводят человека до могилы, а потом среди забот и попечений также забудут его. Третий же друг — это наши добрые дела, которые, несомненно, станут ходатаями за нас перед Богом по разлучении души от тела, помогут свободно пройти воздушные мытарства. Они-то, следовательно, и есть истинные наши друзья, помнящие малое наше благотворение и с лихвой воздающие за него» (Книга Пролог, притча старца Варлаама на 16 апреля ст. ст).
Вера без дел мертва
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак., 1, 22).
Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак., 2, 14-17).
Итак, только делами своими мы можем показать и доказать свою искреннюю, нелицемерную веру. И, бесспорно, одно из самых главных дел в благочестивой и богоугодной христианской жизни — творить любовь и милосердие к ближним, спешить на помощь в трудной ситуации, уметь и словом, и делом утешить скорбящих братьев и сестер. Нет выше заповеди, чем бескорыстная, самоотверженная любовь в служении ближним. Любовь и милосердие — это два крыла, которые возносят человека от земли на небо и дают вход в жизнь вечную.
Говорили отцы, что диавол всему может подражать: посту — он никогда не ел, бдению — он никогда не спал, а смирению и любви подражать не может. Итак, великий подвиг да будет для нас, иметь в себе любовь и ненавидеть гордость, чрез которую диавол ниспал с небес (Древний патерик, глава 17-я).
О высоких заповедях и говорить можно лишь возвышенными словами, а для этого надо иметь соответствующее духовное устроение и ум, очищенный от воздействия душевных и телесных страстей и просвещенный свыше Божественною благодатью. Святитель Иоанн Златоуст называет словеса Божии, которые мы слышим в церкви, сладчайшими паче меда и сота и драгоценнейшими паче золота и дорогих камней. Ибо нет ничего дороже для человека, чем душа бессмертная, созданная по Образу Божьему. Но как тело не может жить без пищи, так и душа ослабевает и впадает в уныние без молитвы и назидательного чтения, которое питает и укрепляет душу. Чем больше говорим мы и рассуждаем о добродетелях, тем больше подвизаемся к тому, чтобы слова эти исполнять и самим делом. Ибо житейская суета, как сеть неприязненная, часто опутывает ум и сердце, пленяет мысли многоразличными заботами, отводит долу душевное око и не дает воспрянуть к бессмертному, высшему миру. Так что забываем мы и о жизни вечной, и о спасительном пути. В таком состоянии лучший помощник и наставник для души —назидательные книги, которые богомудрыми своими словами очищают духовное око и напоминают человеку о настоящем его предназначении, о смысле бытия. И первое слово в святоотеческих поучениях, как и первая заповедь христианская, всегда будет о любви и милосердии, ибо где любовь, там и Бог.
О любви и милосердии
Благо есть искренняя любовь к Богу и к людям и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги. Такая любовь и милосердие есть и между ворами и разбойниками, и между всеми народами, не знающими Бога. Истинная любовь, милосердие и братолюбие, согласно заповедям Господним, состоят в том, чтобы, как говорит Господь, любить брата своего, как самого себя. Любить не только любящих, но и ненавидящих, и обижающих. Терпеть от брата своего все обиды и напраслину с благодарностью и не помнить никакого зла.
А если кому кажется, что он имеет любовь, но не ко всем одинаковую — отличает бедного от богатого, больного от здорового, грешного от праведного, чужого от своего, грубого от любезного, — то это еще не совершенная любовь. Полная же, совершенная любовь в том, чтобы относиться ко всем одинаково. Как всякая пища, посыпанная солью и политая маслом, становится вкусной, так и каждый человек, желающий спастись, должен осыпать любовью и орошать милосердием любое доброе дело и всякого человека. Так все его добрые дела станут совершенными.
Ибо что такое любовь и милосердие? Отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. И не делать другому того, чего себе не желаешь и ненавидишь. Велики такие любовь и милосердие. Они покрывают множество грехов наших.
Относящийся ко всем с любовью и милосердием помилован будет на Суде Господнем. «К любящим и милостивым милостив буду, — говорит Господь, ибо милостивые сынами Божьими нарекутся». Любовью и милосердием Закон Христов исполняется, и жизнь становится совершенной. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие. Живущий в любви и милосердии в Боге пребывает и Бог в нем, ибо любовь и милосердие — Сам Бог (Цветник священноинока Дорофея).
Все настоящее и видимое, любезное и приятное для тела, которое называем мы земными благами и удовольствиями, имеет свой вес и цену только здесь, на земле, но теряет всякий смысл за невидимой и непреложной гранью, от которой, в свое время, никто уже не сможет отойти назад. Что такое наша жизнь и для чего живет человек на земле? Благочестивый верующий христианин без труда ответит на этот загадочный и противоречивый для многих светских философов вопрос и скажет, что настоящая жизнь — это только начало и преддверие жизни будущей. Она дана нам как испытание, как дорога к бессмертию и совершенству, основная наша цель и задача — научиться жить по заповедям Господним и, сколько возможно, творить добро своим ближним.
Святые отцы говорят, что нынешний век для нас словно торжище, где можем купить мы подвигами и добродетелями Царство Небесное, и призывают спешить и торопиться и не откладывать с одного раза на другой, но милосердием и богоугодными делами собирать себе сокровище, которое позволит наследовать нам вечное воздаяние. Ибо что посеет человек, то и пожнет, но во время жатвы не будет уже места для покаяния и поприща для совершения добрых дел. Здесь толкование притчи о пяти юродивых девах, которые, хотя и соблюдали внешне все необходимые правила благочестия, но не имели при этом достаточно масла в своих светильниках, т.е. дел любви и милосердия к ближним, почему, когда пришел долгожданный Жених, они оказались недостойными войти с Ним в чертог для брака. Хотели, но не смогли уже купить масло для погасших светильников. Масло это — милость и любовь, которые мы оказываем к своим ближним и которое мы не сможем уже никакими средствами приобрести себе, когда выйдем из этого мира. И то имущество, которое отдаем мы здесь нуждающимся, — это наша драгоценная копилка перед Богом, т.е. когда мы подаем другим, то делаем это, прежде всего, для самих себя, этим приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.
Подтверждение Евангелию
«Не обманывай себя, о человек: если не будем поступать согласно слову Писания и веры, то есть по заповедям Господним и прочим книгам, будем преданы мучениям, потому что невозможно спастись, не соблюдая всех этих заповедей. Если же будем поступать по Господним заповедям, будем помилованы и воцаримся со Христом навечно. Потому что сами себя, по слову Божию, либо осуждаем, либо оправдываем. Слово Божие, истинное и праведное, установлено для нас на этом свете как справедливая и честная мера и вес, и этими мерой и весом на грядущем Суде судимы будем. Каждый из нас, учащихся Слову, должен жить по Евангельским заповедям. И нам, стремящимся к жизни вечной, следует усердно соблюдать животворные и воскрешающие святые заповеди Господни, благодаря которым дается благодать Святого Духа, спасается и оживляется всякая душа» (Цветник священноинока Дорофея).
Нуждается в помощи
Тяжелобольная пятилетняя девочка Аня Родина, младшая дочь старообрядческого священника Михаила Родина, настоятеля строящегося храма во имя преподобного Серапиона Черемшанского в Балаково, нуждается в вашей помощи. Девочка родилась недоношенной, во время очень тяжелой операции «кесарева сечения» врачи спасали жизнь и ребёнку, и маме. За операцию матери сделали 11 переливаний крови. После рождения Аня не дышала, провела двое суток в реанимации с аппаратом искусственного дыхания. Кровоизлияния в мозг вызвали развитие детского церебрального паралича (ДЦП). Анюта не ходит, не ползает, не может самостоятельно сидеть, брать предметы руками, плохо держит голову, плохо говорит. В 2013 году начались судороги. Приходится постоянно принимать дорогостоящие противосудорожные препараты. В сентябре 2013 года Анюте установили баклофеновую помпу. Необходимо каждые 2-3 месяца ездить в Москву на лечение и реабилитацию. Постоянно нужно посещать массаж, занятия в бассейне, процедуры физиотерапии, занятия ЛФК и иппотерапии.
Балаковская община строит храм. Собранных пожертвований не хватает даже на строительные работы, поэтому о. Михаил Родин продолжает преподавать в ВУЗе. Матушка не работает, занимаясь уходом за Анютой, её лечением и воспитанием троих старших детей. Семье приходится трудно: постоянно требуются расходы на транспорт и лекарства. Вы можете помочь этой семье. По ссылке подробности о заболевании Анюты, необходимом лечении и об этой семье. Для пользователей социальной сети В Контакте создана группа «Анюта Родина. ДЦП в тяжёлой форме».
Редкая статья! Видно, что автор читает действительно полезную литературу, а не мурзилки про "великих купцов" и "великих поясков" и вероятнее всего делом все прочитанное закрепляет!
Хотелось бы побольше таких статей и таких авторов! А то одни болтуны омедализированные и триждыдипломированные! Их статьи о кошерных хорчах, бородах и поясках я уже путаю с иудейскими свистами..
Спаси Христос! Автору поклон!
Спаси Христос редакцию за отзывчивость, дай Бог здоровья и благополучия.
> Их статьи о кошерных хорчах, бородах и поясках я уже путаю с иудейскими свистами..
Да уж, сплошная "матрешка-балалайка-казакивприсядку".
Спаси Христос за Слово.
Ошибочка в подписи к картине Николая Ге «Милосердие». Это не рентгенографический снимок картины, а отпечаток с единственного негатива, найденного Николаем Ге — сыном художника для издания альбома работ отца в 1903 году.