Владимир Владимирович Шаронов — старообрядческий поэт, врач-терапевт с многолетним стажем, заведующий поликлиническим отделением филиала № 2 УЗ «Гомельская центральная городская поликлиника», председатель Церковного совета общины Храма св. пророка Илии в г. Гомеле (Республика Беларусь). Стихи В. Шаронова были изданы в 15-и коллективных сборниках в Беларуси и России, публиковались в белорусских, украинских, российских и американском журналах. Имеет 9 авторских сборников, один из которых издан в Канаде. Лауреат 10-го Международного литературного фестиваля «Под небом Рязанским» (2013), призёр (3 место) Международного литературного конкурса Берлинской библиотеки современной литературы при БЛИИЧ (ФРГ) «Лучшая книга года 2014», серебряный лауреат международного конкурса Национальная литературная премия «Золотое перо Руси – 2017» за высокую гражданскую позицию поэзии. Член Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь». Сегодня Владимир Владимирович в интервью «Русской вере» рассказывает, как можно с помощью поэзии говорить о старообрядчестве, советует творческим людям лекарство от гордости, отвечает на вопрос о том, как можно научиться писать стихи, а также на многие другие вопросы.
***
Родился я в 1952 году в городе Богородске Нижегородской области (тогда она была Горьковской) в семье военнослужащего. Среднюю школу я закончил в 1969 году в городе Гомеле в Белоруссии, где и живу до сих пор. Своё первое стихотворение я написал в подростковом возрасте. Первые свои стихи я отправил в московский журнал «Пионер», откуда мне пришёл ответ, что я не знаю русского языка, но всё же должен продолжать писать стихи. Возобновил своё творчество в годы учёбы в Витебском государственном медицинском институте (ныне университете). Ранние стихи были слабыми и чаще всего писались шутки ради. Серьёзно стал заниматься поэзией с 2000 года, будучи уже в солидном возрасте. Появилась потребность высказать свои мысли, впечатления и поделиться ими с другими людьми в поэтической форме. В это время я уже пришёл к Богу, вере и обнаружил, что книги Святого Писания, церковные тексты (каноны, молитвы и т.п.) исполнены высокой богодухновенной поэзией! Перечитайте ещё раз Песнь песней Соломона, Нагорную проповедь Христа, Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, каноны Богородице, и вы со мной согласитесь. Всё это тоже явилось подвижкой моего творчества.
Патриотизм — это любовь к своей Родине. Родину и мать не выбирают — их нам даёт Господь Бог, наш Отец Небесный, Который заповедал почитать отца и мать своих. К сожалению, сегодня многие стали «иванами, не помнящими родства своего», для которых родиной стал доллар.
Я редко выступаю перед публикой, потому что стихи пишу для себя, родных и друзей. Если мне приходится выступать перед людьми, обязательно затрагиваю духовную сторону жизни, веру в Бога, объясняю, почему это важно для человека. Но свои убеждения не навязываю: люди должны сами прийти к Богу, так как назойливость только создаст обратный эффект. У меня в роду есть старообрядческие корни, но я пришёл в старообрядчество благодаря тому, что на своём пути встретил своего будущего духовного отца (о. Николу Косырева), который не агитировал меня стать старообрядцем, а дал мне возможность самому разобраться, какая вера истинная.
Поэзию часто называют Небесной гостью, так как идеи и темы для стихотворений приходят как бы извне, то есть от Бога, поэтому частенько появляются независимо от моего желания, времени года и суток. Когда я перечитываю свои стихотворения, то часто задаю себе вопрос: неужели это я написал? Вдохновлять может всё, главное, чтобы душа находилась в состоянии Любви. Если нет состояния любви, то и стихи, чаще всего, не пишутся.
Не главное, так как я не профессиональный поэт. Но оно помогает мне скрашивать бытие существования на земле, улучшать настроение тем, к кому оно направлено. И благодарить Бога за возможность творить словом в пределах данного мне таланта.
Ясность мысли, глубокий смысл, чёткость формы, красота языка, определённая музыкальность, настроение и хорошее послевкусие, то есть желание перечитывать.
Не могу однозначно ответить. Скорее всего, это и то, и другое одновременно, только каждый раз в разных пропорциях.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и белорусский поэт Максим Богданович.
Совершенства, но это неисполнимое желание.
Наверное, можно, если самокритично относиться к своему творчеству, иначе получится не поэзия, а графоманство. Я учился на стихах известных и малоизвестных поэтов как светских, так и христианских, у моих коллег по перу. Многому научился у редактора моих книг Милы Александровны Березовской, также благодарен главному редактору журнала «Метаморфозы» Слядневой Наталье Евгеньевне. Естественно, обращался и к специальной литературе, где можно прочитать и о формах, и о технике стихосложения. Но Божью искру, пусть небольшую, иметь всё-таки надо! И благословения надо просить у Бога!
Вы правы, гордость в той или иной мере нередко встречается у творческих людей. Порой и я ловлю себя на мысли о тщеславии. И все-таки чаще я радуюсь и благодарю Бога, что могу писать стихи, могу поделиться этой радостью с другими людьми, чем и им принести минуты радости, радуюсь, когда выходят мои книги и мои стихи публикуются в журналах. И наш Господь радовался, когда с любовью создавал мир, в котором мы живём. Поэтому чувство гордости надо поменять на чувство радости, и всё делать с радостью во Имя Господне.
Поэзии подвластно многое. Например, в советское время был известный поэт, который свои выступления на партийных съездах излагал в стихах. Полагаю, что и проповедь можно написать в стихах, и потому она будет более доходчива людям. Но было ли такое у кого-нибудь на практике, примеров не знаю. Но такая проповедь должна быть ПОЭЗИЕЙ, а не просто стихотворным текстом! А делать переложение евангельских историй на современный язык поэзии я пробовал. Получалось, по-моему, неплохо.
Библиотека Русской веры
В.В. Шаронов. Евангельские истории на современном языке поэзии →
Читать онлайн
Привести же человека в старообрядчество только поэзией вряд ли возможно. Бог дал человеку разум, сердце и волю, то есть право выбора. Мы можем дать только информацию к размышлению, оказать помощь. Вера, как и Восток, дело тонкое. И эта ещё тонкая ниточка интереса к Богу может в любой миг порваться от нашего духовного насилия, нашей грубой неприязни и даже гордыни. Так ещё случается в наших храмах, когда заходят так называемые посторонние лица. А зерно требует тепла, влаги, доброго участия и трудов, чтоб выросло взрослое растение, устойчивое ко всем превратностям мира.
Сейчас у меня по разным причинам некий творческий застой. Поэтому в моих планах просто продолжить писать стихи, а там как Бог даст. В прошлом году к моей радости я получил диплом Бисера Кирова Национальной литературной премии «Золотое перо Руси-18» за духовность с вручением медали Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за свою книгу публицистики «Белый халат обязывает». Хотелось бы и дальше попринимать участие в литературных конкурсах.
Духовной радости и телесного здоровья! И за всё благодарить Господа!
————
Беседовала: Ирина Косырева
Приятно было узнать о таком горьковском земляке (почти ровеснике), хоть он родился "на горах", а я вырос "в лесах". Удивительно то, как город Богородск сумел сохранить свое название в советский период, а расположен совсем рядом с Нижним. Исторически известен как крупный центр кожевенного производства. Старообрядческие корни вполне реальны, хотя старообрядцы и перешедшие в единоверие в основном были чуть выше по Оке — в окрестностях г.Павлово.
Никогда не задумывалась, что написанию стихов, оказывается, можно научиться и есть специальные техники. Обязательно хочется попробовать.