26 февраля 2020 года состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве», на котором прозвучал доклад А. В. Шишкина, посвященный созыву Всероссийского съезда старообрядцев в 2000 году. Публикуем этот доклад полностью. В нем содержатся уникальные сведения по новейшей истории РПСЦ. Большинство фактов, отраженных в этой статье, невозможно найти в других исторических публикациях.
***
Введение
17-18 мая 2000 года в Москве на Рогожском состоялся учредительный Съезд старообрядцев. Это была попытка возродить движение мирян в тех формах, как оно существовало в начале XX века. Попытка закончилась неудачей, решить эту задачу не удалось.
Хотя большинство участников этого события живы и участвуют в жизни Церкви, оно замалчивается и фактически забыто.
Причины созыва Съезда старообрядцев
В 1990-е годы старообрядческая Церковь оказалась в непростой ситуации. Наступила эпоха религиозной свободы, но с ней пришли и новые вызовы. Социальное расслоение привело к бедности многих прихожан, из чего следовала бедность Церкви.
При этом помощи от государства старообрядцам в то время почти не было. По факту РПЦ восстановила статус государственной церкви, после чего многие ее представители, почувствовав поддержку властей, начали выступать с нападками на старообрядчество. Под влиянием таких настроений, чиновники, особенно на местах, в лучшем случае не оказывали никакой помощи старообрядческим общинам, а иногда чинили им препятствия.
В обществе утвердился дикий капитализм, насаждался дух наживы, идеология вседозволенности, пропаганда безнравственности. Широко распространялись самые дикие секты и оккультные движения.
Одного традиционного, «бытового», «потомственного» благочестия, благодаря которому традиционно держалось старообрядчество, было уже недостаточно. Даже в среде потомственных старообрядцев, особенно среди молодежи, происходила стремительная утрата старообрядческого мировоззрения, быта, благочестия.
Старообрядческое духовенство, загруженное богослужениями и требами, духовным окормлением огромных территорий, одно, без помощи, не могло справиться с этими задачами. При этом многие священники не могли, а иногда и не желали проявлять какую-то активность. С подобными вызовами старообрядческая Церковь уже сталкивалась в 1900-е годы.
В начале ХХ века возникло движение активных мирян, создание братств, просветительская, культурная, образовательная, благотворительная деятельность старообрядцев. Было очевидно, что опыт начала XX века востребован старообрядчеством и в наши дни.
Об этом первыми заговорили так называемые «неофиты» — это сравнительно молодые в то время люди, сознательно пришедшие к вере и крестившиеся в РПСЦ в 90-е годы XX века. При этом они, несмотря на свою молодость и сравнительно небольшой стаж церковной жизни, активно участвовали в жизни Церкви, возрождении новых общин, поэтому знали о проблемах церковной жизни не понаслышке [1].
Елисей Елисеев
Инициатором Съезда старообрядцев в Москве был уроженец Дальнего Востока Елисей Елисеевич Елисеев. Для него соображения о необходимости возрождения съездов старообрядцев подкреплялись и личным успешным опытом участия в движении мирян в Приморье.
Елисей Елисеевич Елисеев [2] окончил режиссерский факультет Дальневосточного института культуры, организатор массовых мероприятий в регионе (фестивалей и т. д.).
В начале 1990-х увлекался кришнаизмом. После общения в Санкт-Петербурге с о. Геннадием Чуниным в 1995 году принял старообрядчество, крестился. Вместе с ним в РПСЦ пришла его жена и группа друзей и единомышленников, многие из которых также раньше интересовались восточными культами, единоборствами и т. д.
Всю свою большую энергию и организаторские способности, помноженные на ревность неофита, Елисей Елисеев посвятил возрождению старообрядчества. А трудности, которые встали перед ним и его единомышленниками, были очень велики.
Все старообрядческие храмы на Дальнем Востоке были закрыты за полвека до этого, поэтому там встречались отдельные пожилые верующие. Ближайший действующий храм РПСЦ был в Томске, на расстоянии 5, 5 тыс. км. До епархиального центра Новосибирска — 5,8 тыс. км.
Епископ Силуян (Килин) приезжал на Дальний Восток раз в год. Отношения с ним были хорошие, епископ помогал решать церковно-канонические проблемы, налаживал отношения с властями и т. д.
Но большую часть года дальневосточные христиане были предоставлены сами себе. Все возрождение старообрядчества на Дальнем Востоке, открытие храмов, налаживание богослужебной жизни осуществлялось силами Елисея Елисеева и его сподвижников. Из этой группы вышло два священника — о. Александр Шестаков и о. Константин Лунев.
В 1990-е годы дальневосточные христиане строили и открывали храмы, искали прихожан, учились совершать богослужения, оказывали помощь нуждающимся, работали с местными властями, создавали положительный образ старообрядчества в местных СМИ и т. д.
Представление о старообрядчестве они во многом черпали из книг об истории старообрядчества, которые тогда только начали выходить.
На Дальнем Востоке в 90-х годах XX века повторилась ситуация, которая была у старообрядцев Средней России в XIX веке, когда вся церковная жизнь держалась на организованных инициативных мирянах.
Съезды мирян Дальневосточной епархии РПСЦ
Для успешного решения этих задач в пос. Суходол (Большой Камень) Приморского края «на основании решений Освященных Соборов старообрядческих епископов 1902 и 1904 гг. <…>, с благословения епископа Новосибирского, всея Сибири и Дальнего востока Силуяна (Килина)» были организованны епархиальные съезды мирян.
I съезд мирян русских православных старообрядческих общин Приморского края прошел 14-16 февраля 1996 года [3]. II съезд мирян древлеправославных общин Приморского края был 7-8 и 13-16 февраля 1997 года [4]. III съезд прошел 30 января −1 февраля 1998 года [5].
Фактически это были епархиальные съезды. На них присутствовал правящий епископ Силуян (Килин), все дальневосточные священники, активные миряне.
Обсуждались вопросы вероучительные (отношение к РПЦ, оккультизму и язычеству), актуальные вопросы практического применения церковных правил в христианском быту, вопросы уставного богослужения, христианского воспитания детей, а также вопросы юридические, хозяйственные, взаимодействия с властями, СМИ, общественными организациями и т. д.
В промежутках между съездами действовал, собирающийся несколько раз в год, Совет руководителей древлеправославных общин Приморского края (председателей старообрядческих общин) [6].
После того, как Освященным Собором РПСЦ в октябре 1998 года была восстановлена Дальневосточная епархия РПСЦ, был проведен Первый Епархиальный съезд Дальневосточной епархии с 28 по 30 января 1999 года.
Впоследствии регулярно проводились епархиальные съезды практически в том же составе, что и бывшие до этого съезды мирян.
Газета «Русь православная»
Советом Съезда мирян древлеправославных общин Приморского края РПСЦ с 1996 год по 2005 год издавалась газета «Русь православная», вышло 74 номера тиражом до 7000 экземпляров.
В газете освещалась жизнь дальневосточных старообрядцев, жизнь приходов, праздники, съезды, мероприятия. Очень много было информации о событиях в РПСЦ в целом: об Освященных соборах, освящении новых храмов, выходе новых книг, публиковались материалы по основам вероучения, истории старообрядчества, о личном благочестии и т. д. Газета широко распространялась по многим приходам РПСЦ, пользовалась спросом и фактически стала общецерковной газетой РПСЦ [7].
Работа Елисея Елисеева в Митрополии РПСЦ
В 1999 году Елисей Елисеев поступил на работу в Митрополию РПСЦ, где до 2001 года руководил Информационно-издательским отделом Московской митрополии РПСЦ [8]. По его инициативе был начат выпуск официального печатного органа РПСЦ — «Вестника Митрополии», который издается до сих пор.
Надо сказать, что польза от организованного привлечения мирян для решения стоящих перед Церковью задач была понятна и митрополиту Алимпию, и многим сотрудникам Митрополии. Поэтому инициатива Елисея Елисеева по созыву Съезда старообрядцев в Москве получила поддержку.
23-го марта 2000 года в Митрополии РПСЦ под председательством первосвятителя митрополита Алимпия состоялась рабочая встреча христиан-старообрядцев пяти регионов России, ратующих за возрождение Церкви Христовой [9].
«На рабочем совещании присутствовали: преосвященнейший митрополит Алимпий, настоятель Покровского кафедрального собора г. Москвы протоиерей Леонид Гусев, ктиторы старообрядческого храма г. Миасса, представители деловых кругов г. Москвы, сотрудники Московской митрополии» [10].
Была создана рабочая группа оргкомитета, в которую вошли работники Митрополии, спонсоры, активные миряне. Надо отметить, что в оргкомитет Съезда вошли штатные сотрудники митрополии, люди вполне проверенные. Это говорит о том, что и они понимали пользу от этого начинания и охотно его поддержали [11].
Митрополит Алимпий благословил созвать Всероссийский Съезд в г. Москве 17 мая 2000 года, в годовщину 100-летия проведения Первого Всероссийского съезда старообрядцев [12].
«В этот же день оргкомитет Всероссийского съезда старообрядцев приступил к подготовке намеченного на первую половину мая 2000 года юбилейного христианского форума» [13].
Оповещение о готовящемся Учредительном Всероссийском Съезде старообрядцев и о сроках его проведения были опубликованы в официальном издании РПСЦ «Вестнике Митрополии» (№ 1 апрель 2000 г.) и в газете «Костромской старообрядец» (№ 3 (19) апрель 2000 г.)
Цели и задачи созываемого Съезда старообрядцев
«Созывая Всероссийский Съезд, митрополит Алимпий поставил перед оргкомитетом съезда реальную цель — создать и учредить общественную организацию, которая попыталась бы не только объединить разрозненные силы внутри Церкви, но и привлечь к работе на благо Церкви народ, общественные организации, стремящиеся к взаимодействию с РПСЦ» [14].
Согласно действующему на то время законодательству, религиозные организации имели ограничения на ведение хозяйственной и культурно-просветительской деятельности. На общественные организации эти ограничения не распространялись [15].
Официально сообщалось, что «в настоящее время возникла острая необходимость восстановления Духовного Центра Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве и передаваемых исторических церковных зданий в различных регионах России и стран СНГ, восстановлении духовных школ и церковноприходских учебных заведений, духовной культуры Старообрядчества» [16].
«Предполагаемые цели и задачи будущей общественной организации:
- Возрождение духовного центра РПСЦ «Рогожская слобода» и иных старообрядческих архитектурно-исторических памятников и святынь;
- Восстановление знаменитой Рогожской библиотеки, создание епархиальных и общинных библиотек;
- Оказание помощи в возрождении храмов, монастырей и проч.;
- Восстановление института духовного образования старообрядческой Церкви;
- Издательско-просветительская деятельность;
- Создание единого информационного пространства и Архивов РПСЦ;
- Каноническая и правовая защита Церкви, общин и христиан;
- Создание богаделен, лечебниц для неимущих, одиноких и престарелых христиан-старообрядцев;
- Производственная деятельность» [17].
По приходам рассылались письма-уведомления, для регистрации в органах юстиции был разработан проект Устава Международного общественного движения «Старообрядческий съезд», был выпущен специальный номер журнала «Слово Церкви» как издание Совета Всероссийского Съезда старообрядцев РПСЦ.
За образец были взяты Съезды старообрядцев начала XX века
«Оргкомитет Съезда начал работу по созыву всех неравнодушных к церковным делам людей, для создания Всероссийской общественной организации по типу Всероссийского Съезда, который существовал и активно работал в начале XX века» [18].
«На созыв Всероссийского Съезда вдохновляет нас труд Ф. Е. Мельникова «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви», выпущенная в издательстве «Лествица» г. Барнаул, которую вы можете приобрести в Московской митрополии. Многие организационные вопросы, возникающие в процессе работы, решаются после приведения примеров из «истории», описанных Мельниковым.
Предлагаем и вам ознакомиться с материалами книги в разделе «Золотой век старообрядчества» (с. 405 и далее), что весьма поможет нашему взаимопониманию» [19]. В книге Ф. Е. Мельникова подробно описана деятельность Всероссийских старообрядческих съездов, их задачи и организационное устройство.
Съезды не противопоставлялись Освященным Соборам. И Съезды, и Соборы у старообрядцев по составу были схожи: в них участвовали епископы, священники и миряне. Различались только задачи.
Соборы преимущественно занимались вероучительными, церковно-каноническими и дисциплинарными вопросами. Съезды занимались вопросами старообрядческого образования, культуры, благотворительности, взаимодействия с властями. В каких-то случаях, которые касались компетенции Соборов, Съезды обращались к Соборам с ходатайствами. В промежутке между Съездами избирались постоянно действующие органы: комитеты, попечительство, бюро и т. д. Для решения своих задач Съезды старообрядцев были финансово независимы от приходов и епархий, то есть имели свои пожертвования, свою кассу и отчетность о расходах.
Обращения к христианам-старообрядцам
Оргкомитет Съезда разослал по приходам письма-уведомления о «созыве всех неравнодушных к церковным делам людей для создания Всероссийской общественной организации по типу Всероссийского Съезда, который существовал и активно работал в начале XX века» [20].
Рассылались индивидуальные приглашения известным своей активностью мирянам. В нем напоминалось, что «проезд участников осуществляется за свой счет. Пребывание и питание осуществляет оргкомитет» [21]. К нему прилагалось информационное письмо от Оргкомитета о «созыве всех неравнодушных к церковным делам людей для создания Всероссийской общественной организации по типу Всероссийского Съезда, который существовал и активно работал в начале XX века» [22].
Подготовка программных и уставных документов Съезда старообрядцев
Краткое (предварительное) описание структуры создаваемой Всероссийской общественной организации приводилось в информационном письме от Оргкомитета.
«1. Высшим органом общественной Всероссийской организации (далее — Организации) является Всероссийский Съезд христиан-старообрядцев, являющихся членами Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее — Съезд).
2. Участники Съезда — юридические и физические лица (1-2 представителя от местной религиозной организации /общины/ из числа духовенства и мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви) учреждают Организацию.
3. Участники Съезда собираются периодически — раз в 1 −2 года.
4. Съезд определяет направления деятельности Организации на текущий срок и избирает из числа участников Съезда руководителей этих направлений деятельности — Правящий Совет Организации (далее — Совет Съезда), а также исполняющего директора Организации — Председателя Совета Съезда и Ревизионную Комиссию.
5. Совет Съезда, являющийся коллегиальным органом управления, организует работу Организации в промежутках между Съездами. Каждый член Совета Съезда руководит своим направлением деятельности под руководством Совета Съезда и Председателя Совета Съезда.
6. Совет Съезда созывает Попечительский Совет Организации и организовывает работу Попечительского Совета.
7. Попечительский Совет объединяет граждан России, а также граждан ближнего и дальнего зарубежья, желающих принять участие в финансировании программ Совета Съезда (спонсоров, попечителей, благотворителей, меценатов и т. д. как из числа старообрядцев, так и из числа некрещеных граждан).
8. Контроль за деятельностью Совета Съезда осуществляется:
- Освященным Собором Русской Православной Старообрядческой Церкви — за каноничностью деятельности.
- Попечительским Советом — за целевым использованием финансовых и материальных средств.
- Съездом — за все направления деятельности.
- Ревизионной комиссией Организации — в пределах компетенции» [23].
Для регистрации в органах юстиции был разработан проект Устава Международного общественного движения «Старообрядческий съезд» как некоммерческого общественного объединения (НКО) на 6 листах.
Воссоздание журнала «Слово Церкви»
Накануне Съезда, в конце апреля 2000 года, оргкомитетом 1(19) Съезда Старообрядцев был выпущен специальный номер журнала «Слово Церкви», как издание Совета Всероссийского Съезда Старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Предполагалось, что это будет восстановлением издания известного дореволюционного старообрядческого церковно-общественного журнала [24]. «Возрождаемому старообрядческому съездовскому движению несомненно потребуется свой «рупор», свой печатный орган, который бы собирал во едино христиан на обширной территории России, в ближнем и дальнем зарубежье. Тем более, что на сегодняшний день наша Церковь не имеет ни одного централизованного периодично издаваемого печатного органа, выходящего хотя бы ежемесячно.
Оргкомитет Учредительного Старообрядческого Съезда обращается ко всем христианам с просьбой поддержать предложение по воссозданию журнала «Слово Церкви» [25].
Программа Всероссийского Съезда старообрядцев
Программа Съезда была тщательно проработана.
В первый день намечались следующие мероприятия:
- регистрация участников Съезда, молебен, открытие Съезда в храме колокольне;
- приветственные слова м. Алимпия, управляющего Московской митрополией прот. Леонида Гусева, приветствия Съезду;
- доклад Р. И. Хрусталева об истории всероссийских съездов 1900 — 1917 годов;
- программный доклад А. С. Зенцова;
- обсуждение программного доклада, выступления гостей.
После обеда темой докладов были те направления церковной деятельности, которые нуждались в помощи церковной общественной организации. Это возвращение и реставрация зданий Рогожской слободы, состояние церковного пения, летний отдых детей и духовное училище, реализация закона о религиозных объединениях.
На следующий день предполагалось обсуждение юридических и правовых основ будущей организации, рассмотрение и утверждение ее Устава, выборы Совета Съезда, ревизионной комиссии, учреждение печатного органа Совета Съезда.
Планировалась, что после перерыва Съезд начнет свою текущую работу: утвердит направления деятельности Совета Съезда на следующий год и определит срок созыва следующего съезда [26].
Открытие Съезда старообрядцев 17 мая 2000 года
Праздник святых Жен-мироносиц, в который на Рогожское традиционно приезжают множество епископов, священников и мирян, в 2000 году приходился на воскресенье 14 мая по новому стилю.
Начало Съезда было назначено на 17 мая 2000 года по новому стилю — в среду, из расчета, что после торжеств многие из гостей смогут принять участие в съезде.
Подготовка и организация были очень хорошие, все было продумано: программа, регистрация, размещение, питание участников.
Зарегистрированные участники получали «Удостоверение», Программу Съезда с необходимой информацией, проект Устава.
«В работе съезда приняли участие более 120 представителей общин из России, Украины, Молдовы, Беларуси, Австралии» [27], «более чем из 70 приходов» [28].
На открытии съезда присутствовали:
- 5 епископов: митр. Алимпий (Гусев), еп. Савватий (Козко), еп. Иоанн (Витушкин), еп. Силуян (Килин), еп. Зосима (Еремеев), то есть все епископы того времени;
- более тридцати (30) священников и диаконов, причем среди них были как известные и маститые протоиереи, так и деятельные, активные и сравнительно молодые на то время священники;
- среди мирян мужчин и женщин было примерно поровну [29].
Хотя Съезд назывался съездом мирян, фактически по составу он не отличался от Освященных соборов того времени, впрочем, так же, как и дореволюционные Съезды. «Учредительный съезд старообрядцев начался с молебна, который возглавил лично митрополит Алимпий» [30].
Съезд проходил в Успенском храме-колокольне на Рогожском, в который его участники проследовали торжественным шествием после молебна.
«После молебна, совершенного в Покровском храме, первое заседание съезда открыл владыка Алимпий» [31], «который приветствовал участников съезда и благословил их на добрые дела во славу Божию и во укрепление Церкви Христовой» [32].
«С краткими приветствиями обратились к собравшимся делегатам настоятель кафедрального Покровского храма протоиерей Леонид Гусев и председатель Оргкомитета съезда Е. П. Роев» [33].
Евгений Потапович Роев рассказал о финансовых проблемах, возникших после передачи Церкви ряда исторических зданий Рогожского поселка [34]. «Съезд заслушал выступление референта митрополии Р. И. Хрусталева, посвященное истории съездов старообрядцев.
Затем с программным докладом выступил предприниматель из г. Миасса Челябинской области А. С. Зенцов» [35].
«Прекрасно прозвучали доклады иерея Леонтия Пименова (г. Орехово-Зуево) о церковном пении, чтеца Ромила Хрусталева (г. Москва) об истории съездовского движения начала XX века и других» [36].
Надо отметить, что доклад о. Леонтия Пименова о пении был интересным, но совершенно очевидно было, что докладчик пытался свести Съезд старообрядцев к формату историко-краеведческой конференции.
«В ходе работы съезда делегаты выслушали и обсудили доклады о. Леонтия Пименова (Орехово-Зуево) об этапах развития и нынешнем состоянии богослужебного знаменного пения в приходах старообрядческой Церкви, о. Евгения Чунина (Ржев) по проблемам летнего отдыха и воспитания молодых старообрядцев, о. Сергия Бобкова о помощи в развитии традиционных старообрядческих ремесел, уставщика А. Шишкина по проблемам христианской педагогики» [37].
«Выступление докладчиков первого дня были наполнены глубоким осознанием проблем церковной жизни РПСЦ, предложениями по выходу из сложившейся ситуации и надеждами, что это реально осуществимо в обозримом будущем» [38].
Звучали очень интересные предложения рядовых участников Съезда. Так, одна женщина, влиятельный чиновник, сказала, что она посещала такие мировые религиозные центры, как Эчмиадзин у армян и Ватикан у католиков. «Как там все благоустроенно и отреставрировано, они понимают, что духовный центр — это лицо, витрина конфессии. И в каком ужасном состоянии находится наш Рогожский поселок, который ничем не уступает им по своей значимости. Надо нам думать, как исправить положение». Говорилось это в те времена, когда никакой помощи от властей на реставрацию Рогожского поселка еще не было, а Митрополия не имела необходимых средств.
Борис Николаевич Родионов, благотворитель храма в Козьмодемьянске, сказал, что очень необходим союз старообрядцев-предпринимателей, которые вели бы коммерческие дела между собою, как это было раньше, на доверии. Предложение вызвало большой интерес у многих участников Съезда.
«Первый день закончился на высокой ноте. Христиане, закончив работу первого дня, долго обсуждали доклады и делились впечатлениями, готовились ко второму, завершающему дню.
Впервые с начала «оттепели» (конца 80-х гг.) у мирян РПСЦ появилась возможность собраться вкупе для знакомства и решения общих задач.
Сюда съехались представители деловых кругов старообрядчества, представители педагогического труда, представители церковной прессы, издатели и т. д.
Многие надеялись на создание единого центра для осуществления более тесного и плодотворного сотрудничества. В этом настроении и приступили христиане ко второму дню Всероссийского съезда» [39]. Однако события повернулись по-другому, главную роль сыграл «человеческий фактор».
Митрополит Алимпий
Первосвятителем РПСЦ в то время был митрополит Алимпий (Гусев) (1929-2003), с 1988 г. первый старообрядческий митрополит в России после раскола.
Он был уроженец Нижегородских пределов, земляк протопопа Аввакума. Воспитан в коренной, благочестивой старообрядческой семье.
Некоторым людям он напоминал персонажей известной картины «Русь уходящая» художника Павла Корина. Митрополит Алимпий был человеком древнерусской культуры, аскетом, напоминал иноков Древней Руси, был воспитан на патериках и житиях святых. Не представлял старообрядческого благочестия и Церкви вне патриархального русского быта, который очевидно заканчивался. Поэтому у него были апокалиптические настроения: «Уже при нас или при наших детях будет антихрист и конец мира», что противоречило прямым словам Спасителя, который запрещал вычислять время конца света» (Мф. 24:36).
Из-за этого в благоприятное время начала 90-х РПСЦ было упущено очень многое для развития. Например, приходили люди из регионов и просили помочь в открытии храма, а м. Алимпий им заявлял: «Какой вам храм? Антихрист вот-вот будет!»
Митрополит Алимпий не обладал качествами, нужными для епископа, не был организатором, слабо разбирался и терялся в сложных перипетиях конца 90-х. Поэтому часто полностью полагался на мнение двух священников, которым доверял.
Это были его родной брат, о. Леонид Гусев, настоятель кафедрального Покровского собора на Рогожском кладбище и управляющий Московской митрополией, и о. Леонтий Пименов, земляк, знающий с юности митрополита, настоятель храма в Орехово-Зуево.
О. Леонид Гусев
Родной брат митрополита Алимпия, настоятель кафедрального Покровского собора на Рогожском кладбище, управляющий Московской митрополией. О. Леонид по-своему ревновал о древлеправославной вере и благочестии, временами напоминал священномученика Аввакума.
Однако он считал, что старообрядчество может сохраниться только в кругу многодетных потомственных старообрядческих священнических семей, основная задача Церкви — обеспечивать этим семьям, в том числе и его родственникам, безбедное существование. При этом все люди, вновь пришедшие в Церковь и крестившиеся, были у него под подозрением.
О. Леонтий Пименов
Один из немногих образованных и культурных старообрядческих священников РПСЦ того времени, интеллектуал, имел стратегическое мышление. Обратная сторона этого — появление у о. Леонтия чувства собственной исключительности. У некоторых складывалось впечатление, что он руководствовался правилом: «существуют два мнения — мое и неправильное».
Финансовый вопрос
По словам некоторых участников и организаторов Оргкомитета Съезда, поздно вечером 17 мая у них состоялась беседа с о. Леонидом Гусевым и о. Леонтием Пименовым. Священники сказали: «Делайте, что хотите, только чтобы все денежные пожертвования шли в Митрополию».
Для организаторов Съезда это было неприемлемо.
Во-первых, организация без собственного финансирования будет недееспособной, а съезды превратятся в пустую говорильню. Во-вторых, были попытки благотворителей из России, из Америки и Австралии жертвовать крупные суммы в Митрополию. Но, так как никогда не удавалось узнать, на что потрачены пожертвованные деньги, а бюджет Митрополии был непрозрачен, то такие пожертвования прекратились.
После отказа организаторов Съезда от этого условия о. Леонид и о. Леонтий заявили, что тогда никакой организации у них не будет. После этого они отправились к митрополиту Алимпию и убедили его, что организаторы Съезда — заговорщики, которые хотят захватить власть в Церкви, все подмять под себя и т. д. Митрополит им поверил и отозвал свое благословение на создание организации.
Причина разногласий
Приходилось слышать мнение, что о. Леонид Гусев и о. Леонтий Пименов испугались, когда увидели, что возможно создание действительно дееспособной и обладающей независимыми средствами организации. Поэтому они выступили против Съезда из страха потерять свое влияние на церковные дела и контроль над денежными поступлениями.
Но, по-видимому, главной причиной стало то, что о. Леонид и о. Леонтий как церковные деятели полностью сформировались в своеобразных условиях поздней советской эпохи. Вся церковная жизнь тогда сводилась к богослужениям и требам, все дела были в руках священника, приходской жизни не было, миряне оставались пассивны и только приносили в храм деньги.
О. Леонид и о. Леонтий считали благом, что в новое время священники не подвергаются давлению властей, могут свободно совершать богослужения, даже где-то открывать закрытые раньше храмы. Но при этом они не желали, боялись как-то существенно менять привычный для них стиль церковной жизни, боялись чрезмерной, по их мнению, активности мирян.
Был ли Елисей Елисеев заведомым злоумышленником?
Александр Васильевич Антонов, руководивший в течение многих лет Информационно-издательским отделом РПСЦ, а так же друг и единомышленник о. Леонтия Пименова, до сих пор считает, что запрещение в 2000 года создания общественной организации мирян было правильным и даже святым делом. По его мнению, Елисей Елисеев, получив от Съезда старообрядцев определенную власть и полномочия, обязательно использовал бы их во вред Церкви.
В качестве подтверждения этой мысли А. В. Антоновым приводятся факты дальнейшей биографии Елисея Елисеева. В 2001 году он был рукоположен епископом Силуяном (Килиным) в священники, а в 2007 г. на Соборе РПСЦ был извергнут из сана, не признал извержения и с группой последователей ушел в раскол [40].
Однако можно ли сказать, что Елисей Елисеев изначально был злоумышленником? На самом деле это не так. В период с 1995 по 2007 годы он в качестве мирянина, а впоследствии священника проделал огромную работу, фактически воссоздав с нуля Дальневосточную епархию РПСЦ [41].
Может быть, именно запрещение старообрядческих Съездов, последовавшее за этим разочарование и даже озлобление привели к тому, что энергия этого человека направилась не в созидательное русло? Кроме того, вполне можно было вместо Елисея Елисеева поставить во главе Совета Съездов мирян другого энергичного человека, которой бы пользовался доверием митрополита.
В действительности дело было не в личности Е. Елисеева, а в нежелании некоторых влиятельных священников допускать возникновение активной и дееспособной организации мирян, которую они воспринимали в качестве конкурента.
Безрезультатное завершение работы съезда 18 мая 2000 года
На следующий день Съезд собрался в прежнем составе, только отсутствовал митрополит Алимпий, он остался в своей келье.
О. Леонид Гусев заявил участникам Съезда, что благословения на создание организации им нет, а если они попытаются создавать ее самостоятельно, то помощи от Бога им не будет.
Все были ошеломлены. Остальные епископы и присутствующие на Съезде священники были убеждены, что организация мирян нужна и принесет пользу.
«Присутствовавший на заключительном пленарном заседании съезда епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козко) <…> заметил, что митрополия Московская и всея Руси РПСЦ не сможет самостоятельно решать те задачи, за которые брался старообрядческий съезд, поскольку она не имеет достаточной финансовой базы.
«Сегодня я в большом недоумении, — сказал глава Киевской епархии РПСЦ. — Я затрудняюсь понять, что здесь произошло. Еще вчера была большая надежда на успешное завершение работы съезда» [42].
Участники и организаторы съезда чувствовали себя оскорбленными. Почти два месяца напряженной работы по организации Съезда, разработка учредительных документов, созыва людей, издание журнала — и все сведено на нет в результате кулуарной беседы двух священников с митрополитом.
Вызывала тревогу ситуация, при которой митрополит Алимпий в результате одной беседы со своими советниками мог полностью изменить свою позицию, начать считать плохим то, что в течение предыдущих двух месяцев и даже еще вчера считал хорошим и публично заявлял об этом. Значит, такое возможно и в других случаях?
Если же инициатива о созыве Съезда старообрядцев с самого начала была плохой, то почему митрополит в течение двух месяцев не мог это понять? Никакого вразумительного объяснения такого резкого изменения отношения митрополита не прозвучало.
Формальной причиной, по которой тогда не удалось создать организацию мирян, стало резкое выступление о. Леонтия Пименова и о. Леонида Гусева против предложенного оргкомитетом Съезда проекта ее устава.
«Во второй день работы участники обсуждали устав будущей организации. Горячая дискуссия возникла в ходе этого обсуждения, выявились серьезные противоречия во взглядах на деятельность съездов и на основные принципы организации управления съездами» [43]. О. Леонид и о. Леонтий были против постоянно действующего органа — Совета Съезда, желали сделать общественное движение старообрядцев недееспособным, превратить его в историко-культурные конференции.
Чтобы хоть что-то сказать в обоснование происшедшего, о. Леонтий Пименов начал доказывать, что общественная организация старообрядцев вредна, так как разрушит духовное единство Церкви. Один из мирян, находящихся тогда под влиянием о. Леонтия, начал убеждать, что Съезд мирян неизбежно будет конфликтовать с Собором.
В качестве подтверждения этой мысли он вспомнил историю о конфликте, который был в начале XX века между епископом Иннокентием (Усовым) и нижегородским меценатом Дмитрием Васильевичем Сироткиным.
Если это так, то почему они молчали об этом в первый день Съезда? Впрочем, это была явная ложь. Как писал свидетель событий начала XX в. Ф. Е. Мельников, «возникали, однако, между Съездами и Соборами кое-какие недоразумения под влиянием некоторых духовных лиц, поднимавших на Соборах ропот против Съездов, которые будто бы вторгаются в чисто иерархическую область. Но каждый раз такие недоразумения разъяснялись и устранялись» [44].
Участник Съезда А. В. Шишкин ответил на эти возражения по пунктам:
— Съезд без постоянно действующего органа будет пустой говорильней;
— когда говорят о разрушении духовного единства, то имеет место подмена понятий. Организация деятельности христиан, например, организация церковных педагогов, разве нарушает мистическое единство Церкви, разве является расколом?
— Сироткин, возможно, не во всем был прав. Но именно он спас белокриницкую иерархию, то есть епископат, в начале XX в. А во всем ли был прав во время этого конфликта епископ Иннокентий?
— В семье могут быть конфликты. Но разве из этого следует, что не надо создавать семью?
— Современные старообрядцы любят хвастаться достижениями своих предков, но в действительности все обстоит наоборот. У нас нет ни знатоков иконы, ни знатоков знаменного пения, нет активности мирян.
Во время этой реплики из зала пришла записка: «Ваш доклад нужен и важен». Но независимо от того, что говорили в своих выступлениях сторонники создания организации мирян, повлиять их аргументы ни на что не могли. Кулуарно уже было принято решение, что организация старообрядцев в заявленном формате создана не будет.
«В результате съезд так и не смог принять окончательного решения по вопросу о создании Международного общественного движения «Старообрядческий съезд», не был принят устав и другие учредительные документы этой организации» [45]. «Как следствие этого — организаторы и основные спонсоры Всероссийского съезда прекратили финансирование оргкомитета съезда, средства, привезенные для создания церковного училища, увезены назад в Австралию…» [46] «В итоге оргкомитет съезда практически парализован» [47].
Резолюция Съезда
Присутствовавший на заключительном пленарном заседании съезда епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козко), призвал «подождать Освященного собора и доработать Устав» [48].
«В ходе продолжительного обсуждения было принято следующее решение: одобрить в целом идею регулярного проведения съездов старообрядцев, продолжить подготовительную работу и вынести вопрос об учреждении съездов на рассмотрение собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, который состоится осенью этого года» [49].
Публикации о Съезде в старообрядческих СМИ
В официальном «Вестнике Митрополии», а так же в «Церковном календаре» факт созыва Съезда отражен не был. Информация о нем была утаена, ее до сих пор нет ни в одном официальном источнике, включая сайт РПСЦ.
Публикации о Съезде были только в неофициальных старообрядческих изданиях — газетах «Костромской старообрядец» (№ 5 (21) октябрь 2000 г.) и «Русь православная» (№ 1(55) 2001 г.), а так же в журнале «Духовные ответы» (№ 14 2000 г.).
«Воссоздание Съездов малореально»
Елисей Елисеев, участник и один из организаторов Съезда мирян, так выразился о его итогах: «Хотя формально, внешне сохранено благообразие, реалии таковы, что в ближайшее время воссоздать деятельность общественной организации, скорее всего, будет невозможно. В этой ситуации дальнейшее существование и эффективная деятельность съездов, думаю, малореальна» [50].
Дальнейшие события подтвердили правильность его слов. На очередном Соборе РПСЦ, прошедшем 17-20 октября 2000 года, вопрос о съездах старообрядцев не поднимался [51].
Попыток возродить в РПСЦ Съезды мирян по тому образцу, по которому они созывались в начале XX века, больше не было. При этом на официальном сайте РПСЦ есть публикации об истории дореволюционных Всероссийских съездов старообрядцев как об одном из славных деяний наших предков.
Задача, ждущая своего решения
В заключение вполне можно согласиться со словами члена Оргкомитета Всероссийского Съезда старообрядцев Елисея Елисеева, которыми он завершил свои воспоминания о прошедшем в 2000 году Съезде мирян: «Однако сказать, что 19-й съезд старообрядцев не принес никаких результатов, нельзя. Съезд высветил и показал, что в старообрядческой среде есть потенциал, готовый работать более активно на церковной ниве. Он обозначил проблемы, имеющиеся в Церкви на сегодняшний день, в частности и в церковном руководстве. Всероссийский съезд был призван пробудить мирян от дремоты к активному участию в делании церковном. Удалось ему достичь этого или нет — покажет время и церковная жизнь каждого из нас» [52].
Сноски:
[1] Вот как молодые старообрядцы конца 1990-х и начала 2000-х годов оценивали ситуацию в Церкви: «В древлеправославии существует ряд острых проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба староверия. <…> Немало несовершенств в жизни приходов. И сегодня многие из них, преимущественно в провинции, не имеют постоянных священников. А в крупных общинах, считающихся благополучными, степень активности церковных служителей трудно назвать высокой. Буквально по пальцам можно пересчитать приходские школы, библиотеки, летние детские лагеря. Многое идет просто по инерции, причем заметна опасная тенденция к затуханию». Александр Панкратов: «Новые горизонты старообрядчества: иллюзия или реальность? Заметки в связи с Всероссийским съездом». Журнал «Слово Церкви», специальный выпуск, май 2000 г. «Всего два года, с 1996 по 1998, просуществовало при митрополии Духовное училище. Его организаторы, несколько молодых старообрядцев, в силу ряда объективных и субъективных причин были вынуждены уйти с Рогожского в другие приходы. Новой инициативной группы пока не нашлось, перспективы учебного заведения Старообрядческой Церкви неясны». А. Панкратов «Новые горизонты старообрядчества: иллюзия или реальность? Заметки в связи с Всероссийским съездом». Журнал «Слово Церкви», специальный выпуск, май 2000 г. «Христиане-старообрядцы во всех уголках России, дальнего и ближнего зарубежья ощущают резкую нехватку хотя бы одного на всю Церковь церковного училища, где можно было бы обучать кандидатов во священство, уставщиков, регентов, иконописцев и т. д. В Церкви по сей день отсутствует церковный архив, библиотека, методический отдел, нет ни одного хотя бы ежемесячного издания. К примеру, в начале XX века многие издания были еженедельными, а сейчас в каждом крупном городе у РПЦ МП имеются собственные ежемесячные издания. Слабо идет подготовка иереев к служению на приходах, имеется 5 вдовствующих епархий, практически полностью отсутствует катехизация, редки воскресные школы. Целые регионы России не имеют ни одного священника, хотя издревле считаются старообрядческими: Архангельская, Вологодская, Амурская области, Забайкалье, Якутия, Иркутская область, Красноярский край. В столь непростой обстановке наблюдается некоторая пассивность церковного руководства РПСЦ, нередки разговоры и о том, что число приходов за последние 12 лет увеличилось в два — два с половиной раза, хотя многие христиане реально понимают, что это лишь самоутешение. Положение дел весьма плачевно». Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[2] Уроженец города Большой Камень в Приморском крае. Мирское имя — Эдуард. В 1995 году в селе Суходол священником Русской Православной Старообрядческой Церкви Валерием Новицким был крещен с именем Елисей.
[3] Газета «Русь православная» № 4 (4), 1996 г.
[4] Там же. № 2 (18), 1997 г.
[5] Там же. № 30 1998 г., журнал «Дальневосточный старообрядец» № 5.
[6] Газета «Русь православная» № 12 (12), август 1996 г.
[7] Другой, популярной среди старообрядцев в те же годы, была газета «Костромской старообрядец», которая издавалась с 1998 по 2004 гг. информационно-издательским отделом Ярославско-Костромской епархии РПСЦ. Инициатором издания этой газеты был ее редактор, Михаил Хлебников, живой, неравнодушный человек. К сожалению, в 2004 г. Михаил Хлебников разорвал с Русской Православной Старообрядческой Церковью, считая, что «ее руководство идет на сговор с сергианствующей Московской Патриархией», а в начале 2007 г. трагически и безвременно умер. Так печально завершилась в РПСЦ еще одна хорошая инициатива «снизу».
[8] Елисеев Елисей Елисеевич. Материал из Википедии.
[9] «23-го марта сего года в митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви под председательством преосвященнейшего митрополита Алимпия состоялась рабочая встреча христиан-старообрядцев пяти регионов России, ратующих за возрождение Церкви Христовой. Организаторы и вдохновители сего события — попечители старообрядческого храма в г. Миассе Звездин Л. Н. и Зенцов А. С. В рабочую группу оргкомитета вошли работники митрополии». «Вестник Митрополии» № 1 апрель 2000 г.
[10] «Костромской старообрядец» № 3 (19), апрель 2000 г.
[11] «Для подготовки Съезда создать Организационный комитет в составе:
— Роев Евгений Потапович — помощник митрополита, руководитель организационного комитета;
— Хрусталев Ромил Иванович — референт митрополита;
— Елисеев Елисей Елисеевич — ответственный руководитель Информационно-издательского отдела митрополии;
— Коробейников Павел Федорович — юрисконсульт митрополии;
— Гусарова Софья Александровна — секретарь оргкомитета.
<…> Оргкомитету подготовить все необходимые программные, уставные и другие документы по организации работы Съезда и разослать приглашения. Призываю помощь Божию на проведение Всероссийского Съезда. Алимпий, Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси». «Вестник Митрополии» № 1, апрель 2000 г.
[12] «В результате встречи принято решение о созыве всероссийского съезда старообрядцев, посвященного 100-летию проведения Первого Всероссийского съезда, созванного в 1900 году епископом Арсением Уральским. Преосвященнейший митрополит Алимпий, высочайше благословил созвать Всероссийский Съезд в г. Москве 17 мая 2000 года». «Вестник Митрополии» № 1, апрель 2000 г.
[13] «Костромской старообрядец» № 3 (19), апрель 2000 г.
[14] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[15] «Дело в том, что Федеральный Закон «О свободе совести…» ограничивает религиозные организации в ряде прав и возможностей. Это связано с тем, что Россия согласно Конституции РФ является светским государством и религиозные организации отделены от государства. То есть Церковь не имеет права участвовать в выработке законов РФ, не имеет права публично выражать свои социальные требования, отстаивать на государственном уровне свои интересы. Представители Церкви согласно закону не имеют права преподавать в государственных учебных заведениях, пользоваться официальной государственной финансовой и материальной поддержкой. Общественная же организация всех этих ограничений не имеет, и могла бы привлечь к нуждам Церкви соответствующий потенциал. На эту деятельность были ориентированы члены оргкомитета, эту цель и преследовали, когда созывали участников Съезда». Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[16] «Вестник Митрополии» № 1, апрель 2000 г.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] Письмо Оргкомитета Съезда о подготовке и созыве Съезда. Москва, 30.03.2000 г. Упоминаемая книг Мельникова Ф. Е. «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви», Издательство «Лествица», г. Барнаул, 1999 г., раздел «Золотой век старообрядчества» (стр. 405 и далее). Она была написана Федором Евфимьевичем Мельниковым в эмиграции, в Румынии в 30-е и 40-е годы XX в. Рукопись хранилась у старообрядцев Румынии, в 1998 г. (1996 г.) была передана в Московскую митрополию для издания. Машинописная рукопись была неразборчивой, поврежденной и имеющей во многих местах утраты. По благословению о. Леонида Гусева в 1996 г. копия этой рукописи была передана в Барнаул, где Л. С. Дементьева и Н. А. Старухин, сотрудники Барнаульского государственного педагогического университета, по вечерам, после работы, набирали на компьютере текст книги. Подготовка ее к изданию была одним из подвижнических деяний мирян-активистов той эпохи.
[20] Письмо Оргкомитета Съезда о подготовке и созыве Съезда. Москва, 30.03.2000 г.
[21] Приглашение Оргкомитета Съезда о подготовке и созыве Съезда. Москва, 30.03.2000 г.
[22] Письмо Оргкомитета Съезда о подготовке и созыве Съезда. Москва, 30.03.2000 г.
[23] Письмо Оргкомитета Съезда о подготовке и созыве Съезда. Москва, 30.03.2000 г.
[24] «Оргкомитет Всероссийского Съезда Старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви в процессе подготовки Первого (19-го) Учредительного съезда счел необходимым обратиться к участникам нынешнего честнаго собрания с предложением о восстановлении журнала «Слово Церкви»». Журнал «Слово Церкви», специальный выпуск, май 2000 г.
[25] Журнал «Слово Церкви», специальный выпуск, май 2000 г.
[26] Программа Всероссийского Съезда Старообрядцев г. Москва, 17-18 мая 2000 г.
[27] «Русь православная» № 1(55), 2001 г.
[28] «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[29] «На открытии съезда присутствовали преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси, преосвященный епископ Иоанн, преосвященный епископ Силуян, преосвященный епископ Савватий, преосвященный епископ Зосима, более тридцати (30) священников и диаконов». «Русь православная» № 1(55), 2001 г.
[30] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[31] «Духовные ответы» № 14, 2000 г.
[32] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г. сообщение митрополита Алимпия повторяло его обращение из «Вестника Митрополии»: В 2000 году исполняется 100 лет со времени основания Всероссийского Съезда Старообрядцев Белокриницкой иерархии, деятельность которого успешно осуществлялась до 1917 года. Полезность и необходимость проведения съездов подтверждена решениями Освященных Соборов 1902 и 1904 гг. Съезды явились движущей силой всеобъемлющего Церковного строительства, в работе съездов активно участвовали священнослужители — епископы, священники, диаконы. настоящее время возникла острая необходимость восстановления Духовного Центра Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве и передаваемых исторических церковных зданий в различных регионах России и стран СНГ, восстановлении духовных школ и церковноприходских учебных заведений, духовной культуры Старообрядчества». «Вестник Митрополии», 1 апреля 2000 г.
[33] «Духовные ответы» № 14, 2000 г.
[34] «Как и в других сферах российской жизни, имеются финансовые трудности. При нынешнем уровне цен на коммунальные услуги Московская Митрополия с большим трудом содержит возвращенные ей исторические здания Рогожского поселка. Между тем процесс передачи не завершен. В ближайшие годы Митрополия должна вновь стать хозяином еще нескольких принадлежавших ей до 1917 года построек, затраты на ремонт и содержание которых будут весьма значительными. В связи с этим стоит задача поиска новых источников финансирования». А. Панкратов «Новые горизонты старообрядчества: иллюзия или реальность? Заметки в связи со Всероссийским съездом». Журнал «Слово Церкви», специальный выпуск, май 2000 г.
[35] «Духовные ответы» № 14, 2000 г.
[36] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[37] «Духовные ответы» № 14, 2000 г. «Говоря о необходимости духовного училища, надо сказать, что это не какой-то частный, а основной вопрос церковного строительства. <…> без появления энергичных подготовленных служителей, будущее нашей Церкви, даже в условиях религиозной свободы, начинает представляться в мрачном свете». <…> Вряд ли наша Церковь кого-нибудь заинтересует, если люли не увидят в ней ничего, «кроме угасания, невежества и полного отсутствия интереса даже к собственному церковному наследию. <…> Предыдущая эпоха гонений, когда была запрещена любая церковная деятельность, кроме чисто богослужебной, воспитала целое поколение церковных людей, которою такое «прозябание» на краю стали считать нормальной старообрядческой жизнью. <…> Выжить и развиваться в нынешних условиях смогут только общины с развитой приходской жизнью, с беседами на духовные темы со взрослыми, воскресными школами для детей, благотворительной деятельностью и т. д. Людям, воспитанным советской эпохой, это может показаться новшеством, но это традиционно для дореволюционное старообрядчества». «Задачи духовного образования». Доклад А. В. Шишкина на Съезде старообрядцев.
[38] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[39] Там же.
[40] Елисеев Елисей Елисеевич. Материал из Википедии.
[41] Там же.
[42] «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[43] «Русь православная» № 1(55), 2001 г.
[44] Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви. — Барнаул: Издательство «Лествица», 1999. — С. 419.
[45] «Русь православная» № 1(55), 2001 г.
[46] Там же.
[47] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[48] «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[49] «Духовные ответы» № 14, 2000 г.
[50] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
[51] Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2000 г. Русская Православная Старообрядческая Церковь. rpsc. ru
[52] Статья Е. Елисеева в газете «Костромской старообрядец» № 5 (21), октябрь 2000 г.
Автор: Алексей Васильевич Шишкин
«Попытка закончилась неудачей» — «удача» удел язычников