В конце 2016 года на сайте Центра экономических и политических реформ вышла публикация «Россия — страна умирающих деревень». В ней подробно, с данными из Росстата описывалась проблема вымирания российских деревень. А как государственные гонения и последующая миграция повлияли на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий. Как эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Эти вопросы в философско-историческом контексте рассмотрены в представленной статье.
***
Когда размышляешь над историческим контекстом развития старообрядчества, очевидным становится тот факт, что государственные гонения и последующая миграция являются существенными факторами, повлиявшими на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий и толков. Как именно эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Какие новые векторы появились в этой связи? Какие перспективы они открывают?
Развитие старообрядческих общин в условиях урбанизации
Считается, что города в современном понятии — то есть центры культуры, промышленности, торговли, услуг, финансов и информации — появились около трехсот лет назад, хотя поселения, носившие такое название, существуют в России уже более тысячелетия. На сегодняшний день дифференциация города от деревни закончена. Таким образом, у россиян сложились определенные стереотипы, как-то: город — это высшее проявление цивилизации, место утонченности, активности, свободы, изменений и богатства, инструмент решения всех социальных проблем, а с деревней в свою очередь ассоциируются примитивность и отсталость, пьянство и бедность, скука. Остается вопрос: какая же перспектива дальнейшего развития города и деревни относительно вопроса религиозности и культуры?
Описанные ниже миграционные процессы стали причиной развития старообрядческой культуры по двум направлениям: городское и сельское. Общины, оставшиеся в городах, развивались в условиях реформированного общества, в то время как мигрировавшие на окраины и в села оставались замкнутыми и настроенными против какой-либо модернизации. Созидательность идеи — построить свой собственный мир, не затронутый Никоновой реформой, — подкреплялась исключительным трудолюбием и организацией внутренней жизни общины, что послужило закреплению общин как городских, так сельских, однако ход их развития разительно отличался, что видно по состоянию общин на современном этапе.
Одним из векторов развития городской и сельской старообрядческой культуры является самоизоляция и обособление. Каждая из этих культур имеет свои особенности и отличия, которые и являются границами между городом и селом.
Миграция и ее влияние на развитие старообрядчества
Массовые миграции связаны с государственными гонениями, которые начались в 1685 г., когда царевна Софья по настоянию патриарха Иоакима издала против старообрядцев 12 статей. В них содержалось запрещение любым образом поддерживать старую веру. Наказание кнутом и батогами следовало даже тому, кто оказал какую-нибудь милость старообрядцам: дал им пить или есть. Продолжились гонения петровскими преобразованиями, которые сделали социокультурный раскол Руси еще более жестким. Так, например, 16 марта 1718 г. был издан указ против старообрядцев, который был целиком проведен в жизнь. В указе говорилось о надобности хватать и наказывать учителей раскола, арестовывать живущих в лесах иноков и инокинь, запретить избирать как явных, так и тайных раскольников на общественные должности старост и бургомистров и «жестоко наказывать» поддерживающих раскол священников. Гонимые и преследуемые христиане бежали в Поморье, Сибирь, на Дон и за пределы России. Духовными центрами становились монастыри и скиты, которые основывались часто в глухих, незаселенных местах старообрядцами, сбежавшими на окраины России из Москвы и других крупных городов; считалось, что только там осталась возможность вести духовную деятельность.
Естественно, для любого правила есть и исключения. В случае взаимоотношений Петра I и старообрядцев нужно сказать, что царь открыто помогал тем из старообрядцев, которые не осуждали, а помогали ему строить империю, то есть помогал старообрядцам пережить преследования только тогда, когда сами они были достаточно сплочены, богаты и влиятельны. Широкая же масса раскольников тяжело страдала от разветвленной, хотя и хаотической системы борьбы с их верой и их общинами.
Сельское старообрядчество
Итак, первым вектором развития в условиях гонения стало сельское старообрядчество. Сельскую религиозную общину отличает, в частности, эскапизм, замкнутость, консервативность, фундаментализм, ориентация на родовую преемственность (генетика). Исходя из вышесказанного, можно сказать, что такая направленность в развитии общины может привести к отсутствию развития, деградации и вымиранию. Считается, что сельские жители более религиозны как по «внешним», так и «внутренним» проявлениям. Из контекста истории видно, что деревня часто являла собой некое пристанище духовности, ведь именно на окраины и в деревни бежали гонимые господствующим строем свободомыслящие.
Нужно отметить, что важной функцией сельской общины являлось сохранение народных традиций. Сельская община также может быть рассмотрена как субъект воспроизводства традиций, поскольку в ее среде происходило формирование различных локальных вариантов культуры. Семья же выполняла функцию хранения и передачи традиций из поколения в поколение. Для сельской общины характерно сохранение особой внутренней структуры, которая была сформирована еще в царские времена, что в свою очередь не способствует к развитию в современных условиях урбанизации. Сельская община являлась особым социально-бытовым механизмом, создающим и хранящим традиции. Сохранение последних поддерживалось силой общественного мнения и использованием различных методов наказания и психологического воздействия, в частности, изгнание человека из села, общественное осмеяние провинившегося и т. д., что, однако, потеряло положительный результат из-за городского воздействия и миграции. Стоит отметить как факт, что деурбанизация в России невозможна до полного уничтожения прошлых пережитков. Таким образом, можно сделать вывод, что дальнейшая перспектива для развития сельского строя невозможна. Село (деревня) обречена на деградацию и последующее вымирание.
Городское старообрядчество
Вторым вектором развития является старообрядчество городское. В отличие от сельской общины основными чертами городской общины являются: вынужденное социальное общение (отсутствие уединения), в связи с этим послабление в учении, модернизм, неофитство как основополагающий фактор расширения, из чего следует развитие, слияние с другими общинами, эволюция, преобразование. Нередко можно встретить мнение, которое глубоко засело в голове религиозных коренных жителей деревень, о городе как пристанище антихриста, и тому есть немало причин, которые кроются в историческом контексте проблемы. Родственные связи начинают ослабевать, их постепенно заменяют торгово-экономические связи. В результате происходит преобразование или, вернее, перерождение родовой общины в городскую.
Из вышеперечисленных черт можно ярко увидеть, что городские общины в основном из-за внешних показателей развиваются по абсолютно другой траектории, нежели общины сельские, что является основополагающим фактором для дальнейшей перспективы. С учетом развития современного городского общества и тенденции к восстановлению «духовности» городского жителя такие отличительные черты для развития имеют исключительно положительную тенденцию. Можно смело сказать, что религиозные общины, развивающиеся в больших городах, обладают огромным потенциалом для развития и обладания определенной общественной нишей.
Неоднозначные перспективы
Из вышесказанного можно предположить, что формирующиеся в городских условиях общины имеют тенденцию к развитию в отличие от сельских общин, которые в силу урбанизации фактически приговорены к вымиранию. Однако, на мой взгляд, вопрос этот необходимо оставить открытым, так как раскрытие проблемы — это первый шаг к ее решению, а сохранение аутентичных старообрядческих сел (деревень), на мой взгляд, заслуживает особого внимания.
Приятно, что в сфере научных интересов молодой аспирантки находится старообрядчество. Не имея перед собой плана , автореферата и текста, а дело скорее всего идет к защите коль пошли публикации, трудно судить насколько раскрыта утвержденная тема. К сожалению по двум статьям это слабо просматривается. А вот постановка вопроса по исследованию культуры современного городского и сельского старообрядчества да еще бы в разных регионах весьма актуальна. Желаю успеха диссертанту и будьте более аккуратны в подборе фото и их размещении в соответствии с излагаемой по тексту информацией.
Девяностые и двухтысячные годы характеризуются распадом семейных кланов, отъездом детей в другие города и т. п. А старообрядчество всегда держалось на семье.
Вопрос сложный и неоднозначный. Взаимозависимость института семьи, урбанизации, отсутствия привязанности к месту рождения (здесь как переезд из одного города/страны в другой) и другие факторы, одна из причин актуальности и важности привлечения особого внимания к изучению и сохранению аутентичных сельских общин. В этой области могут скрываться ответы на многие вопросы, однако причина эта только одна из многих, в связи с чем вопрос требует многогранного рассмотрения.
по преданию мой прадед еще в начале прошлого века был обеспокоен отъездом детей из деревни в города, причем тут 90-е и последующие. При этом в 1946 сбылись его слова, сказанные на смертном одре, о том, чтобы дом никому не достался, если его покинет последний из потомков: когда бабушка с 6-ю детьми выехала (точнее бежала из деревни, так и не приняв колхоза) в город, на Илью молонья ударила и вековой двухэтажный дом сгорел, дольше всех горел угол с иконами…
Сергей, на сколько я поняла, первый комментарий обращает внимание на то, что за переездом сельских жителей в города и ужасными последствиями, которые вы описываете (то, о чем я говорю в статье), последовали межгородские переезды, которые разбивают городские "кланы" (о чем я в статье не говорю). Здесь как бы отмечается еще один опасный вектор.
Ваши же слова еще раз подтверждают вывод о том, что сельские общины заслуживают отдельного внимания и исследования.
Марина, Вы молодец и умница, но ваш письменный язык…!!!! Пишите, пожалуйста, по-русски и для русских….
А все эти "аутентичные… векторы… перспективы дальнейшего развития … относительно вопроса религиозности и культуры" несъедобны.
Спаси вас Христос! С днём Свв. Жен Мироносиц!
Константин, спасибо большое за комментарий, в особенности за честность. Я ценю интерес к моим работам.
Вы абсолютно правы, научная деятельность и работа в системе образования действительно заразила мой лексикон всеми этими "научнимизмами", однако в этом и есть особенность. Я не пишу "популистские" статьи, я пишу научно-философские статьи для знающих и интересующихся. Вот вы, например, осилили статью и даже выделили из нее то, что вам понравилось или не понравилось, статья вызвала полемику — значит цель достигнута.
Научно-философские статьи на "популистском" уместны ли?
К тому же сам, являясь жертвой труда на ниве народного образования, не считаю научную работу, тем паче в гуманитарной сфере, препятствием к использованию литературного языка, а не псевдонаучного сленга.
Пример из истории — М.В.Ломоносов
Константин, и снова вы абсолютно правы. Использование псевдонаучного сленга в любых публикациях совершенно точно не уместно, как и использование сленга (здесь как жаргон) в целом. Прекрасно, что есть те, кто борется за чистоту русского литературного языка.
Расплывшись в довольной улыбке, занудствовать прекращаю — ваша взяла….