Бытует мнение, что традиционной русской одеждой интересуются лишь исследователи и реконструкторы. Однако в последние годы аутентичные элементы русского стиля все больше проникают в одежду самых разных групп наших сограждан. Сегодня бы беседуем с основательницей мастерской «Диво» Марией Кисилевой, которая занимается производством русских головных уборов, поморских свитеров, косовороток и других предметов традиционных промыслов.

Уже восьмой год Мария изучает и изготавливает традиционные валяные шляпы, которые были распространены в конце XVIII — начале XIX века. Разрабатывает современную одежду с элементами традиционного кроя. В том числе косоворотки для повседневного ношения, свитера и варежки с традиционными узорами.
***
Я в старших классах школы стала интересоваться русскими праздниками, обычаями, костюмами, стала изучать и читать разную литературу по этому поводу. Летом я познакомилась со своим будущим мужем, Женей. Он тогда активно занимался Бузой (вид русского единоборства — прим.) Мы побывали на нескольких Вечерках, съездили вместе с Бузой на день парашютиста в Вологду, там ребята выступали в настоящих доспехах, Денис Антипов, атаман Череповецкой Бузы крутил бревно. На всех бузниках была традиционная одежда. Все это было ново и интересно!

Меня и до этого привлекали старинные ремесла, в 9 классе, до знакомства с Женей, я купила самопрялку и по урокам в интернете спряла нити из собачьей шерсти себе на жилетку.
После знакомства с Женей я еще более активно стала погружаться в тему народного творчества. И благодаря обучению и советам Розовой Ларисы Евгеньевны и Лопатенко Натальи Михайловны, освоила плетение пояса на бердышке и дощечках, вышивку, сшила себе новый сарафан и рубаху, сделала рубаху с вышивкой Жене, соткала несколько поясов, сделала кисет.
И после увлеклась шляпным ремеслом. Информации по этому поводу в интернете тогда практически не было и приходилось собирать ее практически по крупицам. Долго и тщательно я изучала смежные техники валяния и переносила полученный опыт в свое дело. Изучала литературу о ранних мастерах.
Освоив технику валяния, я обратилась к старым фотографиям и этнографическим образцам. Старалась повторить форму максимально близко.
Шляпы, как и сейчас, я валяла с усердием из неокрашенной овечьей шерсти. Ремесло это интересное, но требует усилий и времени.
Традиционные валяные шляпы сразу стали востребованы в Череповецкой Бузе, а после о моем промысле узнали и в других городах.
Так и появилась мастерская «Диво».

Приятно, что одна из первых шляп, созданных в мастерской, попала к солисту группы «Отава Ё», Алексею Белкину, которую он носит по сей день. («Отава Ё» — музыкальная фолк-группа из Санкт-Петербурга которая воссоздает городские образы второй половины XIX начала XX века — прим.).
Нужно отметить, что валяние шляп — дело трудоемкое. В старину изделия валялись в катальных банях.
Павел Иванович Мельников (Печерский) в романах «В лесах» и «На горах» так описывает валяльный промысел:
«В семи катальных банях десятка полтора наемных батраков зиму и лето стояло за работой, катая из поярка шляпы и валеную обувь. Из катальных бань то и дело выскакивают босые, с головы до пояса обнаженные, распотелые работники. Прокатится парень кубарем по снегу, прохладится и назад в баню за работу. А из распахнутых настежь дверей катален пар, как дым пожарный, валит, оседая по застрехам хлопками густой, белой кружевины».
Шляпы изготавливались из мягкой некрашеной овечьей шерсти на специальных формах — болванках. Болванки чаще всего были деревянными, но иногда использовались и формы из других материалов. Так например, шляпу грешневик валяли на горшках, в которых варили гречневую кашу. Так и появилось необычное название головного убора.
Отсюда же пошло название похожей шляпы — кашник.
В разных регионах России были свои особенные валяные шляпы (в Твери и Новгороде — шляпок, в Ярославле — верховка, грешневик был расположен практически повсеместно).

А. Мельников (Печерский) продолжает:
«Лет сорок тому назад заволжские катальщики чуть не на всю великорусскую сельщину шляпы работали. Валяли они и тот «шляпок», что исстари в ходу по Тверской и Новгородской сторонам — с низенькой прямой тульей,- и ярославскую «верховку», такую же низенькую, но с тульей раструбом. В Суздальскую сторону, на Ветлугу, на Вятку, в Пермь и на волжское Низовье работали шляпы гречушником «с подхватцем, либо „с переломом“; для Московской стороны „шпилёк московский“, на Рязань, на Тулу и дальше к Украине „шпилёк ровный“ да „кашники“. Большим подспорьем шляпной торговле бурлаки в прежнее время бывали.
Для них шляпу на особую стать за Волгой валяли, ни дать ни взять, как те низенькие, мягкие летние шляпы, что теперь у горожан в моду вошли. И татарам за Волгой белые шляпы валяли. Хоть иной катальщик и брезговал такой работой: греховное, дескать, дело христианские руки поганить, катая шляпу на бриту башку бусурманина, но таких не много бывало, потому что „татарка“ товар сходный, никогда, бывало, не залежится. Много денег за Волгой шляпой добывали, немало досужих работников шляпа в люди вывела, тысячниками поставила. Теперь не то. Все это было, да давно и сплыло, а что не сплыло, то быльем поросло».
И давайте теперь попробуем ответить на вопрос: носили ли крестьяне цилиндры? Нет! Это были именно шерстяные валяные шляпы-грешневики схожей с цилиндром формы. Но материал и способ изготовления были совсем другими.
Теперь косоворотки, свитера и шляпы от нашей мастерской носят по всей России и далеко за ее пределами. Их носят:
Для меня очень важно в работе использовать натуральные материалы. Шляпы мы изготавливаем за натуральной неокрашенной шерсти, косоворотки для повседневного ношения делаем из натурального хлопкового трикотажа, свитера делаем из льна, хлопка, 100%-й шерсти и из полумериноса.
Также мы начинаем шить традиционную одежду из крапивы, конопли, льна.

Шляпа-валенка была распространена повсеместно.
Как можно понять из названия, она валялась из шерсти. Многие путают эти шляпы с шитыми суконными, но это не так. Наши шляпы мы создаем без единого стежка.

Следующим, после шляп, моим увлечением для меня стали узорные поморские свитера и архангельские орнаментальные рукавички и чулки.
Я могу часами рассматривать образцы северного узорного вязания, считывать и перерисовывать их узоры, любоваться сочетанием цветов и самобытностью форм.
Так родились наши поморские свитера.

Родители всегда поддерживали мое увлечение.
Мама у меня училась на технолога швейного производства и я всегда могу обратиться к ней за советом.
Папа с удовольствием носит косоворотки из пике и поморские свитера.
Подруги мои никогда особенно не интересовались фольклором и традиционным костюмом, но после того, как я рассказала о своем увлечении, тоже стали понемногу интересоваться русской традицией. А те из них, кто попал на фольклорные фестивали и праздники, до сих пор с теплом вспоминают это время!

Да, молодые люди и девушки частенько заказывают изделия в нашей мастерской. Наши шапочки носят ребята из Фольклорного ансамбля «УЛЕЙМА». Виктор Починок, создатель группы «Православная Молодежь» также с удовольствием носит наши изделия.
Комментариев пока нет