У одних лица яко прах с пеплом смешан,
у других — словно кал смрадный,
у тех — точно гной, у этих — казались изгнившими до конца,
и черви кишели на лицах их;
у одних лица были черные, как у самого сатаны,
у тех — как кожа аспидова, у этих — как кожа ехиднина,
а у некоторых — как кожа ослиная…
Из «Григориева видения»
(«Житие Василия Нового»)
Помимо «Откровения Иоанна Богослова», в славянорусской книгописной традиции XVII — начала XX в. бытовал целый ряд иных иллюстрируемых сочинений эсхатологического содержания. Среди них первостепенное значение занимает житие константинопольского святого Василия Нового (ум. 944 или 952), которое, будучи составленным из 2-х композиционно завершенных частей, копировалось как полностью, так и фрагментарно (в составе сборников).
«Житие» прп. Василия Нового было написано в Константинополе во второй половине X столетия учеником св. Василия монахом Григорием, о чем напрямую сказано во многих списках памятника. Впрочем, по мнению ряда исследователей, Григорий являлся мирянином; некоторые же, вопреки «Житию», и вовсе отрицают его авторство. Как бы то ни было, произведение обрело чрезвычайную популярность и было известно в различных греческих редакциях — полных и сокращенных.
На славянский язык «Житие» переводилось дважды — в конце XI в. (начало: «Пребожественный Давид рече…») и в XIV-м («Непостижимого Бога о человечестем роде…»). 3-я славянская редакция относится к концу XVII столетия — взяв за основу первый перевод, ее составил митрополит Димитрий Ростовский («Во дни благочестивых царей греческих…»). В России интерес к данному сочинению усиливался в периоды обостренных эсхатологических ожиданий: в конце XV в., во второй четверти XVII-го, а позже — в старообрядчестве, породив сотни полууставных списков 2-й редакции перевода, среди которых множество лицевых (со второй четверти XVII столетия). В поздних рукописях части перечисленных редакций иногда пересекаются, порождая новые, компилятивные редакции.
Количество иллюстраций в «Житии» может исчисляться десятками, а порой — превышать сотню (максимальное из известных число «картин» в одном списке – 181). Иконография циклов миниатюр к памятнику по сей день остается практически неизученной. С XVIII в. многие сюжеты произведения находят свое отражение и в лубке — как в рукописном, так и в печатном. Что касается содержания памятника, то он включает в себя не только повествование о жизни св. Василия, но также апокалипсические сказания, подробно освещающие вопросы «малой» (индивидуальной) и «большой» (всеобщей) эсхатологии: «Мытарства блаженной Феодоры» («По днех же скончася преподобная старица Феодора…») и «Григориево видение», представляющие собой описания видений Григория «мниха».
***
В первом видении автора «Жития» посещает почившая служанка прп. Василия старица Феодора (прп. Феодора Цареградская).
Пожелав узнать о ее посмертной участи, Григорий обращается к своему наставнику, по молитве которого Феодора является ему во сне и рассказывает о том, что ожидает человеческую душу по разлучении с телом.
Так, вначале к Феодоре приходит… сама смерть, увешанная с ног до головы холодным оружием: мечами, ножами, пилами, серпами… Она была «яко лев ревый». Ее ужасающий облик заставил Феодору «содрогнуться».
Впрочем, видение смерти стало лишь прологом к дальнейшим испытаниям. После того, как душа Феодоры «искочила» из тела, ее приняли на руки ангелы Господни в облике прекрасных юношей. Но тут же к ним приступило множество черных бесов, подобных эфиопам. Издавая жуткие звуки, размахивая свитками с грехами почившей старицы, они пытались вырвать ее душу из ангельских рук и свести в адскую бездну. Ангелы же защищали Феодору, отыскивая совершенные ею дела благочестия. В разгар противоборства между ангелами и демонами является сам прп. Василий, в чьих руках был некий ковчежец. Этот ковчежец, где находились духовные заслуги старца, он отдал ангелам, наказав им выкупать содержимым ковчежца душу блж. Феодоры. Увидев такое, «эфиопы», издав истошный вопль, «вси изчезоша». Вслед за тем св. Василий явился во второй раз, держа в руках сосуды (корчаги) с различными ароматами (елеем).
Приняв от старца наполненные сосуды, ангелы вылили их содержимое на опекаемую душу, после чего та «исполнилась благоухания духовного» и стала «светла зело».
Обратившись к ангелам, старец произнес: «Господа мои, егда подобная вся о душе сей совершите, тогда во приуготованный мне от Бога дом приведя посадите». Выслушав старца и взяв душу, ангелы начали восхождение на небеса. Впереди Феодору ждали воздушные мытарства…
Мытарства представляли собой своеобразные остановки-препятствия, где особые демоны предъявляли душе определенный совершенный ею при жизни грех, каждый раз стараясь низвести ее долу — в вечный огонь. Их количество и последовательность в разных списках могут несколько отличаться. Число мытарств: 20 / 21. Последовательность такова: 1) празднословие, 2) ложь, 3) осуждение, 4) чревоугодие; 5) лень, 6) татьба (грабеж), 7) сребролюбие, 8) лихоимство, 9) неправда, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопомнение, 14) убийство, 15) чародейство, 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомия, 19) ереси, 20) немилосердие; или: 1) оклеветание, 2) поругание, 3) зависть, 4) ложь, 5) гнев; 6) гордость, 7) празднословие, 8) лихва и лесть, 9) неправда и тщеславие, 10) сребролюбие, 11) пьянство, 12) злопомнение, 13) оболгание, 14) объядение и чревоугодие, 15) идолослужение, 16) мужеложество, 17) любодеяние, 18) разбойничество, 19) татьба, 20) блуд, 21) немилосердие. Некоторым текстам, описывающим то или иное мытарство, предпослана соответствующая миниатюра.
«Избывше горьких мытарств», душа Феодоры предстала пред блестящими небесными вратами, подобными хрусталю, в которых сияли светозарные юноши, введшие ее вовнутрь.
Увиденное за вратами было настолько «неизреченно» и так потрясло ум Феодоры, что она не нашла слов описать это. Затем ангелы отвели душу старицы к Престолу Господню, где та упала ниц пред непостижимым Божеством, благодаря за свое спасение. После этого послышался вышний глас, повелевавший ангелам показать Феодоре «вся праведных и грешных, и вся обители святых иже в рай сущая, и во преисподних ада», и затем упокоить ее там, где «речет Василий».
Сперва душу Феодоры отвели в обиталище святых, — пророков, мучеников, святителей, преподобных… Здесь все было исполнено духовной славы, радости и блаженства.
Показав «вся окрест райская», ангелы свели Феодору в преисподнюю с ее «горькими и лютыми муками», где грешники «непрестанно кричали и рыдали», но «не было никого, кто бы помиловал их».
На 40-й день ангелы привели Феодору в обитель св. Василия, сказав, что старец совершает ныне память по ней.
В заключение данного фрагмента «Жития» Феодора показывает Григорию красоту и духовные богатства обители, что снискалась многотрудными подвигами Василия Нового.
***
Следующее видение было вызвано сомнением Григория в богоотверженности иудеев. «Добре веруют иудеи, боящиеся Бога», — подумал он.
Со своими раздумьями Григорий вновь обратился к св. Василию. Гневно обличив помысел ученика, прп. Василий испросил ему второе откровение.
Во сне к Григорию приходит ангел, с которым они отправляются «на восток» и возносятся «на высоту безмерную», в Небесный Иерусалим. Затем Григорий становится свидетелем наступления Страшного суда, всеобщего воскресения мертвых, появления Христа, разделения на праведных и грешных.
Пред внутренним взором ученика прп. Василия предстает картина Суда Божьего; а в числе обитателей ада он видит и иудеев, осужденных на вечные муки вместе с язычниками, иконоборцами и прочими еретиками.
Заключительный фрагмент видения повествует о завершении Страшного суда, когда Господь, воссев на Престол Славы, призвал к Себе Пречистую Богородицу, апостолов, учеников, всю Церковь Свою и расселил их в Свои селения.
Далее следуют напутственные слова Господа Григорию, после чего тот восстает ото сна…
***
Став иллюстрированной энциклопедией христианской эсхатологии, «Житие Василия Нового» явилось ярчайшим феноменом в истории славянорусского книжного искусства XVII — начала XX в., и одним из любимых сочинений отечественных книжников, каллиграфов и миниатюристов. Изучение и сопоставление лицевых списков произведения еще ждет своего исследователя, а потому главные открытия, касающиеся иллюстративной традиции данного памятника, пока впереди.
Использованные рукописи:
1. «Видение Григория», ок. 1715 г. (Собр. Д. В. Пересторонина; Русский музей).
2. «Житие Василия Нового», втор. пол. XVIII в. (ЛАИ УрФУ, IV.23p/262).
3. «Житие Василия Нового», пер. чет. XIX в. (ЛАИ УрФУ, V.77p/1094).
4. «Житие Василия Нового», сер. XVIII в. (Собр. Д. В. Пересторонина).
5. «Мытарства блж. Феодоры», 1780-е гг. (Собр. Д. В. Пересторонина).
6. «Мытарства блж. Феодоры», втор. пол. XVIII в. (Собр. Д. В. Пересторонина).
Литература:
1. Ануфриева Н. В. О лицевых списках «Жития Василия Нового и Григориева видения»: к постановке проблемы // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2009. Вып. 7. В 2-х ч. Ч. 2. С. 154–168.
2. Ануфриева Н. В. Об особенностях бытования «Жития Василия Нового и Григориева видения» в средневековых книжных традициях // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. 3. Екатеринбург, 2010. С. 161–232.
3. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
4. Вилинскiй С. Г. Житiе св. Василiя Новаго въ русской литературѣ. Ч. 1. Одесса, 1913. Ч. 2. Одесса, 1911.
5. Дергачева И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М., 2004.
6. Сахаровъ В. А. Эсхатологическiе сочиненiя и сказанiя въ древне-русской письменности и влиянiе ихъ на народные духовные стихи. Тула, 1879.
Комментариев пока нет