С 27 по 29 июня 2024 года в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Убранство русской иконы». Ежегодная научно-практическая конференция, организуемая Ферапонтовским обществом сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, а также музеем-заповедником «Ростовский кремль» (г. Ростов Великий), уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года. Благодаря тому, что конференция проходила в Ростове Великом, на мероприятие приехало большое число исследователей. Докладчики и слушатели с большим трудом смогли вместиться в предоставленное помещение конференц-зала Конюшенного двора, что, к сожалению, не способствовало комфортному проведению мероприятия. Среди них специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до блистательных селекционистов произведений старообрядческого и древнерусского искусства.
Открывая конференцию, с приветственными словами выступили заведующий отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаил Алексеевич Чернов и кандидат исторических наук Александр Геннадьевич Морозов (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов).
С пленарным докладом «Иконное убранство XVIII — начала ХХ века: традиционные формы и нетрадиционные пути» выступила кандидат искусствоведения Ирина Владимировна Злотникова (АRT экспертиза, Брянск).
«Согласно толковому словарю русского языка, убранство — это обстановка, украшение содержания. Таким образом, уже в самом представлении у нас раскрываются все категории, по сути дела, нашего иконного убранства. На начало XVIII века уже сложились и сохранялись до начала XX века в неизменном виде вполне определенные, ставшие традиционными, формы иконного убранства, а также материалы и техники их изготовления, и всевозможные отличные литературы. XVIII столетие не выходит за рамки традиционных форм, однако именно с этого времени значительную роль играют три фактора, оказавшие решающее значение на дальнейшую эволюцию иконного убранства. В первую очередь, это новый художественный стиль, затем — новые материалы и технологии, и в-третьих, промышленное или фабричное производство, то есть машинная обработка. В XVIII веке все виды иконного убранства подчиняются общим модным тенденциям. Вот с этого начинается разъезд, скажем так, влияния стиля. Стиль становится главенствующим, а технология занимает подчиненное место. В XIX веке на первый план выходит уже технология.
В связи с этим наблюдается следующий процесс. При сохранении традиционных форм и техник, при сохранении их до начала XX века, появляются новые материалы и новые технологии, которые воплощаются как в старых формах, так и порождают новые.
В эпоху модерна, это конец XIX-начало XX века, наблюдается синтез стиля и технологии. Таким образом, иконное убранство подчиняется различным стилям. В эпоху развития промышленности иконное убранство становится результатом деятельности не только кустарных промыслов, но и фабричного производства.
Весь процесс производства иконного убранства в XIX и начале XX века ознаменовался двумя главными процессами. Замещение одного материала другим и имитация более дорогих материалов. То есть, собственно говоря, в принципе, сама имитация происходит из XIX века. Традиционное убранство, которое сложилось и существовало до начала XX века, предлагаю разделить для удобства на три основные категории. Это убор, обрамление и украшение. Обрамление формирует пространство в одной плоскости, и украшение — это дополнительный, но необязательный декор.
Убор делится на две части. Часть иконного изображения, непосредственно сама икона, и съемная часть. К части иконного изображения можно отнести
Вторая часть убора, неотъемлемая часть иконного убранства — это съемные элементы».
Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, академик РАХ (Российская академия художеств, Москва) рассказала о проблемах изучения серебряных окладов XIX — начала XX в.
Доклад о домашних иконах зажиточных ростовских крестьян в XIX — начале XX века представил Александр Геннадьевич Морозов, кандидат исторических наук (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов). Морозов отметил, что ранее данной темой занималась Е. И. Сазонова. Среди икон из праздничного цикла в домах встречались изображения Воскресения Христова, Благовещения, Преображения, Покрова Богородицы, Троицы, Успения, Рождества Христова, Сретения. Среди Богородичных икон — Казанская, Владимирская, Толгcкая, Неопалимая Купина, Рождество Богородицы, Знамение, Иверская, Всех Скорбящих Радость. Среди общехристианских святых наиболее почитаемым был образ Николы Чудотворца, а также изображения святых, являвшихся патронами членов семьи. Среди русских святых на первом месте находится изображение преподобного Сергия Радонежского.
С докладом «Драгоценное убранство русских икон XIV–XV веков» выступила Ирина Анатольевна Стерлигова, кандидат искусствоведения (Государственный институт искусствознания, Москва). Докладчик рассказала о видах, различиях и украшениях иконных окладов в XIV–XV веках.
Драгоценному убору храмовой иконы «Успение Богородицы» Ростовского собора посвящен доклад кандидата искусствоведения Татьяны Львовны Никитиной (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов). Сама икона и ее убранство были созданы в 1690-е гг. по заказам митрополита Иоасафа. Икона не сохранилась, в музейное собрание попали отдельные части ее драгоценного убора, и, в частности, один из трех золотых с драгоценными камнями венцов, выделявших образы Христа, Богоматери и Души Богоматери. Изучение архивных документов и старых фотографий позволило проследить историю формирования и переделок драгоценного убранства иконы, а сравнение золотого венца с подобными памятниками конца XVII века — связать его с кругом золотых изделий придворных ювелирных мастерских Московского Кремля.
В докладе Марины Николаевны Ходосовой (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов) впервые была представлена вниманию специалистов коллекция шитых риз на иконы в собрании Ростовского музея, а именно шесть памятников, недавно отреставрированных для показа на выставке бисерного шитья, прошедшей в музее в 2022 г. Оклады, расшитые жемчугом, перламутром, стеклярусом и бисером — вид иконного убранства, широко распространенный в XVIII–XIX вв., он пока мало исследован, но вызывает живейший интерес специалистов.
Изучая иконы, ученые традиционно рассматривают иконографические и технологические особенности собственно иконописи, оставляя вне сферы своих интересов оклады, украшения и обрамления икон, особенно если они сделаны не из драгоценных материалов. Таким образом, они исключили из исследований целый пласт декоративно-прикладного искусства, который сегодня катастрофически быстро исчезает. В результате, в отечественной науке оказались непроясненными истоки традиции украшения икон фольгой и другими нетрадиционными материалами, типология подобных украшений, их художественные достоинства, ареал распространения, пути развития традиции с XVIII века по советское и постсоветское время. Независимый исследователь Лаймуте Федосеева-Бенешюнайте (Вильнюс, Литва) выступила докладом «Вырезание из бумаги. Традиция декорирования „Святых картинок“ в Литве». Традиция вырезания украшений из бумаги имеет очень древние корни. Исследователь рассказала о своей бабушке, которая старалась с помощью бумаги украсить фотографии своих родных и близких. Кроме семейных фотографий декорировали красный угол, делали так называемые святые картины, вырезали обрамления из бумаги. Рамки позволяют подчеркнуть, но нисколько не затмить содержание картин. Люди не могли вкладывать большие средства в дорогие оклады, поэтому пользовались услугами мастеров-умельцев или делали сами. Сейчас эта традиция бумажного обрамления жива, в Литве много, кто этим занимается.
В рамках конференции состоялось открытие выставки «Убранство русской иконы». Выставка, посвященная явлению убранства русской иконы, подготовлена Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» совместно с Ферапонтовским обществом сохранения и изучения памятников древнерусского искусства, Музеем Императора Николая II и Музеем народного искусства.
Среди экспонатов выставки представлены: иконы в резных и профилированых киотах; иконы в различных окладах из серебра, латуни и меди; иконы в окладах из бисера и стекляруса; детали иконных окладов: венцы, цаты, коруны и подвески; пасхальные яйца; лампады из стекла, фарфора и металла; рушники; разнообразные подсвечники и другие атрибуты украшения и почитания икон. Всего более 250 экспонатов, половина из которых — из собрания Ростовского музея.
Помимо организаторов свои предметы на выставку предоставили коллекционеры икон из 8 городов России: Москвы и Санкт-Петербурга, Павлова Посада и Тулы, Ярославля и Ростова, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Также на выставке представлены предметы коллекционеров из Италии и Беларуси.
Татьяна Владимировна Зуйкова (Дом-музей «Зажиточная крестьянская изба», д. Хахалы, Нижегородская область) выступила с докладом «Икона святителя Николы из Красного угла дома кержака. К вопросу об иконописании на Керженце». Исследователь рассказало найденной в одном из домов деревни Хахалы старообрядческой иконе святителя Николы. В ходе исследования был сделан вывод, что на Керженце была своя иконописная мастерская, причем не одна, поскольку на других местных образах присутствует надпись на обороте. Было проведено исследование стилистики образов на иконах и обнаружено единство в рисунке. Докладчик отметила, что иконы происходят из старообрядческого Комаровского скита. Можно предположить, что одним из центров иконописания на Керженце был именно Комаровский скит. Татьяна Владимировна также выразила желание продолжить изучение и анализ икон и пригласила научное сообщество в Дом-музей «Зажиточная крестьянская изба» для обсуждения и дальнейших исследований.
Маргарита Владимировна Алмазова (Нижегородский государственный университет, Нижний Новгород) рассказала о божницах Нижегородского Заволжья. В своем докладе Алмазова представила классификацию божниц по времени, резьбе, архитектурному образу и смысловой нагрузке, а также подняла тему сохранения старинных божниц и наличников.
Марина Михайловна Федорова, кандидат культурологии (Ярославский государственный музей-заповедник, Ярославль) рассказала о предметах с живописью по эмали в ризнице Ярославского архиерейского дома по описи 1853 года.
С сообщением о реставрации шитого оклада Иверской иконы Божией Матери XIX века выступила Наталья Викторовна Син (Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет, Москва).
Михаил Алексеевич Чернов (Музей истории и культуры староверия, Боровск — Москва) представил доклад, посвященный Калужского образу Богородицы в церковных, музейных и частных собраниях.
Богоматерь Калужская, как известно, является одной из главных святынь, или самой главной святыней города Калуги и всего Калужского края. Известно множество списков этого образа. И, как свидетельствуют еще дореволюционные церковные историки, практически в каждом храме Калужской епархии обязательно был Калужский образ Богоматери. Богато украшенная драгоценными окладами, в пышных киотах, эта икона всегда привлекала к себе внимание большого количества верующих и страждущих.
Доклад «Оклады чудотворной иконы Николы Вятского Великорецкого» представили Мария Александровна Маханько, кандидат искусствоведения (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва) и Ольга Владимировна Крупина (Вятский музей им. Братьев В. М. и А. М. Васнецовых, Киров).
Татьяна Викторовна Игнатова (Музейно-информационный центр Преображенского старообрядческого монастыря, Москва) в своем докладе «Оклад как улика. Расследование кражи икон из Богоявленской моленной Преображенского богаделенного дома в 1860-х годах» рассмотрела многочисленные исторические источники, посвященные расследованию старинного преступления. Расследование кражи икон не привело к результатам, арестованные и подозреваемые были освобождены. Иконы так и не были найдены.
Марианна Павловна Пантелеева (Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов) посвятила свой доклад серебряному окладу Евангелия Хилковых. В ходе доклада состоялось обсуждение деталей орнамента и украшений на окладе. Также докладчик рассказала о заменах и утраченных элементах оклада. В докладе был сделан акцент историческую значимость Высоцкого Владычного Монастыря, а также рассказано о связанных с ним святых и иконах.
Галина Григорьевна Нечаева (Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова, Ветка, Республика Беларусь) выступила с сообщением «Два оклада на старообрядческие иконы конца XVIII в. „Успение“ и „Никита-воин в житии“. Система передачи пространства».
Завершилась конференция авторской экскурсией «Под Покровом Богоматери „Умиления Ростовская“», которую провела Мария Леонидовна Рубцова.
Комментариев пока нет