«Старообрядческое кладбище? — нет, не знаю про такое, — пожала плечами женщина. — Да не ищите, здесь никто не знает, одни дачники живут.
— Это вам в лес надо, — зажгла надежду на успех поездки стоящая рядом старушка, повязанная платком. — Только как вы доедете туда — не знаю, дорога плохая. А искать тяжело. Ну, держитесь сначала левее, потом правее, затем идите прямо и найдете…»
В поселок Карпушиха, где берет начало гряда Веселых гор — святого и значимого для уральских старообрядцев места, в 150 километрах от Екатеринбурга, за Кировградом и Верхним Тагилом, мы приехали далеко за полдень. Стоял хмурый денек, в меру теплый. Самое время для лесных походов.
Начало поискам — а по записям и устным описаниям найти место почти невозможно! — было положено еще на въезде в поселок, у стелы, где встречный мужик, удививший, что знает о кладбище староверов, «где могила Ермогена», согласился помочь, и поехал вперед провожатым. Метров через семьсот остановился, махнув из окна — мол, езжай туда, а сам умчался вдаль.
Старое кладбище — в полутора-двух километрах от Карпушихи, однако найти его непросто. Пришлось по взмаху руки той старушки стараться определять направление, а затем наугад идти сначала по грунтовой дороге и потом блуждать по хвойно-таежному лесу в надежде набрести на старинные могилы. Нет их! Покружив в траве по пояс, снова вышел на первоначальную лесную грунтовку, чтобы искать погост в другом направлении. И каково же было удивление, когда кладбище все-таки встретилось — неожиданно, за очередным поворотом с трудом угадываемой дороги! Одна могила, другая, и вдруг взору открылось то, на что и вовсе расчета не было. Несколько покосившихся деревянных столов метров по десять в длину, накренившаяся поленница дров, костровище, могильные холмы, чуть в удалении — навес из жердей с рукотворными аналоями, добротно-сколоченные опоры для иконостаса, лестница из подручных деревяшек, прислоненная к лиственнице, и кресты, кресты… Многие из них истлели, покрылись мхом, другие частично обновлены, краской выведены фамилии: Тимофеевы, Южакова, Николаев, Гудков.
Так вот ты какое, старинное кладбище староверов у подножия Веселых гор! На территории метров 50 на 50 вытоптаны тропы между могилами, иные из которых практически ушли в землю. Но явственно чувствуется — место, хотя и глухое, не заброшено. Я был здесь в августе, должно быть, через несколько недель после массового паломничества сюда часовенных беспоповцев. И хотя не видел я их, и представить не мог, сколько их ныне здесь собирается, говорить можно явно не об одном десятке человек. Может, до сотни. Впрочем, по сравнению с былыми временами эти цифры ничтожны — говорили, что в начале ХХ века собирались на этом погосте, где находится и могила инока Германа, по другим данным, Гермогена — до шести тысяч человек. Население большого поселка! Сходились сюда неспроста — чтили место погребения отшельника и то, что именно здесь, по преданию, располагался его скит. Побыв здесь, паломники шли дальше, труднопроходимыми тропами к могилам трех других иноков, у каждой из которых совершали моления.
Вот как описывал те массовые приходы старообрядцев сюда фельетонист дореволюционной газеты «Уральская жизнь» Владимир Афанасьев, известный под псевдонимом В.Санин: «Перед моими глазами открылось оригинальное зрелище. Поляна площадью десятин в шесть, окруженная сплошной стеной столетнего леса, отстоящая на десятки верст от жилых центров, представляла собой густонаселенный табор. На всех направлениях виднелись сотни повозок, палаток, дымились костры, и вокруг всего этого копошилось бесчисленное множество людей — мужчины, женщины, дети»…
От себя добавлю лишь, что в те годы как такового поселка Карпушиха не было, основан он лишь в 1914 году, поэтому места здесь были настолько глухие, что староверы могли уверенно собираться тысячами для общения и молитв и не бояться, что их кто-то «накроет». К тому же время это известно как «золотой век» Старой веры, и, значит, препятствий для духовных встреч не было.
Примечательно, что, по данным краеведа Сергея Кузнецова, староверы со всей России массово приходили на Веселые горы до 1962 года — почему указана эта дата, непонятно. Быть может, из-за того, что с годами все больше обмирщались староверы и не могли уже держать молодежь «в узде», а та традиции предков перенимала неактивно, и уже не прельщало ее ходить по многу дней в лесах и на горах. К слову, известно наверняка, что хоронить здесь людей продолжали и в 1965-м.
Что случилось позже — и вовсе неясно, но известно, что поток верующих сюда многократно сократился. Однако в наши дни, как уже понял читатель, традиция снова стала возрождаться.
Мне по роду деятельности много где приходилось бывать, но это кладбище произвело неизгладимое впечатление. И потому позволил я себе здесь ненадолго присесть, хотя среди деревьев вечерняя мгла окутывала все сильнее… Еще раз обхожу святое место, всматриваюсь в кресты: опознать могилу инока не удается. Она здесь, но где — не пойму.
Стою под «навесом». Правда, таковым он становится лишь тогда, когда на жерди натягивается клеенка или брезент. А сейчас над головой — верхушки деревьев и небо.
Представляю, как, по традиции, справа плечом к плечу тут располагаются старообрядцы-мужчины, слева — женщины. Как лесной воздух наполняется запахом свечного воска, как читается десятипоклонный начал и староста замолитвствует.
А потом я подумал, как жил здесь и молитвой спасался Герман, тропинки к жилью которого со временем проторили все окрестные старообрядцы.
Кажется, само время здесь остановилось. Тишина. Не чирикают птицы, не дует ветер.
Много ли традиций сохранилось у русского народа — не надуманных, а таких вот уникальных, характеризующих нас людьми, достойно продолжающими дело предков? Вот, например, ходить к святым местам — не напоказ, а смиренно, как завещали отцы, почитая память иноков и святых угодников Божиих…
Размышляя об этом, обошел я кладбище несколько раз, стараясь все запомнить, впитать умиротворенный дух этого места. Поклонился могилам. И, дав обещание вернуться сюда еще не раз, отправился в обратный путь, за двести с лишним километров, в Екатеринбург.
Вот такие они, уральские Веселые горы, чтить которые — святой долг каждого из нас.
Фото автора
Комментариев пока нет