Мы продолжаем публиковать серию фоторепортажей известного путешественника, фотографа и блогера Антона «cheger» Афанасьева, посвященных истории нижегородских старообрядческих скитов. Вы можете прочитать очень захватывающие предыдущие фоторепортажи: «О староверах на Нижегородчине: Комаровский скит и скит Новый Шапран», «О староверах на Нижегородчине: Осинковский и Оленевский скиты, Шарпан, могилы отцов Иосифа и Даниила», «К могилам старообрядческих отцов: Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия», «Заволжские скиты: Одинцовский, Фундриковский, Улангерский, Осинковский», «О староверах на Нижегородчине: люди».
Совсем забыл, что у меня есть немного фотографий разрушенных старообрядческих церквей, которые я успел посетить весной во время поездки по нашим, нижегородским, старообрядческим скитам. На самом деле их больше, но от некоторых вообще ничего не осталось, а до некоторых я так и не смог доехать. Как я уже сказал, дело было весной, поэтому фотографии в основном весенние, особенно сильно растекшаяся Ветлуга.
Конечно, зрелище это довольно печальное, вообще не люблю я такие старые полуразрушенные здания — уж сносили бы их до конца что ли, а то и не реставрируют, и не сносят — так и стоят, как призраки.
Одна из местных бабушек-старообрядцев.
В Будилихе их почти не осталось, а те, что остались молятся дома — церковь совсем разваливается. А раньше, говорит, со всех окружных деревень сюда съезжались, даже со всего района — церковь-то старообрядческая тут одна такая была. И в газеты писала, и какие-то телевизионщики приезжали — некому её восстанавливать, не на что, да и особо не для кого — старообрядцев тут с каждым годом становится все меньше: молодые все или в православии, или вообще не верующие, так что останется от той церкви через пару лет только груда бревен да досок…
Зато такими местами интересуются «старьевщики», которые ездят по глухим деревням и скупают старинную вещи, особенно любят они иконы: если по-хорошему не отдаешь, могут и ночью залезть в окно и ограбить. Поэтому ко мне, когда я приехал в деревню, относились с подозрением: уж не «старьевщик» ли?
Сама Будилиха довольно большое село, иногда даже с каменными домами, что для «лесного» Заволжья довольно редкая вещь.
Но очень много домов выглядит плачевно — жить тут просто некому. Слишком далеко от областного центра, даже дачников не много, эти зато скупили все что можно в радиусе 50 км от Нижнего.
Старообрядческая община (Белокринницкого согласия) в Будилихе зарегистрирована в 1906, одной из первых в губернии. Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена, вероятно, на основе старого молитвенного дома. Четверик с пятигранным алтарем, с многоярусной колокольней на кирпичных столбах, завершавшейся луковичным куполом. Закрыта не позже 1930-х. В настоящее время в аварийном состоянии, основной объем здания обрушился и скорее всего восстановлению не подлежит…
«Луковка» сейчас валяется уже где-то на земле, доски растаскиваются на заборы…
Перед ней располагается пруд — думается, что когда-то тут было очень красиво!
А это уже Ветлуга — очень сильно разлившаяся в этом году!
Пойму полностью затопило — летние рыбацкие домики находятся в воде, дорога тоже.
А вот с одной из деревень река подмыла несколько домой, некоторые вообще смыла, вместе с жильцами. Помню, даже в новостях говорили.
Ветлуга
В стороне от Ветлуги, уже в Ковернинском районе, в старинной деревне Мартыново, стоит на кладбище ещё одна полуразвалившаяся церковь — Успения Пресвятой Богородицы. Эта единоверческая церковь была построена в 1854 году и сейчас находится, как вы видите, в ужасающем состоянии.
В одной из стен пробита большая дыра
Что интересно, здесь же, в Мартыново, находится преинтересная усадьба, которая после революции являлась школой, после развала СССР — магазином, теперь она постепенно разваливается, как и сама деревня… Странно, что ещё наличники не все сперли.
Ну и последнее место, про которое я хочу вам сегодня рассказать, находится в деревне Попово, что в Борском районе. Оно ещё знаменито тем, что именно тут родился Н.А.Бугров. Видимо, поэтому он построил тут множество зданий, предназначенных для самых разных нужд. Когда-то тут были: старообрядческая молельня, здание богадельни, общежитие для учащихся (1903 г.), служебный корпус, здание бани. Сейчас от всего этого осталось немногое…
Однако когда-то тут учились дети старообрядцев, которые по понятным причинам посещать обыкновенные школы не могли да и не хотели. Вообще, грамотность среди староверов была очень высокая. Однако к концу XIX века «домашние старообрядческие школы» исчерпали свои возможности. Они были малы, да и предпринимательские дела купцов-старообрядцев требовали более грамотных кадров. Ведь в них в основном давали богословское образование, и они уже не удовлетворяли возросших потребностей в грамотности, особенно технической.
Николай Александрович понимал необходимость легализации образования детей старообрядцев в соответствии с канонами исповедуемой ими веры. Ему требовались технически грамотные кадры, ведь большинство его работников и служащих были старообрядцами.
В связи с этим, купец и промышленник задумал основать легальную школу для детей старообрядцев по светской программе.
Интересна история появления этого учебного заведения.
Впервые о нем заговорили в 1888 году. Тревогу били православные священник и псаломщик села Кантаурово. В рапорте благочинному округа В.И. Беляеву они сообщали, что «в д. Попово открыта старообрядческая школа купцом I гильдии Н.А. Бугровым в нововыстроенном здании без разрешения Высшего начальства. В ней под руководством учителя из старообрядцев обучалось 30 мальчиков.
В.И. Беляев лично едет в Попово, но присутствующие на занятиях 17 учеников все успели скрыться прежде, чем мы были пущены в дом». Появление здесь школы не было случайным. Как сообщала газета «Старообрядец», «населенные пункты округи деревни Попово, Белкино, Тюрпно, Зуево, Ситниково, Кучиши, Шлыкове. Плосково, Филипповское с населением в 90 душ мужского пола, сплошь заряжены расколом».
За школой велся двойной контроль — инструктора народных училищ и местного духовенства. Но все-таки школа была легализована, а чтобы ее учредителя впредь не упрекали в самоуправстве, был разработан и растиражирован «Устав старообрядческого одноклассного училища Министерства народного просвещения в д. Попово Семеновского уезда Нижегородской губернии». По нему Н.А. Бугров состоял «Учредителем и Почетным Блюстителем школы».
Первая в нижегородском крае старообрядческая школа вступила в свои права, первый пункт в уставе школы гласил: «Старообрядческое одноклассное училище Министерства Народного Просвящения Училища в д. Поповой, учрежденное 1-ой гильдии купцом Николаем Александровичем Бугровым, назначается для обучения детей мальчиков исключительно старообрядческого исповедания».
Учреждение этой школы было разрешено не в пример для других подобных ходатайств, и существование ее было обусловлено особливыми требованиями. Условий было несколько: чтобы число учеников не превышало 120 человек: в школу принимались дети крестьян беглопоповского согласия только из 16-ти деревень Семеновского уезда, смежных с д. Поповой.
«Все желающие обучаться в училище, принимаются по надлежащим удостоверениям из местных волостных правлений о принадлежности их родителей исключительно к старообрядчеству».
Освящал вновь открытую школу отец Михаил из Городца.
Добротное здание школы Н. А. Бугров построил из красного кирпича, оно было создано переходами с двумя жилыми корпусами. По свидетельству современников, оно представляло собой «училище нового типа».
Интересны также сведения о том, как описывал в 1890 году первую в России старообрядческую школу благочинный, надзиравший над ней: «Училище находится в обширном деревянном доме. Передняя половина — из двух светлых и высоких комнат, приспособленных к классным занятиям, задняя и над ней мезонин — для проживания учеников, учителей и служащих. В одной из комнат на передней стене прекрасный портрет ныне царствующего императора в вызолоченной рамке овальной формы с короной наверху».
Немного поодаль от основного комплекса зданий находится ещё один корпус, в котором сейчас располагается поповская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Тут ещё в 1925 году открылся дошкольный детский дом.
В 1936 году его перевели в Чкаловск. А на смену привезли ребят из Оранской колонии строгого режима. В 1941 г. многие из колонистов отправились на фронт. Поповский детский дом приютил детей из блокадного Ленинграда, дал кров детям, оставшихся сиротами. В 2005 году исполнилось 80 лет детскому дому.
В 60-х годах детский дом был преобразован в школу-интернат, где учились и воспитывались дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей.
В 1975 году школа-интернат стала коррекционной школой-интернатом для умственно отсталых детей. За этот период контингент детей существенно изменился, увеличилось количество детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время школа-интернат занимает одно здание, состоящее из двух корпусов: учебного и спального.
Здесь обучаются и воспитываются дети, имеющие нарушения в умственном развитии из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Комментариев пока нет