В центре Москвы есть по крайней мере одно здание, красота облика которого принадлежит творению рук малоизвестного московского скульптора Ивана Федоровича Рахманова. Начинал он свой творческий путь как журналист, печатался в журнале «Путь», также занимался живописью, но в итоге выбрал для себя путь скульптора.
Иван Федорович Рахманов родился в Москве в 1883 году в семье московских купцов-старообрядцев. По отцовской линии корни династии Рахмановых были крестьянские и уходили в село Слободищи, что в подмосковных Гуслицах. Оттуда родом был их пращур, Леонтий, «из отпущенных (на волю) от супруги действительного камергера О. А. Жеребцовой крестьян Московской губернии Бр. уезда Гуслицкой волости сельца Слободищ» с 1797 г.
Кратко остановимся на родословной Рахмановых. У Леонтия Леонтьевича и Феодосии Георгиевны было три сына: Андрей, Григорий и Семен. Григорий женился на Евфимии Ивановне, с которой у них было четверо детей: Григорий, Иван, Евдокия и Василий.
Иван Григорьевич Рахманов, купец 2-ой гильдии (похоронен на Рогожском кладбище), был женат на Александре Карповне Шапошниковой. Его сыновья: Федор (1822-1884), Иван (ок. 1822-1866), Петр (1817-1839), Семен (1807-1854) и Карп (1826-1895).
Семен Иванович был женат дважды. Первый брак был с Анной Семеновной Симоновой, второй — с Серафимой Федоровной Карташевой, с которой у него было пятеро детей: Иван (1845-1866), Александра (1849-1870), Маргарита (1850-1867), Елизавета и Федор (1848 — 19.01.1914).
Федор Семенович Рахманов, отец Ивана Федоровича, был потомственным почётным гражданином и крупным хлеботорговцем. Мать, Ольга Викторовна Осипова, также происходила из не менее достойной старообрядческой семьи купцов. Всего в семье было шестеро сыновей и шестеро дочерей.
В 1898 году по заказу Федора Семеновича было начато строительство четырехэтажного доходного дома на Покровке. Проект дома выполнил московский архитектор Петр Александрович Дриттенпрейс. В этом «Доме с колосьями» и поселилась семья Федора Семеновича Рахманова.
А в начале Покровской улицы (ныне Бакунинская) жила семья Георгия Карповича Рахманова — двоюродного брата отца Ивана Федоровича. Он был известным общественным деятелем, издателем, профессором Московского Университета, принимавшим активное участие в деятельности Рогожской старообрядческой общины.
Как и у большинства старообрядцев, в доме Рахмановых существовала тайная семейная моленная, которая именовалась Моленной Покрова Пресвятой Богородицы. В храме было огромное количество древних икон, собранных Рахмановыми. Это не была коллекция как результат целенаправленного и настойчивого собирательства; это было родовое наследие, предметы которого сохраняли свое исходное, церковное назначение и бытование и передавались из поколения в поколение [1].
В 1917 году храм был закрыт, собрание икон целиком передано в Исторический музей, а позднее переведено в Третьяковскую галерею. Во многих музеях хранятся иконы, известные как «рахмановские», из их дома и храма на Покровке. Бесценные иконы, переданные в дар членами семьи Рахмановых, находятся также в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище [2].
Семья Рахмановых была очень большой и дружной. Летом все съезжались на дачу в Кунцево, где весело и с пользой проводили время в теплом семейном кругу. Играли в крокет, пили чай из самовара, варили варенье. Иван Федорович часто творил за мольбертом.
Общее образование Иван Федорович получил в Московском университете, скульптурой начал заниматься с 1905 года, во время своей учебы в частной школе В. Н. Мешкова, где преподавал С. Т. Коненков. Познакомились они ранее, когда С. Т. Коненков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества [3], и до конца жизни оставались друзьми.
По словам Коненкова, Иван Федорович «недурно лепил портреты с натуры, а затем под моим руководством переводил их в мрамор». «При среднем таланте его ждет успех», — писал в 1910-е годы о своем ученике С. Т. Коненков, упоминая о нем как об «одаренном дилетанте, знатоке искусств» [4]. Рахманов через всю жизнь пронес чувство глубокой признательности своему учителю [5].
С 1906 по 1908 гг. Иван Федорович работал в мастерской у Андреева с группой учеников, позднее — самостоятельно, в Москве. Его мастерская располагалась в Хлебном переулке.
В 1910 году И. Ф. Рахманов впервые принимает участие в выставке общества «Московский салон». Это общество было организовано выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества и существовало в Москве с 1910 по 1921 гг.
В 1912 году Иван Федорович вместе с С. Т. Коненковым, скрипачом Анатолием Францевичем Микули и музыкантом и художником Василием Ивановичем Денисовым отправляются в Грецию. Финансировал эту поездку сам Иван Федорович. Он был очень увлечен античностью, наизусть читал Гомера.
Как вспоминал С. Т. Коненков в своих мемуарах:
«Приехали в Одессу, увидели Черное море. Рахманов, впрочем, как и все мы, очарованный открывшимся взору морским простором, напутствовал нашу компанию гекзаметрами Гомера.
Так светлоокая Зевсова дочь Телемаку сказала,
Вызвав его из устроенной пышно палаты столовой,
Сходная с Ментором видом и речью: «Пора, Телемак, нам,
Все собралися уж светлообутые спутники наши…
При этих словах Иван Федорович, улыбнувшись морю, широким жестом правой руки обвел всех нас, ради весеннего теплого дня действительно обутых в легкие светлые ботинки, и продолжил обращенную к Одиссееву сыну речь Афины Паллады:
Сидя у весел, они ожидают тебя с нетерпеньем,
Время идти; не годится нам доле откладывать путь свой».
Иван Федорович вырубал из мрамора «менад» и «дриад», не забывая и о своем журналистском ремесле. Его «Письмо из Греции», опубликованное в девятом номере журнала «Путь» за 1912 год, — достоверное свидетельство царившего на вилле Венецанос творческого воодушевления [6]. Но в 1913 году он покидает журнал.
Осенью этого же года они едут в Египет и возвращаются в Москву через Италию.
После революции Иван Федорович участвовал во многих выставках, в 1925 году в выставке группы художников ОБИС («Объединенное искусство»), открытой в Москве в Государственном историческом музее. Он являлся одним из учредителей Московского профессионального союза скульпторов-художников в Москве и членом президиума Московского областного союза советских скульпторов.
В 1925 году было создано Общество русских скульпторов (ОРС), одним из учредителей, членом правления и казначеем которого был Иван Федорович. В состав Общества входили почти все известные московские скульпторы, ряды ОРС также регулярно пополнялись за счет выпускников скульптурного факультета Вхутемаса — Вхутеина. Общество провело четыре выставки, в марте-апреле 1926 (Государственный Исторический музей), в апреле 1927 (Музей Революции), в июне 1929 и июне 1931 (обе — ГМИИ).
И. Ф. Рахманов был участником Второй (Работа «Пролетарский Гимн»), Третьей (работа «Муза-Комсомолка») и Четвертой выставок скульптуры ОРС. Весной 1932 года Общество было ликвидировано.
Список скульптурных работ Ивана Федоровича Рахманова, составленный им в январе 1927 года [7]:
1) Голова женщины, 1910 г.
2) Фигура стоящего мальчика, 1909 г., гипс.
3) Фигура сидящего мальчика, 1909 г., гипс.
4) Голова мальчика (частн. собр.) 1912 г., мрамор.
5) Голова женщины (частн. собр.) 1912 г., мрамор.
6) Голова старика (частн. собр.), 1912 г., мрамор.
7) Группа «Любовь» (частн. собр.), 1912 г., мрамор.
8) Египтянки, 1912 г., дерево.
9) Автопортрет, 1913 г., камень.
10) Воспоминание, 1914 г., мрамор.
11) Портрет сестры, 1914 г., камень.
12) Бюст Яна Гуса (вестибюль Московского Университета), 1915 г., гипс.
13) Купидон (фигура ребенка), 1915 г., камень.
14) Голова девушки, 1916 г., бронза.
15) Проект памятника Софье Перовской (на Миусской площади), 1918 г., гипс.
16) Цитатная доска с портретом П. А. Кропоткина, 1918 г., гипс.
17) Пугачевский бунт (эскиз), 1920 г., гипс.
18) Материнство, 1922-24 гг., мрамор.
19) Головка ребенка, 1924 г., гипс.
20) Голова девочки (Катя), 1925 г., гипс.
21) Моя сестра, 1925 г., мрамор.
22) Александр Блок, 1925 г., мрамор.
23) Модели для терракоты:
а) жница, 1925 г., глина,
б) женская фигура, 1925 г, глина,
в) девочка с ребенком, 1925 г., глина,
г) Иван-царевич, 1925 г., глина.
В 1927 году Иван Федорович создает бронзовый барельеф «Пролетарский гимн». Впервые он был показан 10 апреля на 2-й выставке скульптуры Общества русских скульпторов в помещении Музея Революции.
В том же году А. Бакушинский писал: «…Рахманов по-прежнему увлечен формами греческих антиков строгого стиля, им подражает. Но ныне он менее удачен, чем в прошлом году. Наблюдается некоторая вялость и малая пластическая оправданность формы — особенно в дереве. Лучше — в бронзе» [8].
Его любовь к античности также отразилась в созданных им рельефных фризах на здании поликлиники Наркомтяжпрома в Китайгородском проезде. Эту работу он назвал «Целебная сила природы».
Специалист по психологии творчества Юлия Серебренникова так раскрывает смысл композиции Рахманова: «Сюжет забора крови и лаборантка с пробиркой в руках символизируют кровопролитие — намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью. Во второй сцене — научные методы измерения человека в эпоху торжества утопических подходов к природе: мичуринцы, лысенковцы, евгеника — «наука» выведения улучшенной породы людей. В третьем сюжете — душ и облучение ультрафиолетом — символы очищения тела. Вода и свет — мужское и женское. Примат тела над душой — основа господствовавшей идеологии. Ключевой для раскрытия всего замысла художника — четвёртый рельеф. Слева красивая пара: женщина с теннисной ракеткой и мужчина в форме футболиста. В центре — легкоатлетка попирает ногой копьё (мужское начало) и диск для метания (женское). Справа — идеальная семья: муж, жена и двое детей. Все персонажи сверху объединены большой цветущей ветвью дерева. Пара спортсменов символизирует гармонию мужского и женского начал (аналог Адама и Евы). Ветвь — символ древа жизни, тянущегося слева направо — из прошлого в будущее. А посередине, в настоящем — метафора отрицания божественного, трансцендентного. Метательница — символ бесплодия: одинокой женщине не создать семьи, не родить детей. Центральная фигура убеждает зрителя в бесплодности идеологии. Вспоминается фраза из «Фауста» Гёте: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Пятая композиция — полное отрицание семьи (мужчины больше не нужны), лесбийский тупик. Это послание из 30-х годов нам, живущим сегодня, с прогнозом краха системы. Художник метафорически предвещал неизбежный развал советской власти».
Твёрдые принципы, семья как основа бытия — это впитано с младенчества. Лишённые всего заработанного, своих земель и усадеб, живущие с попранной свободой совести, эти люди, старообрядцы (прим. автора), были вынуждены приспосабливаться к новой власти, сотрудничать с ней, порой поступаясь принципами. Стремясь прокормить жену и двух детей, Иван Рахманов выполнял чуждый своему миропониманию идеологический заказ, но сумел иносказательно выразить то, что невозможно было произнести вслух [9].
Несмотря на новые жизненные условия и идеалы, которые навязывала власть, Иван Федорович прежде всего был художником и творцом, стремившимся отстаивать в скульптуре классические формы. В начале 1920-х гг. он принимает участие в создании двух памятников Ленинского плана монументальной пропаганды.
Первый — это доска с барельефным изображением П. А. Кропоткина и его цитатой «Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев». Скульптор вставил ее в одну из ниш Малого театра со стороны Театрального проезда. В конце 1940-х годов скульптуру накрыли металлической сеткой и покрыли штукатуркой.
Второй работой, входящей в план, был памятник Софье Перовской на Миусской площади, который в настоящее время также утрачен.
Малоизвестна его работа «Наука помогает быть здоровым», рельеф на воротах поликлиники автозавода им. Молотова в Нижнем Новгороде. К сожалению, отчетливых и крупных фотографий, где можно было бы разглядеть этот рельеф, мне найти не удалось. Но если присмотреться, можно заметить справа едва уловимые его силуэты. В данное время ворота со скульптурами на входе в поликлинику утрачены.
В феврале 1947 года в Москве, в МОСХе, прошла единственная персональная выставка И. Ф. Рахманова, на которой было представлено 22 живописных, графических и скульптурных произведения художника [10].
[1]. Е. М. Юхименко. «Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры», М.,2014, С. 52
[2]. http://rpsc.ru/rogozhskaya-sloboda/istoriya-rogozhskoy-slobodyi/rogozhskiy-nekropol/
[3]. Рахманова Е. Ф. Воспоминания о Сергее Тимофеевиче Коненкове. — В кн.: С. Т. Коненков. М., 1980, с. 52
[4]. Ольга Орлова. «Произведения Н. А. Андреева, И. Ф. Рахманова, А. Е. Зеленского в сообрании НГРК»
[5]. Юрий Бычков. «Коненков»
[6]. Юрий Бычков. «Коненков»
Комментариев пока нет