17 декабря Церковь совершает память преподобному Иоанну Дамаскину — великому христианскому святому, гимнографу, богослову, философу. В этот день были именины у Иоанна Павловича Лоскутова, который долгие годы служил в г. Ржеве в сане диакона, а затем уже священником.
Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 — 780 гг.) — христианский святой, один из отцов Церкви, богослов, философ, гимнограф. Родился в Дамаске, в христианской семье. По преданию, Иоанн учился точным наукам и музыке вместе с братом у пленного инока из Калабрии. Дед и отец Иоанна занимали в Дамаске высокие посты. Сам Иоанн также занимал высокую должность при дворе халифа.
С именем Иоанна Дамаскина связывают возникновение образа Богородицы Троеручицы (VIII век). Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, которую поддержал император Лев III Исавр (717-741 гг.), Иоанн написал «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания» и направил их императору. Лев Исавр разгневался и, чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту иконопочитания, оклеветал Дамаскина. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании столицы Дамасского халифата. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности, и в наказание ему отсекли кисть правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную кисть обратно и, затворившись у себя в доме, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что кисть чудесным образом приросла к руке. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе серебряную руку, которая воспроизводится на многих списках иконы «Троеручица».
Оставив государственную службу и раздав имущество, Иоанн ушел в Палестину и принял постриг в монастыре близ Иерусалима, где был рукоположен во священника. Скончался около 780 года и был погребен в обители Савы Освященного. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время известно, что частицы мощей Иоанна Дамаскина находятся в лавре Савы Освященного, монастыре Георгия (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил первое Житие Иоанна Дамаскина.
Преподобному Иоанну принадлежит труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, он составил ряд проповедей о Богородице. Иоанном были написаны много песнопений, в том числе «О тебе радуется…». Ему принадлежат не только каноны Пасхе, Рожеству Христову, Богоявлению — двунадесятым и великим праздникам, но также и заупокойные тропари, которые поются за погребением. С именем Иоанна Дамаскина связана система осмогласия и составление книги «Октай».
Память Иоанна Дамаскина празднуется 17 декабря (4 декабря по старому стилю).
Служение диакона Иоанна
Именно в этот день отмечал свои именины старообрядческий священник Иоанн Павлович Лоскутов, долгое время служивший в г. Ржеве. Иван Павлович Лоскутов родился в 1883 году в деревне Вакино (Квакино?) Иньшинской волости Алексинского уезда Тульской губернии, в крестьянской семье.
До революции Иоанн был певчим Громовской церкви старообрядческого кладбища в Петрограде. Около 1915 года он женился на Екатерине Яковлевне. В 1915 у них родился сын Василий, в 1917 году — дочь Раиса, в 1919 году — сын Алексей.
В скором времени Иоанн был рукоположен во диакона, и в 1922 году определен на служение в I Покровский старообрядческий храм г. Ржева. Диакон Иоанн обладал мощным громовым голосом. Его громкий, красиво звучащий голос украшал каждую службу.
В 1926 году в семье диакона Иоанна и матушки Екатерины родилась дочь Анна, а в 1928 году — дочь Антонида. Проживал диакон Иоанн с семьей по адресу: г. Ржев, угол улиц Ржевской и Декабристов, д. 34/54 квартал 124.
Арест диакона
4 мая 1930 года Ржевским Окружным отделом ОГПУ был выписан ордер № 79 на обыск и арест Лоскутова Ивана Павловича. При обыске в доме диакона было изъято:
разные переписки от руки на пишущей машинке 57 листов. Тезисы проповеди в ученической тетради, учебников пения, закона Божьего и постановлений Епархиальных соборов всего в количестве 15 штук. (неразборчиво) книжка за № 112 сборник религиозно-нравственных стихотворений[1].
Обыск в доме д. Иоанна был 4 мая 1930, однако датой его ареста на разных листах уголовно-следственного дела значатся сразу два числа: 4 и 7 мая 1930 года. Впрочем, неточностей в таких документах хватает, и порой они бывают допущены целенаправленно.
Череда допросов
7 мая диакон Иоанн был допрошен уполномоченным Ржевского Окружного отдела ПП ОГПУ Питкевиц:
«В гор. Ржев я приехал из Ленинграда в 1922 году на должность диякона I Покровской старообрядческой церкви где и служу по настоящее время. За все это время я не замечал что при церкви существуют какие-либо группы или женщины в возрасте от 10 до 30 и старше для спевки религиозных песнопений. Другие группы организации — братство (неразборчиво) и общество по изучению быта и истории старообрядчества несуществовали и не существуют. О преподавании детям закона Божьего мне ничего неизвестно. О том, что церковным советом в 1923 году был преподнесен священнику Попову (протоиерей Андрей Павлович Попов — прим. автора) адрес за организацию при церкви разных групп и обществ как из взрослых также детей, мне ничего неизвестно и я впервые слышу об этом адресе.
Попов каждый год празднует свой день рождения — 17/X, на который каждый год собираются члены церк/совета, знакомые и в том числе я, из членов церк/сов. Седов Константин Иванович, Долгополов Григорий Кузьмич, Цыбин Яков Федорович и руководительница хора — Цыбина Валентина и певчая Куричкова Екатерина. В прошлом 1929 году, в день рождения Попова Андрея мы пили чай, пели многая лета, читали стихотворения и в том числе (неразборчиво) стихотворение Попову от Куричковой Екатерины с надписью «мои впечатления при чтении «Безбожника» где говорилось — «о Боже! Какой злобой на нас дышут враги, сотрем, сотрем, кричат они, церкви с лица земли».
В день моего имени 4/XII (по с. ст.) — 1924 года эти-же лица были у меня в гостях. Пригласил я их именно потому что они являются активными членами прихода. На именинах пели песни — религиозные, читали стихи и разговаривали о церковных делах. У кого еще собирались члены церковного совета я незнаю. — Лоскутов. Допросил Уполном. (неразборчиво)» [2].
Допрос от 23 мая 1930 года: «По существу предъявленного мне обвинения по ст. 58 п. 10 и 11 УК. Виновным себя непризнаю. Так, как ни одной проповеди об антихристе непроизносил. Будучи на именинах у Попова, Цыбиной, Куричковой и других антисоветские беседы невелись и нераспространялись антисоветского характера стихи. Попов читал в своих проповедях об антихристе, указывая, что согласно Священному Писанию антихрист придет, что должен он прийти, но когда, Попов никогда неговорил. Беседы устраиваемые Поповым с прихожанами в церкви я посещал, Попов читал о святых мучениках, о житии святых, о нравственной жизни християн и тому подобные, и я считаю, что там преступного ничего небыло и немогло быть. Протокол мне прочитан и с моих слов правильно написан. Лоскутов Допросил Уполномоченный Питкевиц» [3].
Повторный допрос был 28 мая. Было готово и обвинение:
Берсенев Б. А., Седов К. И., Долгополов Г. К., Лоскутов И. П., Куричкова Е. Г., Цыбина В. Я. в том, что входили в к.р. группировку Попова, и принимали активное участие в организации нелегальных кружков, вели агитацию против власти и распространяли рукописи к.р. характера, т.е. в преступлении предусмотренном ст. 58 п.п. 10 и 11 УК [4].
Приговор
Дело было передано для рассмотрения в Особое Совещание ОГПУ. Выписка из протокола № -41 Заседания Тройки ПП ОГПУ по Запобласти от 10 сентября 1930 г.[5]:
Слушали: | Постановили: |
Дело № 11214 по обвинению Попова Андрея Павловича, Берсенева Бориса Афанасьевича, Лоскутова Ивана Павловича и друг. В том числе 7-ми (неразборчиво) по 58/10 и 11 ст. УК
Секретарь Тройки |
1) Попова Андрея Павловича, 2) Берсенева Бориса Афанасьевича, 3) Лоскутова Ивана Павловича — заключить в концлагерь сроком пять лет каждого. 4) Седова Константина Ивановича, 5) Долгополова Григория Кузьмича, 6) Куричкову Екатерину Григорьевну — заключить в концлагерь сроком на три года кажд. 7) Цыбину Валентину Яковлевну. — выслать через ПП ОГПУ в Сев. Край сроком на три года, считая срок всем семи с 4/5-30 г. |
Отец Иоанн
Иоанн Павлович Лоскутов отбывал наказание в лагерях, а по освобождении приехал в Ленинград. Около 1946-1947 гг. он вернулся во Ржев уже в качестве священника приблизительно до 1958 года. Затем он был определен на служение в город Егорьевск Московской области, где и служил до своей смерти. Похоронен о. Иоанн на Рогожском кладбище в Москве. Его сыновья Василий и Лев погибли во время Великой Отечественной войны, а дочь Раиса жила в Петербурге.
Реабилитация
10 апреля 1989 года Иван Павлович Лоскутов был реабилитирован Калининской прокуратурой:
Лоскутов И. П. подпадает под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х ми начала 50-х годов». И.о. пом. Прокурора Калининской области И. К. Воронцов. Начальник подразделения УКГБ СССР по Калининской области А. Б. Туркевич [6].
Примечание: В цитатах из архивных документов сохранена орфография, пунктуация. Поскольку на некоторых копиях листов архивного уголовно-следственного дела не пропечатана нумерация, в нескольких сносках проставлена двойная нумерация (существующая изначально, и та, которая была выстроена автором).
Комментариев пока нет