Некоторое время назад в одном присутственном месте имел встречу с чиновником высокого областного уровня. Поделился с ним нашими планами по празднованию 400-летия протопопа Аввакума, высказал просьбу о поддержке наших начинаний. И этот взрослый, образованный человек, имеющий отношение к региональной конфессиональной политике, спрашивает меня: «А протопоп — это такая его фамилия или профессия?»
Я озаботился этим вопросом. Кто вообще что знает о протопопе Аввакуме? Мы планируем какую-то широкую программу празднования, какие-то мероприятия, а на кого все это рассчитано? Я опросил небольшую группу студентов исторического факультета. Из десяти опрошенных что-то внятное мне смог рассказать только один человек! И я крайне удивился! Что вообще за празднование предстоит? Что это вообще за такой юбилей, широко известный в очень узких кругах?
Само событие, 400-летие протопопа Аввакума, — это очень знаковое явление. Мало кому известно, что этот юбилей, который оканчивается двумя нулями, поддержан на самом высоком уровне, из Администрации Президента на местах получены указания организационно поддержать связанные с этим мероприятия. Как можно судить по информации в СМИ, регулярно проходят какие-то совещания, встречи в Минкульте РФ, обсуждаются какие-то программы, формируются какие-то бюджеты. Но, несмотря на приближающуюся дату юбилея, не видно каких-то серьезных сдвигов в понимании общественности — а что это вообще за такой юбилей? Кто вообще этот Аввакум? И отсутствие этого понимания вполне логично. Потому что, судя по отрывкам информации о сути программы празднований, можно понять, что планируется этакий междусобойчик для своих, для специалистов, для тех, кто и так в теме. И в этом, мне кажется, самая главная неудача предстоящего юбилея. Опять это праздник для нас самих, старообрядцев. Мы соберемся, помолимся, попоем, покушаем, посмотрим выставки и разойдемся.
Но на самом деле этот юбилей мог бы стать прекрасным поводом обратиться к обществу с весьма высоких трибун и в весьма удачное время, и самое главное — обратиться не на нашем, старообрядческом языке, а на том языке, который будет понятен современному обществу. Мне кажется, что все бюджеты, которые только можно было бы получить, следовало бы направить на популяризацию самого слова «старообрядчество», на узнаваемость этого явления.
Если интересно и умно предлагать информацию, подавать ее так, как воспринимает ее современное общество, применять те способы и символы, которые понятны современным людям, — можно было бы получить неизмеримо больший результат, чем от концертов духовной музыки и строительства памятников.
Современный человек 5,5 часов проводит в смартфоне. Больше времени он только спит в сутках. И тот же смартфон — это прекрасный способ обратиться к этому человеку. Как? Приведу очень показательный пример. Яндекс в сотрудничестве со Сбербанком и группой молодых ученых запустил интересный проект Арзамас.Академи. Эта группа на небольшие деньги делает увлекательные познавательные ролики на темы из разных сфер науки. Так сказать, популяризирует науку, в частности историю. И вот в ролике о русской культуре я вдруг заметил мельком упоминание о протопопе Аввакуме, о его роли в русской культуре, сохранении русского языка. Конечно, там и слова нет, что протопоп имеет отношение к старообрядчеству. Но подобные ролики имеют огромную аудиторию, миллионы просмотров. Их смотрит молодежь, люди по-другому воспринимают историю, культуру, наше прошлое.
Мне кажется, было бы очень полезным направить основную энергию и ресурсы празднования юбилея протопопа Аввакума именно на обращение к массам. Понятное им обращение. Через соцсети, через Youtube, через 1 Канал. Привлечь для этого современных авторов, историков, специалистов PR, режиссеров, менеджеров, креативных художников. И если даже у нас не найдется какого-то особенно глубокого слова, то просто популяризация нашего прошлого, другой взгляд на историю, на роль протопопа Аввакума, на столкновение культур могло бы стать весомым вкладом в дело проповеди. И другой такой шанс еще не скоро представится. Строить, ремонтировать храмы, проводить внутренние празднества мы могли и во времена гонений. А вот нынешних возможностей, мало-мальского содействия власти мы можем уже никогда и не получить.
"Ставка на смерть": Никодим Оптинский.
Вот вам: https://youtu.be/Y36BqK5xcd0
> А еще лучше, используя административный ресурс,
> выступить с настоящим знаменным пением в стенах Московской духовной академии
Провыть по крюкам про "подводную лодочку да за три рублика"?… =))))))))))))))
Вот что делать противящемуся чаду? И что бы под закон не попасть.
Если зовут на одно поприще иди с ним два: всем изготовить и понаставить себе статуэток, памятники, подарочные открытки …завалить всех памятным чествованием п. Аввакуума.
Почему так случилось Господи. Я не хотел быть с вам, но Ты привел меня и я твой сын…устал, что же они творят благочинные. Где же их совесть, где же их придание. Кто ты!
Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию?
(1Пет.4:17)
Идол -кумир — камень преткновения.
"Исус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит."
(Матф.21:42-45)
Вы не подскажите где найти церковь Христа ?
Ме-е-е-е-едальку-то, медальку-то забыли выпустить!!!!!!! Что на нужных людей вешать-то?!
Концерт в Московском Доме Музыки и был нацелен на общественную аудиторию. Его проводили там, а не на Рогожском, чтобы не возникло вопросов о «замирщением», с одной стороны, а с другой – проще посторонним слушателям (не надо шить сарафан для похода в храм).
Однако грантополучатели в подобных ситуациях отчитываются за проведение самого мероприятия, а кто, как и зачем смотрел концерт никакого значения не имеет. Билеты на мероприятия практически не распространялись, кроме как по каналам рогожской лавки и «от знакомого к знакомому». Поэтому зал был заполнен светскими зрителями лишь на треть, остальные были старообрядцы.
Скорее всего, так же пройдут и мероприятия юбилея Аввакума. Будет поставлена жирная галочка, что дело сделано. Организаторы вручат участникам памятные подарки и почетные грамоты.
А выгоднее всего пригласить ну очень уважаемых от крупного бизнеса и влиятельнейшего чиновничества. А чтобы они там чувствовали себя привычнее надо и от РПЦ, например, митрополита Илариона. Плюс шуструю журналистскую свору и понемножку от старообрядческих согласий.
Говорят, что вовремя юбилейных мероприятий Сергию Радонежскому даже единоверцы не смогли выступить в Московской академии, а ВЫ хотите, чтобы старообрядцы. Пригласить из музыкальных учебных заведений — это хорошо, но надо бы и журналистов, политологов, историков, филологов и желательно не только из столицы. А вот кого бы очень необходимо, так это чиновников от культуры из тех регионов, где под разными предлогами тормозят выделение земли и строительство старообрядческих храмов(может дойдет). Но такой тематический концерт требует поддержки и адмресурса, и финансов, чтобы быть не таким узкоспецифичным как был несколько лет назад в Международном Доме музыки когда небольшой зал заполнили одни старообрядцы. А на Рогожском при раздрае (община и Митрополия) неизвестно, что будет, если Освященный Собор не займет жесткую позицию. Кстати, одна прихожанка на собрании общины робко предложила освятить один придел Христорождественского храма во имя свщм. Аввакума
Глеб пишет, кого пригласить на концерт? Кроме им перечисленных, пригласить бы студентов Москвоских духовных школ РПЦ! А еще лучше, используя административный ресурс, выступить с настоящим знаменным пением в стенах Московской духовной академии /там учатся будущие священники и регенты/. Даст Бог, получится какой-то толчок в распространении знаменного пения в храмах РПЦ, а потом и до понимания проблемы раскола дело дойдет.
Немаловажно и организационные особенности мероприятий.
Кого предполагается пригласить на «концерт старообрядческой духовной музыки»? Это будут преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений, историки хоровой музыки, отечественные композиторы и музыканты?
Или как обычно зал будет заполнены певчими старообрядческих приходов съехавшимися на день Жен Мироносиц и традиционно исполняющие песнопения друг для друга?
А план мероприятий, утвержденный Правительством области, (тропинки, мосточки,рисунки,чтения…)?!Спихнули все на беднеький район, а мощный культурный и информационный потенциал областного центра остался в стороне. А крупный бизнес наскреб на обещанную часоаню? Кстати, Большое Мурашкино никогда не было деревней, как ошибочно написано под фото, Это было большое и богатое купеческое село, архитектуре центра которого позавидуют многие областные города, в советское время — поселок городского типа и сейчас тоже райцентр.
Согласна! по опыту небольшой выставки о старообрядчестве знаю, какой жгучий интерес вызвало и религиозное явление "старообрядчество", и отдельные культурные артефакты. Строить памятник на территории Рогожской слободы можно только один — церковь протопопа Аввакума или хотя бы часовню… И надо все медиа ресурсы использовать сейчас по максимуму.
Полностью согласен с о. Иваном. Проект программы празднования опубликован, каких то прорывных идей не наблюдается. Лишь повторение мероприятий которые проходят и так практически ежегодно:
а) международный съезд старообрядцев;
б) торжественное Литературное собрание с участием представителей органов власти, деятелей культуры и науки;
в) богослужения в память протопопа Аввакума (раздельно в каждой старообрядческой Церкви);
г) демонстрацию документального фильма (возможно, на телеканале «Культура»);
д) концерт старообрядческой духовной музыки;
Такоже и западные специалисты, Петром привезенные, «омегу» за «w» посчитали, именуя в писцовых книгах «Иванами».