В Москве 19 февраля 2016 года состоялась встреча ученых-религиоведов, на которой обсуждались научные и правовые проблемы религиоведческих экспертиз, проводимых в судебной практике или при регистрации организаций религиозной направленности.
Целью экспертов, в качестве которых выступают юристы, лингвисты, социологи и религиоведы, является предоставление однозначных ответов на поставленные перед экспертизой вопросы на основании определенных источников и с глубоким изучением объекта исследования. К примеру, в случае проведения экспертизы на предмет определения религиозности какой-либо организации необходимо ее посетить, изучить деятельность, уставные документы и побеседовать с коллективом. Лингвист при проведении анализа религиозных текстов должен учитывать специфику мифологии, образности и восприятия.
По результатам проведения комплексной или религиоведческой экспертизы формулируются ответы на поставленные вопросы об определенной религии либо религиозном течении. Они должны быть изложены логично и системно. Но на практике эксперты при проведении экспертиз часто профанируют все, что связано с религией. Это происходит, например, во время судебных процессов с решением, которое предопределено наличием в государстве дискриминации определенных религиозных общин. Такие псевдо экспертизы могут быть очень опасны для общества, поскольку могут искусственно создавать негативный образ некоторых сообществ и разжигать религиозную вражду.
Указанные проблемы должны были найти решение, для чего и организовали встречу специалистов. В ней приняли участие научные эксперты из разных регионов страны, которые изучают религию с различных сторон. Участники поделились опытом изучения религиозной специфики рассматриваемой проблематики. Среди них были доктора и кандидаты философских, исторических, социологических, филологических, юридических наук и культурологии, юристы и другие специалисты из разных уголков России.
Религиоведческие проблемы обсуждались активно и горячо. Необходимость в подобном мероприятии назрела давно. Поэтому не ощущалось недостатка в объектах обсуждения. К примеру, эксперты высказали недовольство по поводу проведения религиоведческих экспертиз непрофессионалами или представителями одной из заинтересованных сторон, которые делают выводы на основе своих личных представлений или с точки зрения определенной религии. Причин таких нарушений множество. Низкая осведомленность судей и администраторов в вопросах религиоведения приводит к некачественному выбору экспертов, нередко исходя только из уровня религиозности. Но это не главный фактор возникновения проблем при проведении религиозных экспертиз. Основная причина касается вопросов науки и образования в целом. Речь идет об администрировании, обусловленном идеологически, которое деструктивно влияет на все сферы жизни российского общества.
Ученые считают, что для эффективной борьбы с подобными явлениями особенно важен своего рода «иммунитет», в роли которого выступают сами исследователи. Но ждать быстрого выхода из ситуации не приходится. Это подтверждается скепсисом, царящим в обществе. При обсуждении результатов встречи в социальных сетях высказывались мнения о сомнительной ценности подобных мероприятий ввиду того, что практика непрофессиональных экспертиз сохраняется.
Тем не менее это не делает ненужными научные изыскания и обсуждения. Без них надежды на «излечение» общества нет совсем. Участники встречи обсудили общенаучные проблемы применительно к религиозной экспертизе. В частности, речь шла о субъективности и недостоверности, то есть антинаучности религиоведческих экспертиз. Судьи и чиновники опираются на такую лженауку, как «сектоведение», в основе которой идеологическая избирательность. Не только представители «титульной конфессии», но и некоторые ученые руководствуются субъективными религиозными постулатами.
Обсуждение было острым и предметным одновременно. Дискуссия представляла собой не напряженный спор, а работу по поиску решения проблем религиоведческих экспертиз. По результатам круглого стола были приняты некоторые решения, в частности, о создании организации профессиональных религиоведов с выдачей лицензий экспертам. В помощь религиоведам-новичкам решено было безотлагательно подготовить и выпустить в свет пособия по методологии религиоведческой экспертизы с учетом ее юридических аспектов. Кроме того, принято решение разработать справочники религиозных направлений и организаций региональной направленности, которые призваны стать подспорьем для представителей власти на местах.
Все участники пришли к общему выводу о том, что экспертиза должна базироваться не только на профессионализме, но и на научной объективности, честности, а также ответственности перед законом и обществом. Неприемлемой признана возможность привлечения для проведения религиоведческих экспертиз лиц, не имеющих необходимых познаний в этой сфере.
Встреча ученых-религиоведов примечательна еще и тем, что стала местом проведения практического занятия для студентов, учащихся в Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов. Обучение проводилось по программе «юридическое религиоведение». После его окончания были вручены сертификаты.
В ходе заседания круглого стола «Проблемы религиоведческой экспертизы» была обсуждена масса вопросов и принята резолюция, которая содержит такие основные пункты.
1. Религиоведческая экспертиза признана одним из основных инструментов регулирования отношений религиозных организаций и государства и целью этого мероприятия является содействие судам и государственным органам в решении ряда вопросов, в частности, следующих.
- Определение принадлежности организации к религиозной.
- Установление религиозного направления, к которому она относится.
- Оценка соответствия между фактическими и заявленными формами осуществления деятельности. Осуществляется посредством изучения документации, литературы, на которой базируется религиозное направление, а также непосредственного наблюдения за тем, как отправляются культы и осуществляются другие виды деятельности.
- Определение наличия возможности для государственной регистрации религиозного направления, которое стало объектом экспертизы.
- Анализ литературы, содержащей постулаты, которыми руководствуется религиозная организация, с целью определения наличия экстремистских призывов. Как правило, такая задача решается в рамках комплексной экспертизы, частью которой является религиозная.
Целью религиозной экспертизы является определение наличия у организации религиозных признаков, а также поиск признаков экстремизма по результатам изучения религиозной литературы.
2. Религиоведческая экспертиза должна проводиться в соответствии с принципами юриспруденции и науки в целом. Необходима общая методика экспертизы с четкими определениями понятий и категорий, а также с конкретными общепринятыми в научном мире методами исследования. Речь идет об определении общих норм проведения экспертиз, которые помогут минимизировать субъективизм при проведении исследований.
Ответы на поставленные перед экспертизой вопросы должны быть однозначными, исключающими разные толкования, основанными на изучении объекта экспертизы и письменных источников. Чтобы дать оценку деятельности организации, необходимо ее посетить и ознакомиться с документами.
Результатом религиоведческой экспертизы должны быть четкие и лаконичные ответы на поставленные вопросы об определенной религии, ее направлении или религиозной организации.
3. Религиоведческая экспертиза направлена на изучение следующих объектов.
- Организации религиозной направленности и их деятельность.
- Учредительные документы.
- Религиозная литература, которая была произведена определенными лицами, приобретена, ввезена в страну и распространена.
- Предметы, применяемые при отправлении религиозных культов.
- Видео-, аудио- и печатные материалы.
- Программы религиозного обучения.
- Процедура проведения обрядов с описанием содержания и предметов, которым присваиваются свойства религиозных объектов.
- Источники информации о культовых сооружениях и других объектах, в которых проводятся обряды, а также о предметах, которые при этом используются.
Предмет экспертизы — обстоятельства, которые нужно установить исходя из сути поставленных перед экспертом вопросов.
Эксперт или их группа, осуществляющие экспертизу, являются ее субъектами.
4. Проводить религиоведческую экспертизу может только эксперт или коллектив экспертов, которые достаточно компетентны для этого, что документально подтверждено. Должна быть ученая степень по религиоведению и научные работы соответствующей тематики, в том числе публикации. Кроме того, необходимо уметь использовать специальную методологию, изучать зарубежный опыт, обладать опытом изучения деятельности организаций с религиозным уклоном, а также иметь специальные навыки проведения экспертизы.
Общие знания в сфере религиоведения должны быть подкреплены специальными познаниями об отдельных религиозных феноменах. Позиция эксперта должна быть лишена субъективизма. Личные оценочные суждения исключаются. Взгляд на объект исследования должен быть взвешенным и объективным.
Исключительно специалист с опытом изучения деятельности религиозных организаций может быть экспертом. При этом предполагается обязательное одновременное соблюдение следующих методологических принципов.
- Воздержанность от привнесения в исследовательский процесс собственных установок, проявление личной антипатии или симпатии.
- Эмпатия при анализе сути, а также взаимодействия идей, религиозных ценностей, которые лежат в основе деятельности организации.
Специалисты, участвующие в любой религиоведческой экспертизе, должны придерживаться правил, предусмотренных в неформальной профессиональной конвенции.
- Соглашаясь на участие в религиоведческой экспертизе, специалист должен отдавать себе отчет, какие последствия может иметь его заключение, как положительное, так и отрицательное. Если специалист недостаточно компетентен в вопросах, поставленных перед экспертизой, он должен отказаться от участия в ней.
- При проведении любой религиоведческой экспертизы специалист должен придерживаться таких принципов, как непредвзятость, объективность, беспристрастность и отказаться от оценочных суждений.
- Религиовед должен любые сторонние аргументы и утверждения рассматривать критически. Каждый вывод эксперта должен иметь надежное основание, подтвержденное научными методами, и выражаться при помощи профессиональной терминологии, присущей науке, которую он представляет.
- Проводя экспертное исследование, специалист должен принимать во внимание позиции ученых, которые расходятся с его собственными. При этом использовать отличные точки зрения следует только для того, чтобы показать, что существуют трактовки, основанные на различных подходах. Если по рассматриваемому вопросу ученые расходятся во мнениях, это не следует отображать в результатах экспертизы, чтобы не возникло впечатления о неоднозначности экспертного вывода. Опровергать взгляды научных противников также не следует.
- Эксперт не лишен права оспаривать позиции ученых, которые он считает ошибочными. Но такого рода полемика не должна развиваться в рамках религиоведческой экспертизы. Официальную экспертизу по вопросам религиоведения можно считать произведенной наилучшим образом, если ее результаты будут рассмотрены коллегиально. В идеале заключение эксперта должно обсуждаться среди ученых-религиоведов, которые признаны высококвалифицированными специалистами в этой сфере.
Источник: www.religiopolis.org
Комментариев пока нет