Парадоксальная ситуация, которая так и осталось бы местечковой, если бы не получила широкой огласки, сложилась в одной из старообрядческих общин Свердловской области. Речь о городке Ревда, где несколько лет назад верующие приняли решение зарегистрировать собственную общину во имя Святителя Николы, просить у местных властей землю и строить храм. И все вроде бы шло хорошо, по оценкам священников, «ровно так, как и должно быть».
Сначала власти в предоставлении земли отказали, потом, под натиском верующих, стали предлагать различные участки, на один из них община согласилась, но муниципальные чиновники включили «задний ход» и отозвали свое предложение, заявив, что на той земле культовое строительство запрещено.
Старообрядцы переживали, неустанно обивали пороги администрации, подключили даже светских журналистов, пока однажды не встретились лично с главой Ревды. Тот, признавшись, что корнями и сам из старообрядцев, внимательно выслушал их просьбы и обещал помочь. Казалось, это все — поддержка власти найдена и остается лишь смиренно дожидаться просимого.
Но вскоре мэр ушел с поста, на его место пришел другой человек, который, понятно, не «в ответе за тех, кого приручили»… Снова надо было налаживать контакты. И снова верующие пошли по этому пути. Тем временем один из прихожан, владеющий участком земли на окраине города, предложил неординарную идею: дескать, давайте строить на моей территории, которую позже я перепишу на общину.
В этих условиях и власти оказались не нужны. Идею люди с радостью подхватили, да тут еще поддержку оказали местные СМИ — вернее, одна независимая газета, негласно считающаяся одной из самых сильных в городах Среднего Урала. С наступлением очередного лета работа на земле закипела — теперь уже ждать от власти милости было не нужно, оставалось уповать лишь на свои силы. К концу того лета готовый фундамент был освящен…
Но время шло, а хозяин земли, хотя и старовер, но обещания своего выполнять не спешил — землю передавать не хотел под разными предлогами, в том числе и от него не зависящими, поэтому председатель, параллельно с вялотекущим строительством, окончательно отказываться от диалога с властями не спешил. И — как в воду глядел.
Новые ревдинские чиновники тоже оказались не бесчувственными, как можно было бы подумать, и людьми адекватными. И, понимая, что поддержать духовное дело потомком тех, кто издавна населял возглавляемую ими территорию, надо. Так впервые стал звучать вариант передачи старообрядцам участка земли, о котором, если разобраться, только мечтать можно: у автостанции, в перелеске, в месте, где всегда много народа, вблизи от городской инфраструктуры — у магазинов, жилых домов.
Правда, пообещав, власти не сразу начали вопрос передачи имущества, поэтому окончательную точку, как надеялась Никольская община, должен был поставить приезд митрополита Корнилия и его встреча с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. В июле 2013 года приезд состоялся, и встреча с главой региона тоже. «Ревдинский» вопрос был одним из первостепенных в том диалоге.
Владыка и сопровождавшие его священники вышли из резиденции свердловского губернатора и не успели доехать до екатеринбургского храма, как из Ревды поступил звонок от председателя общины РПСЦ Георгия Заколюкина: «Со мной связался мэр и сказал, что вопрос передачи земли — дело нескольких дней». Так митрополит поспособствовал решению, а вернее сказать, ускорению ситуации.
На этом фоне хозяин земли, где уже началось строительство храма, и несколько человек, поддерживающих его, начали волноваться и выражать недовольство тем, что интересы общины сместились туда, в несколько сотен метров ближе к городу. И, как водится, начались интриги. Хозяин земли, где уже второй год стоял фундамент, даже выражал недоверие председателю, тот, в свою очередь, объяснял и отстаивал свою позицию. Свое негативное влияние на обстановку оказывала неразбериха с перспективным будущим самой Ревды. Оказалось, что частная земля, где началось богоугодное строительство, в перспективе подпадает под застройку для расширения самого города.
Согласно генеральному плану Ревды, здесь в недалеком будущем должно развернуться индивидуальное жилищное строительство. Поэтому против возведения на участке частного дома возражений от властей не было. А вот против перевода его в нежилое, против последующей передачи его общине под церковь власть высказалась весьма однозначно.
И вот, одни члены общины, переживающие за вложенные в фундамент и в подготовку территории немалые средства, стали настаивать на продолжении работ по возведению храма. Другие же, в том числе и официально избранный председатель общины Ревды, понимая бесперспективность начинания, заявили, что строить дом, скажем, для будущего священника, здесь можно и нужно, однако храм надо ставить на месте, выделенном властями у автостанции.
Правда, эти последние, возможно, поступили чуть мудрее и потом, желая пойти навстречу своим оскорбленным единоверным братьям, предложили строить дом, негласно полагая, что без уведомления властей вполне можно будет освятить там престол и совершать богослужения. Например, до момента возведения основного храма.
Так иногда бывает: когда едины староверы и есть у них общая цель, они движутся вперед и естественным образом развивают общину, какие бы препятствия перед ними не стояли. Но стоит одним переключить внимание на одно, и другим — на другое, как мир в общине становится условным. Увы, это не особенность Ревды. Так бывало не раз, и пока мир не воцарялся, шло по крыловской басне — «когда в товарищах согласия нет». Но как только общинные интересы становятся выше личных, все становится на свои места.
Помирить, вернуть общину в русло любви и общей цели, приезжали и благочинный епархии отец Михаил Татауров, и окормляющий местных христиан отец Иоанн Устинов. Многочасовые собрания с общей выработкой стратегии поведения внутри своей общности и в диалоге с властями, казалось, вот-вот приведут к завершению разногласий. И постепенно к этому шло, хотя внешне и сложно было предугадать быстрое окончание споров, в которых очень уж долго рождалась истина.
На днях глава города Михаил Матафонов принял у себя и хозяина земли с объектом незавершенного строительства, и председателя общины. Выслушав обоих, он заявил, что пытаться строить храм на земле, которая принадлежит частному лицу и в скором времени или же будет отчуждаться, или останется в его собственности, если там будет поставлен дом, — нецелесообразно. По словам чиновника, если по закону культовый объект, коим является храм любой конфессии, строится даже на частной земле без согласования с властями — он будет снесен. Тем более, что «проблемная» территория в Ревде через несколько лет будет застраиваться.
Со слов председателя здешней общины РПСЦ, теоретически, конечно, можно действовать через суд, заручаться поддержкой общественных деятелей, придавать все это огласке, выносить вопрос с будущим земли на общественные слушания, которые примут решения о корректировке или отказе от изменения генерального плана застройки, но масштаб этой деятельности таков, что никакого смысла просто нет — это может затянуться на многие годы, и все равно возвратить верующих к разбитому корыту.
— Поэтому, — подытожил Михаил Матафонов, — смело стройте храм на той земле, которую мы вам официально передали, и делайте это как можно скорее. Жизнь устроена так, что, если объект недвижимого имущества будет долго пустовать, охотники завладеть им найдутся всегда. Для начала обнесите место забором, поставьте крест или то, что положено у вас, начните валить деревья, и заливайте фундамент. А мы — власти — я обещаю, будем помогать вам по мере наших сил.
Интерес властей еще и в том, что эта территория отдана под этакий «духовный квартал». Неподалеку уже стоит мечеть, в перспективе здесь же появится и храм «официальной Церкви», поэтому старообрядцы удачно вписываются сюда и, наконец-то, к ним относятся на равных со всеми другими вероисповеданиями.
Конечно, хозяин земли расстроился после встречи с мэром. Кстати, имени этого старовера я здесь не называю. Во многих моих публикациях о Ревде на различных старообрядческих интернет-ресурсах о человеке, который хотел сделать как лучше, но столкнулся с суровым российским законодательством, рассказывалось немало. Конечно, его стремление понятно — помочь своей общине, пожертвовав родную землю (здесь он и его сестра, также активистка общины, провели детство и юность).
Но эту возможность у него никто и не отнимает — эта территория совсем недалеко от места будущего возведения храма и, значит, на ней вполне можно строить дом для священника. Кстати, именно здесь почти два года трудился духовно и физически Никола Парамонов, которого 14 января 2014 года митрополит Корнилий возвел в сан священника. Немного жаль, что местом его служения определен поселок Сепыч в Пермском крае — конечно, его были бы рады видеть своим настоятелем и здесь…
А буквально на днях в местной ревдинской прессе вышла интересная публикация, в которой председатель общины Георгий Заколюкин подробно рассказывает о ситуации в общине, о перспективах строительства и просит всех неравнодушных людей о помощи. Им она понадобится!
Фото автора
Комментариев пока нет