В последние годы в старообрядческой среде активно обсуждаются онтологические и философские вопросы староверия. Например, что объединяет староверов разных согласий кроме двуперстия. Редакция сайта «Русская вера» предлагает вниманию читателей некоторые принципы, выработанные в ходе этих дискуссий и обсуждений.
***
Основные общественно-культурные черты, объединяющие старообрядчество вне различий религиозного характера, как самостоятельный и самодостаточный феномен:
1. Сохранение древнерусских форм богопочитания. Соединение в обряде его формы и содержания. Важнейшей чертой старообрядческой парадигмы о таинствах (обрядах) является неразрывная связь внешней формы с догматическим смыслом и внутренним мистическим содержанием. Староверы считают, что с изменением формы обряда (священнодействия) может искажаться богословский смысл, и разрушаться природа таинства. В других христианских конфессиях такого отношение к формам богопочитания нет. Сокрушаясь об отступлении от этого учения, известный богослов протопресвитер Николай Шмеман отмечает: «Подлинная трагедия состоит в том, что, разлагая таинства на форму и сущность и сводя понятие формы к понятию действенности, это новое богословие, в конечном счете, изменило и намного обеднило понятие самой сущности!»
2. Церковнославянский язык и русская культура как основа бытия. Сохранение церковнославянского языка и русской культуры в интеллектуальной и бытовой сфере помогает староверам сохранить свою идентичность где бы то ни было, включая отдаленные уголки эмиграции, где остальные русские эмигранты давно утратили свой язык.
3. Религиозные истины как основа национального мироощущения. Старая вера является основой национального мироощущения старообрядцев и их идентичности. Русскость и старая вера — тождественные явления.
4. Веротерпимость. Старообрядцы всегда выступали сторонниками свободы вероисповедания. В местах своего расселения и распространения они терпимы к другим религиям и исповеданиям. Именно старообрядцы добились в 1905 году установления в Российской Империи свободы вероисповедания.
5. Свобода мыслевыражения. Сюда относится свобода слова, толерантное отношение к высказываниям других точек зрения, способность к критическому анализу, отсутствие раболепия перед господствующими в государстве и обществе идеологемами.
6. Соборность. Консервативная демократия. В старообрядчестве сохраняются древнехристианские и древнерусские формы демократии. В их ряду — выборность духовенства, широкое участие мирян в жизни Церкви, общинность.
7. Уважение к частной собственности. Неприкосновенность института частной собственности (на движимое и недвижимое имущество, включая землю), как одного из фундаментальных прав личности. Уважение к плодам своего и чужого труда. Собственность, когда-либо изъятая незаконным способом, должна вернуться ее владельцу или его потомкам.
8. Культура книжности. Первым своим делом старообрядчество завоевало гонимую и осужденную на окончательное истребление «старую» книгу и усвоило все те догматические, церковно-исторические, канонические, археологические и другие знания, которые в этой книге содержались. Старообрядчество первоначально выражалось исключительно в убеждении, что истина содержится в старой книге и праведная церковность — в исполнении всего, предписанного этой книгой. Со временем у староверов сформировалась книжная культура, связанная с созданием личных библиотек и использованием книги в качестве основного источника знания.
9. Способность к модернизации и адаптации. Предприимчивость, способность выжить в самых трудных условиях, включая государственные гонения и тяжести внешней эмиграции. Адаптация к разным политическим и экономическим режимам. Способность к деловой активности. Умение вырабатывать абсолютно новые решения для решения тактических и стратегических задач.
И п.7. «Уважение к частной собственности.» — полагаю, не было и не может быть «частная собственность» на Творение Божие, каковой является земля. Единственно приемлемый институт — это пожизненно наследуемое владение, ликвидированный либералами в 90-х.
Да, в начале прошлого века в Нижнем и съезды проходили, и крупнейшие представители старообрядчества были в финансово-промышленной и властной элите (Бугров,Сироткин). А ныне? Так что пункт 9 требует серьезнейшего анализа исходя из сегодняшних реалий.