В среду 21 мая в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Религия и религиозные организации в общественной жизни современной России». Мероприятие, в котором приняли участие в том числе и представители старообрядческих церквей, было проведено Комиссией Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН.
Программа круглого стола включала обсуждения следующих вопросов:
- Религия и традиционные культуры в современной жизни народов России;
- Религия в системе межнациональных отношений;
- Миротворческая роль религии;
- О религиозном экстремизме;
- Этноконфессиональное многообразие как фактор общественной жизни;
- Религиозные объединения как институты гражданского общества;
- Взаимоотношения религиозных объединений с органами власти.
Ведущими мероприятия были Владимир Юрьевич Зорин, заместитель директора ИЭА РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, и Фатима Юсуповна Албакова, член Общественной Палаты РФ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.
Встречу открыл Александр Ильич Кудрявцев, помощник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ.
Он сообщил, что с конца 80-х годов число зарегистрированных религиозных объединений выросло в нашей стране в 9 раз и достигло 26 664. Причем это касается общин, которые официально зарегистрированы в органах юстиции. Церковь, в широком смысле этого слова, согласно социологическим опросам, находится в числе самых авторитетных институтов общества, таких как президент или армия.
Главный научный сотрудник Института социологии РАН Мария Мирановна Мчедлова сделала доклад, в котором отметила, что в России до сих пор не сложилась культура толерантного диалога между представителями конфессий. Однако сегодня религия вышла за рамки личной, частной практики, как в советское время. Она играет большую общественную роль в самых разных точках приложения человеческой активности — от благотворительности до религиозного экстремизма. Глава католической церкви Папа Франциск де факто стал одним из самых популярных политиков, артикулируя тему социальной справедливости.
В России в последние годы идет бурная эволюция религиозного сознания, которая приводит к фактической десекуляризации общества. Однако в нашей стране религиозная самоидентификация не всегда соответствует реальным религиозным представлениям, исполнению религиозных обрядов и вере в Бога. Так, православными себя называют 79 % населения РФ, но из них верят в Бога лишь 56 %. Такая же ситуация у мусульман. Лишь половина исповедующих ислам говорят, что верят в Бога. Тем не менее устойчивость доверия к традиционным конфессиям велика. На рейтинг РПЦ МП практически не повлияла мощная информационная компания, организованная в СМИ в последние два года.
Заведующий сектором Отдела Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Владимир Бобровников рассказал о проблемах современного ислама. По его мнению, самой острой проблемой мусульман России является не наличие каких-то внешних факторов, и даже не экстремизм, а слабость внутриконфессионального диалога.
Профессор Института государственной службы РАНХиГС доктор философских наук Вильям Шмидт высказал мнение, что ялтинско-потсдамская послевоенная система давно устарела и, по сути, уже не действует. Сегодня Российская Федерация является имперским универсумом, который может поддерживать мировую систему в достаточной стабильности. Большую роль в стабильности мирового порядка В. Шмидт отдал Русской Православной Церкви Московской Патриархии.
По его мнению, господствующее в РФ исповедание «забетонировало» духовный фундамент общества, и сюда уже не могут серьезно вклиниться какие-либо иные религиозные конфессии и объединения. Он также выдвинул идею придания РПЦ статуса «суверена», подобного Ватикану. В. Шмидт отметил: «Такой шаг со стороны Российской Федерации и международного сообщества может стать своевременным и судьбоносным, способным понизить риски глобального конфликта, послужит делу упрочения мира».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата о. Всеволод Чаплин высказал мнение, что сегодня религиозная сфера по значимости равноценна экономической и военно-стратегической, а потому необходимо выстраивать систему взаимоотношений между государством и конфессиями. Однако эти отношения должны давать приоритет наиболее традиционным конфессиям, а правовая система должна быть изменена в соответствии с новой реальностью церковного влияния в России. Чаплин призвал игнорировать решения Европейского суда, которые якобы находятся в противоречии с интересами традиционных конфессий страны. Он назвал неправильным решением отмену этим судом 15-летнего стажа для регистрации новых религиозных объединений. О. Всеволод резюмировал: «Если общественное мироустройство не помогает войти в вечную жизнь, то его следует поменять, иногда и силой».
В круглом столе также приняли участие представители старообрядческих согласий: главный редактор издательства «Третий Рим» Максим Борисович Пашинин (Древлеправославная Поморская Церковь), профессор кафедры права Российского государственного торгово-экономического университета, доктор философских наук Михаил Олегович Шахов (старопоморское федосеевское согласие).
С докладом выступил редактор информационно-издательского отдела Глеб Станиславович Чистяков (Русская Православная старообрядческая Церковь). Он рассказал о старообрядческом опыте построения институтов гражданского общества:
«Сегодня в нашей стране даже специалистам трудно указать на развитые институты гражданского общества. Нет следов относительной независимости, автономности общества по отношению к государству. По-прежнему слабо развито гражданское самосознание и гражданская культура.
Некоторые исследователи делают вывод, что причиной такого положения дел являются мировоззренческие особенности самих россиян. Сотни лет жесткой власти царей, а затем генеральных секретарей сделали авторитарную, командно-административную модель общества необходимой и привычной. Отдельные авторы полагают, что население нашей страны вообще «не готово» к строительству гражданского общества и правового государства.
Думается, однако, что эти рассуждения и выводы преждевременны. В отечественной истории есть пример многосотлетнего существования развитого института гражданского общества. Института, существующего без всякой государственной поддержки, но, тем не менее, связывавшего собой заметную часть российского общества и обладающего всеми необходимыми чертами гражданского объединения.
Речь идет о соборном, народно-общинном устройстве старообрядческих согласий. Являясь разновидностью консервативной демократии, старообрядческая церковная соборность опровергает мнение о неспособности русского человека к самоорганизации, к свободе слова и мнения, к самодисциплине. Важной стороной старообрядческого самоуправления уже с начала XVIII века явилась развитая стратификация институтов общинной демократии, а именно: бытование признаков институтов гражданского общества, у всех ее форм, начиная с первичных ячеек — самоуправляющихся церковных общин, и заканчивая самыми высшими конфессиональными форумами — всероссийскими съездами и соборами (ныне в РПСЦ Освященные соборы).
В 40-е годы XIX века в связи с восстановлением полноты трехчинной иерархии в старообрядческой Церкви было возрождено публичное и прямое избрание высшего и среднего духовенства. В те годы, когда лучшие умы России только в мечтах представляли себе всеобщее избирательное право, свободу прессы и избираемость должностных лиц, рядом с ними существовала другая Россия. В этой, старообрядческой России, составлявшей едва ли не пятую часть населения, давно пользовались этими правами, хотя и не гласно, хотя и вопреки духу и характеру государственного социально-политического устройства.
Важный опыт самоорганизации и соборности в старообрядческой Церкви может быть интересен не только для историков, но и для исследователей современной сферы социально-общественных отношений. Автономная самоорганизация и построение институтов гражданского общества возможны без помощи и контроля государства. Зрелость, гражданское самосознание, проявляемые членами старообрядческих сообществ, иллюстрируют стабильность самоуправляемых общественных единиц. Опыт старообрядчества подтверждает право институтов гражданского общества стать важной составляющей общественно-политической системы современной России».
«Православными себя называют 79% населения РФ, но из них верят в Бога лишь 56%» — любопытная и несколько тревожная статистика. До революции православными были все. Интересно, сколько из них тогда верили в Бога?