Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов.
Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня — портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.
Детство будущего живописца
Во второй половине XIX века в городе Муроме поселилась семья крестьянина Семена Логиновича и Александры Семеновны Куликовых. Они были выходцами из деревни Афанасово Муромского уезда Ковардицкой волости. Семен Логинович Куликов был специалистом кровельного и малярного дела, а Александра Семеновна — домохозяйкой. В семье Куликовых было три дочери, а 13 апреля 1875 года родился сын, которого нарекли Иваном.
Еще до поступления в начальную школу Иван освоил ремесло маляра и кровельщика, научился разрисовывать под мрамор и ловко разделывать под дуб или ясень двери и полы. Затем мальчик поступил в уездное училище. Учеба была весьма успешна, кроме того, он увлекался рисованием, делал копии с иллюстраций в журналах, посещал иконописные мастерские, пытался рисовать с натуры. На увлечения ученика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища, сын муромского диакона H. А. Товцев. В 1889 году Иван Куликов окончил училище и стал членом артели, при этом помогал своему отцу в кровельном деле, составлении счетов, смет. Он прекрасно расписывал потолки и стены орнаментами, рисовал с натуры. Но увы, сохранились лишь некоторые его первые наброски и рисунки.
Знакомства с известными живописцами. Академия художеств
Летом 1893 г. по рекомендации Н.А. Товцева Иван Куликов знакомится с известным художником, академиком живописи Александром Ивановичем Морозовым.
Морозов иногда проводил лето в Муроме, где брал сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юного Ивана и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Уже в сентябре 1893 г. Куликов впервые приезжает в Москву, где посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, храм Христа Спасителя. B Москве Куликов узнал, что основные художественные силы сосредоточены в Петербургской Академии художеств, что в Эрмитаже и Михайловском дворце находятся замечательные коллекции художественных произведений зарубежных и русских мастеров.
В ноябре этого же года он уезжает в Петербург, где становится помощником в мастерской художника А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н.И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.
Осенью 1896 года Иван Куликов становится вольнослушателем Академии художеств, при мастерской художника В. Е. Маковского. Известно, что менее чем через месяц он перешел к И. Е. Репину.
Весной 1898 года по ходатайству И. Е. Репина Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 гг. он принимал участие в работе над картиной Ильи Ефимовича «Заседание Государственного совета» вместе с Б.М. Кустодиевым. Иван Куликов сделал семнадцать натурных портретных зарисовок.
В 1900–1901 годах Куликовым были сделаны около двадцати иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А.М. Горького и в историко-художественном музее города Мурома.
Академик живописи
В ноябре 1902 года Иван Семенович Куликов окончил Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902 год) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.
C 1903 по 1905 год, как пенсионер Академии художеств, Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903 год) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906 год) и «С фонарями в саду» (1906 год) удостаивается премии А. И. Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.
Староверы на полотнах Куликова
Главной темой в творчестве художника постепенно становится русская деревня: портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.
Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — вот основные достоинства произведений Куликова.
Каких-либо принадлежащих художнику высказываний относительно старообрядчества не замечено, однако его душевное стремление к миру Старой Веры получило свое отражение во многих его полотнах.
После 1917 года Куликов продолжает отображать жизнь русского народа. Иван Семенович всегда избегал каких-либо трагических, грустных сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь.
Жизнь и творчество в Муроме
Около 1919 года Иван Семенович вернулся в родной Муром. Он работал в Муромском музее; долгое время руководил художественным отделом.
Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого. Именно живописцу Ивану Куликову наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в селе Карачарово (Муромский край).
Супругой художника была Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи немало общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлен Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и других.
В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: летчика В. П. Чкалова (1940 год), писателя Максима Горького (1939 год), артиста А. Л. Дурова (1911 год), археолога А. С. Уварова.
В последние свои годы Иван Семенович работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев.
Память
Умер Иван Семенович Куликов 15 декабря 1941 года в Муроме. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.
Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашел отражение в картинах художника «Портрет дочери» и других. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал еще в 1934 году.
Галерея картин И. С. Куликова:
http://art-assorty.ru/2984-kulikov-ivan-semenovich.html. Ребята, вы чего?
Мои прабабушки на фотографиях и бабушки, которых я знала в жизни, точно так же выглядели, и они не были старообрядками :)) Красивые были люди, целомудренные, одухотворённые.
Я думаю, что на картинах все же праздничные наряды, в реальности такими красочными не ходили в повседневной жизни. Но факт, что платок намного чаще подкалывали под подбородком и старались волосы все скрыть под ним.
не на всех картинах праздничные наряды, посмотрите, есть и обычные домашние платья и юбки, да и платок, например, у девушки справа на картине "Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме" (1909 г.) повязан назад. А вообще, если открыть энциклопедию по русскому костюму, можно обнаружить множество женских головных уборов: коруны, венчики, очелья, чаще всего встречаются у всех славян повои или убрусы -длинные до 3 метров полотенца (мне они нравятся больше всего), кички, кокошники и другие, в зависимости от местности. Всё-таки платки и шали к нам пришли и широко распространились к 17-19 веку. Но и до распространения платков замужние женщины на Руси всегда прятали волосы.
Мне показалось сейчас мода на платки вернулась. Не так их носят, конечно, но много женщин на улице ходят в красивых разноцветных платках. Красиво. Жаль, что мода — значит пройдет скоро.
Гораздо более содержательную статью о творчестве художника можно прочесть здесь: http://elena-sem.livejournal.com/2366387.html Данная статья кажется сокращенным вариантом…