Нынче Оренбургскому казачеству исполнилось ни много ни мало — 440 лет. Дата масштабно отмечалась, да вот беда — старообрядцев позвать забыли. Впрочем, староверы и сами не жаждали в этом участвовать, хотя должны бы. Казачество, появившееся в годы, когда далеко еще было до Церковной реформы, впитало в себя всю суть и истину незамутненного Православия. А что сегодня? Об этом — в нашем материале.
Оренбургскому казачеству — 440 лет
«Я казак, прошу меня простить», — любит повторять один уральский старовер, извиняясь за свой чересчур вольнолюбивый характер. Он может, сам того не подозревая, обидеть человека, а потом долго и искренне перед ним извиняться. За словом в карман не лезет. Всегда готов к действию, хотя уже и в возрасте. Обладает уникальным голосом и знанием крюкового пения. Первым откликается на просьбы членов общины. Душой болеет за развитие уральского старообрядчества, хотя сам корнями с легендарного Дона.
Его казачьи корни — во всем: в делах, жестах, словах. О казачестве, впрочем, лучше с ним разговора не заводить — не отпустит! Расскажет о мудром отце, о матери, принявшей перед смертью иночество, о том, что было принято в его детстве, которое «окружали» мудрые старцы с не менее мудрым священником, также ныне, увы, уже покойным…
В этом году тема казачества получает на Среднем Урале все больший резонанс. В музеях и библиотеках одна за другой организовываются экспозиции в честь отечественного феномена, в Центре традиционной народной культуры — тематическая конференция, а в Правительстве Свердловской области уже несколько лет работает вице-премьер, основное направление деятельности которого — развитие казачества. На фоне 440-летия со дня основания Оренбургского казачьего войска все это выглядит, с одной стороны, солидно и патриотично, с другой — слишком избито и, увы, с креном на никонианство, тогда как казаки исторически были людьми, приемлющими староверие, как суть истину и жизнь.
С доброй улыбкой и самоиронией…
Когда в ЦТНК в начале мая открылась выставка фотографий и предметов быта «Наследники славных традиций казачества на Урале», посвященная 440-летию образования Оренбургского казачьего войска, — она, кстати, проходит здесь до 25 июня, — я ревновал, переживал и не на шутку волновался. Что и говорить, выставка прекрасна: здесь более шестидесяти фотографий, главными героями на которых выступают наши современники, мальчишки и девчонки — наследники казачьих традиций. Здесь отражены быт, досуг, праздничные гуляния и спортивные состязания. Авторы фотографий — сами казаки — с доброй улыбкой и самоиронией, с нескрываемой симпатией к героям фотографий дают зрителям возможность заглянуть в самобытный мир современного казачества.
Еще большую целостность восприятия казачества и его истории дают выставленные артефакты: это и наконечники стрел, и холодное оружие, и сельхозинвентарь, и медали, и наряд казачки, и гармонь-простушка и многие другие подлинники и копии. Но вот беда: о старообрядчестве здесь, как ни печально, ничего не говорилось, хотя очевидно, что сама дата невольно уносила всякого интересующегося в ту Россию, в которой даже предвестников намечающейся Церковной реформы не было. Признают это и современные ученые:
— С тех пор как казаки начали строить в Приуралье остроги и крепости, а казачья дружина под предводительством атамана Ермака преодолела естественные преграды каменного пояса, и открыла для России бескрайние просторы Сибири, было установлено старшинство Оренбургского казачьего войска, — пишут они в анонсе выставки, подчеркивая, что произошло это событие в 1574 году.
«Любо» — только внешне!
Впрочем, дальше ученые начинают если и не лукавить, то уж точно выдавать желаемое за действительное. Судите сами, что они пишут: «На протяжении славных традиций истории казачества на Урале в деятельности, быту и жизни казаки уделяли большое внимание детям и молодежи: передавали основные ценности казачества, воинские и культурные традиции, которые бережно хранят казаки до сегодняшнего дня». И хотя на Урале казаки — собственно, те, кто хочет ими именоваться, — не замешаны ни в одном крупном скандале, в их идеальном, «бережном» сохранении истины можно усомниться.
Это они на каждом углу кричат о традициях, активно собираются в свои «круги», кричат «любо» и идут под благословение никонианских епископов. Облагодетельствованы они и чиновниками, которые в лице Министерства культуры Свердловской области, вместе с Центром традиционной народной культуры Среднего Урала, Уральским государственным военно-историческим музеем и Оренбургским казачьим войсковым обществом всячески поощряют их.
А стоит ли? Стоит ли поощрять тех, кто внешне выглядит «любо», а внутренне далек от той истины, которая была непререкаемой сутью их вольнолюбивых предков? Это не может не тревожить, ведь вот оно — очередное явление культуры, которое связано со старообрядчеством теснее, чем лестовка с рукой богомольца, — вновь отошло от хранителей Старой Веры. И нам остаются лишь редкие и, зачастую, жалкие возможности запрыгивать в очередной уходящий поезд. Скажем, приходить на семинары, но не занимать места в президиуме, а ограничиваться последними рядами, чтобы послушать и не иметь возможности сказать хоть слово, бывать на мероприятиях, где о старообрядцах — ни слова, а все лавры «хранителей» и «спасителей» — у «официальной Церкви».
На Урале сегодня все, а особенно культурологи и близкие к исторической науке люди, очень любят мероприятия, направленные на сохранение историко-культурных традиций и обычаев оренбургского казачества. Здесь проводят фольклорно-патриотические экспедиции, семинары, практикумы, издают информационно-методические пособия по традиционной казачьей культуре, организовывают и проводят фестивали казачьей культуры. Не далее, как весной, прошел областной семинар-практикум «Праздничная и бытовая культура Оренбургского казачества», который посетил «тот самый» ранее упомянутый чиновник, Владимир Романов, заместитель Председателя Правительства Свердловской области, атаман Оренбургского войскового казачьего общества. Именно он курирует мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в отношении российского казачества на территории Свердловской области.
Старообрядцев не позвали…
В своем приветствии участникам семинара господин Романов отметил особую роль традиционной народной культуры в возрождении нравственных и духовных ценностей.
А потом он обсуждал культуру Оренбургского казачества, предоставляя право выступить с теоретическими и практическими занятиями Ирине Филипповой, кандидату филологических наук из Магнитогорска, и Оксане Волковой, руководителю семейного фольклорного ансамбля казачьей песни «Воля» из Первоуральска. Никто и не сомневался, что все пройдет на высшем уровне — в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала говорят, что участниками семинара стали более 40 слушателей, среди которых казаки хутора Северный, а также руководители фольклорных и самодеятельных коллективов, педагоги, студенты, и все, кто интересуется историей и культурой Оренбургского казачества. Старообрядцев не позвали…
А ведь и нам, христианам Русской Православной Старообрядческой Церкви, есть что предложить обществу по этому вопросу. Пока никонианствующее казачество, изрядно подпитываемое финансами из бюджета, ничего не знает о том православии, в котором и зарождалось, мы готовы и можем вести рассказ об этом. Уже упомянутый ранее уральский казак-старовер иногда ходит на эти мероприятия, но чувствует себя там чаще чужим среди чужих, чем своим…
Еще несколько старообрядцев — Георгий Нестеров и его сын Степан, а также их дети и жены, неплохо разбираются в казачестве, при этом все они — люди искренне верующие, регулярно бывающие в храме, поющие на клиросе. Они тоже бывают на этих выставках, встречах, кругах, конференциях, семинарах и им есть что сказать — Георгий с единомышленниками, к примеру, исколесил всю Россию в поисках материала о казачестве. И легко мог бы сказать, чем казак-старообрядец прошлого отличался от современного «казака». Его сын Степан — парень активный, уже и с президентом Владимиром Путиным на тему казачества при многотысячной толпе на Селигере пообщался, и даже просил у него государственной помощи, да только чего-то не хватает… Нашей всеобщей смелости заявить о себе? Желания? Готовности включиться в эту общественную жизнь? Все не то! Таких, как мы, сейчас много где примут с радостью — мы не особо рассчитываем на бюджетное финансирование, готовы к работе за идею, понимая, что она способна стать если и не национальной, то явно быть понятной для сотен и тысяч людей, мы обладаем некими тематическими знаниями, не претендуем на доминирующую роль в таких мероприятиях, храним истину в первозданном виде. Помнят ли об этом современные «казаки»?
Впрочем, пока Владимир Романов не без радости вещает о том, что-де «казаки находятся в тесном контакте с властью на местах, что положительно влияет на стабильность в обществе, и, конечно, здесь стоит отдать должное вниманию со стороны губернатора Евгения Куйвашева, который является членом президентского Совета по делам казачества и играет активную роль в деле патриотического воспитания молодежи».
Конечно, все эти мероприятия важны и без старообрядцев. Но ведь истина важнее межконфессиональных разногласий. С ними — с нами! — конференции способны стать более глубокими, гораздо более значимыми и насыщенными, и от этого, в конечном счете, выиграют простые люди. Те, кто только начинает интересоваться этим феноменом прошлого, который самое время сейчас возрождать, те, кто тянется к патриотизму, к истине, но не половинчатым, как это имеет место у господствующего вероисповедания, которое и лелеет ныне казачество, а полноценным, глубоким, всеобъемлющим. К таким, которое могут дать стране, наверное, только старообрядцы — те, кто был рожден и воспитан в той атмосфере домостроя, патриотичности, трудолюбия. И чтобы нам нести в массы все это лучшее, что мы сохранили, надо делать какие-то шаги. Но не индивидуально, а всем миром, как и принято это в нашей Церкви. Скажем, уральцам объединиться с рогожскими, пригласить ростовских и донских, и быть готовыми «едиными усты и единым сердцем» вспахивать поле современной России, по которому прокатился не во всем адекватный царизм, смененный коммунизмом, и захваченное капитализмом.
Фото предоставлено ЦТНК Среднего Урала
Комментариев пока нет