Духовные стихи являются одним из мало изученных и даже загадочных видов народного искусства. В старину на Руси духовные стихи играли больше значение в обрядовой, праздничной, музыкальной и поэтической жизни русского народа. По сути, они заполняли культурную нишу, свободную от непосредственно церковной христианской музыки и являлись антиподом протоязыческого, скоморошьего музыкально-танцевального творчества.
Сегодня наш сайт публикует беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
Полина Терентьева окончила Российскую академию музыки им.Гнесиных в 2002 году по специальности «Музыковедение», в 2008 году по окончании аспирантуры защитила диссертацию на тему «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо»» (кандидат искусствоведения по специальности «Музыковедение»).
Является автором ряда учебных программ для музыкального училища, в числе которых «История русской духовной музыки».
Выполняет расшифровки и реконструкции древнерусских песнопений, записанных крюковой (например, расшифровки древнерусских песнопений для художественных фильмов «Раскол», режиссёр Н. Досталь и «Орда/святитель Алексий» режиссёр А. Прошкин), демественной и линейной нотациями. Наиболее крупной работой стало восстановление музыкальной составляющей «Пещного действа», а также его чинопоследования (исполнялось ансамблем «Сирин» в Москве, Санкт–Петербурге, и Ярославле (Польша, фестиваль «Музыка наших корней»).
Выступает как исполнитель русских духовных стихов, некоторые из них звучат в сопровождении колёсной лиры и гуслей. Лауреат фестиваля «Серебряная псалтырь» (1 место в номинации «русский духовный стих», 2009 г.). Концерты исполнительницы проходят в Москве, Петербурге (Фестиваль Древней церковной музыки, Зимняя православная выставка, Троицкая православная выставка, Фестивали знаменного пения и богослужебного чтения 2007–2009гг.), Казани (Православная выставка 2012), Мышкине (фестиваль колесных лир «Канифоль» 20–22.07.12), Костроме (Фестиваль певческих коллективов Костромы 29.04.12), Воздвиженском (фестиваль Духовных стихов 10.06.12).
Творческая индивидуальность исполнительницы заключается в возрождении древних духовных стихов письменной традиции (XVI–XVII вв.) в сочетании с архаичным произношением и опорой на устную традицию в прочтении знаменной нотации.
Занимается практикой пения по крюкам, изучая архаичную, поморскую традицию, сохранившуюся у старообрядцев-безпоповцев. Преподаёт крюковую нотацию и богослужебное чтение на погласицы. Проводит мастер-классы по исполнению знаменных духовных стихов (Санкт–Петербург, Мышкин), богослужебному чтению (Санкт–Петербург, Москва), а также разработала авторский курс «псалмопение» (проходил в Санкт-Петербурге и Москве).
— Духовные стихи — это религиозные песни с неканоническими текстами, которые исполняются вне богослужения. В них отражаются самые искренние и сильные религиозные переживания, то, что заставляет людей обращаться к Богу, Богородице и святым, не только во время службы, но и в повседневной жизни. О наиболее распространённых видах духовных стихов и любимейших сюжетах я сейчас расскажу.
Есть целая группа так называемых «житийных» духовных стихов, в которых более или менее точно излагается жизнеописание святого. На Руси особенно любили стихи про Алексия, человека Божия, Георгия Победоносца, Фёдора Тирона, великомученицу Варвару. Если сюжет об Алексии передаётся близко к житию, с соблюдением географических особенностей — упоминаются Рим, Эдес, то история св.Егория трактуется очень свободно. Обычно в «егорьевских» стихах рассказывается о двух эпизодах: в одних речь идёт о спасении царевны Олисафии, в других — о страданиях святого. В последних он оказывается на Руси, становится отроком (ему двенадцать лет) — всё это, как мне думается, придаёт непосредственную близость к нам и особую трогательность повествованию:
Вот Егорий–свет во двенадцать лет
Уж как стал неверный его мучити
Он ведь муками, разноруками,
Уж как стал Егорья-то пилой пилить.
У пилы зубья прикрошилися,
А Егорью — свет да тут ничто не льнет
(…)
Выходил Егорий на святую Русь.
Есть ещё один стих о Егории, не связанный с его житием. В этом стихе отражаются особенности крестьянского календаря, соотносимого с разными церковными событиями. Так, на день св. Георгия впервые выгоняли скот на пастбище, на только что появившуюся травку. Поэтому святой в крестьянском быту становится покровителем домашних животных:
А святой ты Егорий, где ты был—пребывал?
А я где пребывал, я и там не гулял
Я и там не гулял, скот в поле выгонял
На шелковую траву, на ключовую воду.
Также встречаются стихи о Марии Египетской, о Василии Великом, о Варлааме и Иоасафе, о Николе Чудотворце. Интересно, что стих о Василии Кесарийском не связан с житием, в нём поётся об избавлении от греха пьянства.
Среди разнообразых стихов Николе Мирликийскому нет ни одного житийного — чудеса святого настолько вытеснили из народного сознания его жизнеописание. Наиболее распространены стихи с перечислением ситуаций, в которых помогает Никола: кораблекрушения, опасность несправедливого убиения, болезни и темница и вообще всякие бедствия.
Также есть два былинных стиха о чудесах святителя Николы — об Агрике и сыне его Василии и о попе Христофоре, причём оба сюжета близки описанию этих чудес. В одном духовном стихе отражена история с тремя девицами, которым св. Никола помог выйти замуж. Очень интересен духовный стих «ходил Никола», который связан с русской притчей о Николе и Кассиане Римском. В притче рассказывается, что шли как-то Никола и Кассиан к Господу, в богатых облачениях, по Руси шли, и встречается им мужик, у которого телега завязла в грязи. Никола сразу же бросился помогать, а Кассиан отошёл в сторонку, чтобы не запачкать свои драгоценные ризы.
Через какое-то время возвращается Никола: ризы у него все в грязи, порванные, сам тоже перемазался, но телегу вытащили. Когда Господь узнал, почему Кассиан такой чистый и аккуратный, а Никола такой грязный, Он дал Николе два праздника в году (Никола летний и Никола зимний), а Кассиану уменьшил до одного в четыре года (его память 29 февраля).
Особое внимание в духовных стихах уделяется состоянию души после телесной смерти. Пожалуй, это одна из основных тем, над которыми размышляли русские люди. Отношение к смерти, память смертная была очень важна в жизни русского человека. Сейчас люди обычно стараются о смерти не думать, не готовясь к ней, уходить от размышлений о ней и делать вид, что её как бы и нет. Раньше же, если судить по духовным стихам, переход в иную жизнь был одним из важнейших, если не самым важным событием для человека.
Существует множество стихов «о расставании души с телом». Во вступительной части таких стихов рассказывается о том, что прилетают голуби, которые оказываются ангелами, иногда прилетают пчёлы, иногда идут три монашенки и встречают Богородицу, или три старца, и встречают Господа.
Во второй, основной части, завязывается разговор: «Где вы были, что видели?». — «А мы видели, как душа с телом расставалася». Далее передаётся прощальное обращение души к безгласному телу: «Тебе, тело, в земле лежать, а мне, душе, ответ держать». При этом душа обычно укоряет тело, «почто много ело, в храм Божий не хаживало, свечей не ставило».
Исполнение стиха «По лугам трава»
Часто меня просят спеть духовные стихи Богородице. Среди наиболее старых духовных стихов таких почти нет, есть только упоминания о Ней. Особое почитание Богородицы приходит в Россию с западным влиянием. Есть только один сюжет в старых русских духовных стихах: это сон Богородицы. Божия Матерь шла, устала, приуснула, мало спала, много снов видела:
А и видела сон и страшен и грозен
Про Господа Бога, про Сына Своего
Будто Господа Бога копьями терзали, на крест поднимали.
Наиболее известен из этой группы стихов стих «В окиян море» в исполнении Варвары Котовой.
Исполнение стиха «В окиян море»
Профессиональными исполнителями духовных стихов были «калики перехожие» — нищие странники, часто слепые, которые могли собираться в артели и переходили из города в город, исполняя духовные стихи на папертях храмов и рыночных площадях.
Несмотря на низкое социальное положение, калики имели большой моральный вес среди народа, они ни в коем случае не рассматривались как нищие попрошайки, их жизнь была служением. Считалось, что послушать такого сказителя — всё равно, что помолиться. Репертуар калик был огромен, а в конце своего выступления традиционно звучал стих «нищей братии», в котором призывалась Божия милость на этом свете и в будущей жизни на «подаятелей и покормителей»:
Подаятелям покормителям
Упроси у Сына Божия
Ты чертогов в раю светлом
Где архангели ликовствуются
Где апостолы проповедь ведут
Где древа вся кипарисова
Где трава-муравушка зелёная
Приукрашена Словом Божиим.
И во житии на сырой земле
Посли помощи во работушке
Закрома наполнь всяким хлебушком
Сбереги ты их во несчастиях.
Особая группа духовных стихов — «покаяльны». Эти стихи я бы назвала произведениями профессиональных творцов. Они создавались в монастырях теми же людьми, которые пели на клиросе и распевали стихиры на попевки знаменного распева. Стихи эти принадлежат к письменной традиции: записывался не только текст, но с помощью крюковой нотации фиксировалась и мелодия. Первые записи относятся к концу XV века. Тексты прозаические, и за редкими исключениями не канонические; они содержат сложные поэтические метафоры и глубокие размышления.
Эти произведения называют также «ранней русской лирикой»: в них впервые выражены душевные переживания человека. Действительно, тексты очень эмоциональные, здесь часто встречаются возгласы «увы», «горе мне». Подавляющее большинство стихов посвящены сокрушению о своей греховности и размышлению о тленности жизни. Они значительно отличаются от привычных нам куплетных произведений и близки стихирам знаменного распева.
Исполнение стиха «На путь бо иду долгий»
Любима и тема пустыни — необитаемого леса, где можно уйти от мирской суеты и спасать душу. Особенно актуальной эта тема стала после раскола и с появлением согласия бегунов: многие стихи о пустыни находят в их поэтических сборниках. Пустыня в таких стихах предстаёт, с одной стороны, прекрасной, исполненной трав и цветов, но в то же время страшащей дикими зверьми; она как бы олицетворяет собой трудный, но благодатный путь спасения. С темой пустыни перекликается история царевича Иоасафа, принявшего Христа, покинувшего дворец и ушедшего за старцем Варлаамом спасаться в пустыню. Стих «О, прекрасная пустыни» — это обращение царевича с просьбой принять его.
Исполнение стиха «О, прекрасная пустыни»
Конечно, это далеко не все темы, которые звучат в духовных стихах. Я перечислила лишь наиболее «древние» сюжеты. В XIX веке оформляется тематика старообрядческих духовных стихов (например, про Аввакума и боярыню Морозову и многие другие).
Всегда на Руси, в России у каждого сословия были свои духовные стихи (у крестьян, монашествующих, калик перехожих, книжных людей, горожан, после раскола — у старообрядцев, причём можно выделить некоторые типы духовных стихов, характерные для разных согласий). Поэтому духовный стих — это не просто отдельный жанр, это целый поэтический и музыкальный мир, в котором представлено множество жанров. В связи с этим возникают определённые сложности в его исследовании.
Сейчас духовными стихами занимаются филологи, фольклористы, медиевисты, у которых различный объект исследования, разные методы, и в результате возникает совершенно разная картина. То же происходит и с исполнением духовных стихов: фольклористы поют одни стихи, у старообрядцев свой репертуар, при этом духовные стихи письменной традиции не исполняются ни фольклористами, которые озвучивают устную традицию, ни старообрядцами (за несколькими исключениями, когда поздние духовные стихи перешли в устную традицию).
Как профессиональный медиевист и в то же время как исполнитель, в своих программах я стараюсь преодолеть ставшее уже привычным разделение духовных стихов по различным направлениям. Мне нравится чередовать в концертах разные образцы: крестьянские, былинные, старообрядческие, отдельные примеры городского стиха. Особенно мне интересны духовные стихи письменной традиции, которые, к сожалению, почти не звучат на концертах или в быту. Эти стихи неоднородны: наиболее древний пласт (XV–XVIIвв.) представляют песнопения, основанные на попевках знаменного распева, более поздние — куплетные стихи (XVIII И.Прянишников, Калики перехожие XIXвв.), похожи во многом на стихи устной традиции.
(продолжение следует)
Комментариев пока нет